Урок математики по теме: "Задачи на части" для 5 класса (ФГОС)
презентация урока для интерактивной доски по алгебре (5 класс) на тему

 

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «часть», «части»

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

умение решать основные типы задач «на  части» , грамотно оформлять решение задачи

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение 

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень — совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

 формируют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач « на части»; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме: «Задачи «на  части»

2 уровень  — совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

  •  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_zadachi_na_chasti.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе:     Алексеева Татьяна Михайловна

Предмет:  математика            

 Класс: 5    В            

 Учебник (УМК): Математика: учебник  для 5 классов общеобразовательных учреждений

                               [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]-   М.: Просвещение, 2010.

Тема урока:       Задачи «на части».                                 

 Тип урока: Тип урока:

  •  ПО ОСНОВНОЙ ДИД. ЦЕЛИ:  УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
  • ПО ОСНОВНОМУ ЭТАПУ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:  УРОК ПЕРВИЧНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАТЕРИАЛОМ.
  • ПО ОСНОВНОМУ СПОСОБУ ПРОВЕДЕНИЯ:  УРОК – ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОИСК  СОКРОВИЩ  ТЕМЫ.
  • ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ: УРОК – ИГРА: « ПОИСК СОКРОВИЩ

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  •  Интерактивная доска.
  • ТСО – ноутбук.
  • Цветной мел.
  • Раздаточный материал (карточки с задачами и  домашним заданием).

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД: 

  • использовать алгоритм для решения познавательных задач (2 уровень)
  • осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату (1 уровень)
  • проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.(1 уровень)

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1  уровень);
  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.(1 уровень) 
  • проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.(1 уровень)

• коммуникативные УУД:

  • договариваются о совместной деятельности, приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя; 

У большинства учащихся не  сформированы: 

• регулятивными УУД:

различают способ и результат действия.

• познавательными УУД:

решают задачи на нахождения части целого и целого по его части,

ориентируются на разнообразие способов решения задачи.

• коммуникативные УУД:

воспроизводят  изученную информацию с заданной степенью свернутости

подбирают аргументы, соответствующие решению.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «часть», «части»

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

умение решать основные типы задач «на  части» , грамотно оформлять решение задачи

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень — совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

 формируют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач « на части»; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме: «Задачи «на  части»

2 уровень  — совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач «на части»

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

6

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

4. Первичное ознакомление с новым материалом.

Показать разнообразие  задач на  «части» решаемых в жизни.

Организация и контроль  за процессом ознакомления.

Принимают участие в формировании понятия «часть». Отчитываются о проделанной работе – презентация и устный доклад.

10

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

1

6. Вторичное ознакомление с новым материалом, его осмысление и применение

Показать разнообразие типов задач «на части»

Организация и контроль   за процессом решения задач.

Работают  индивидуально над поставленными задачами.

15

Познавательные: структурирование собственных знаний

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения задач

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса, через работу над задачей с «ошибками».

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

5

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают «пиратские монеты»

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание.

2

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте ребята! На партах у вас должны лежать учебники по математике, тетради, ручки, карандаши, ну, и, конечно же, дневник.

 

Учащиеся слушают учителя,

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ  УРОКА И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Наша новая тема:   Задачи «на части». СЛАЙД 1.  Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми математическими понятиями: «часть», «деление на части», а также научитесь решать  основные типы задач «на части». Мы даже попробуем выработать алгоритм их решения.   Изучение этой темы можно сравнить с поиском сокровищ на необитаемом острове, а для того, чтобы  их найти  мы  будем следовать карте  острова сокровищ. СЛАЙД 2.   Каждый этап  нашего поиска  сопряжен с трудностями, преодолевая которые вы получите  не только пиратские монеты( ПРИЛОЖЕНИЕ № 1), но и самые ценные сокровища на Земле -  знания! Итак, откройте тетради, запишите число, сегодня

15 октября, классная работа, тема:  Задачи «на части».

Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

 3. Актуализация знаний

Первый этап нашего поиска называется   ГАВАНЬ  ВОСПОМИНАНИЙ СЛАЙД 3   

 Пусть ваша память поможет пройти нам этот этап с достоинством!

( 4 человека работают по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2), остальные ребята – устный фронтальный  опрос)

3 И 4 СЛАЙДЫ  – ПРИМЕРЫ – УСТНЫЙ СЧЁТ НА ДЕЛЕНИЕ

5 И 6 СЛАЙДЫ  -  (пропедевтические)ЗАДАЧИ

 

Две  коробки карандашей стоят 70 рублей.

 Сколько стоят 9 коробок?

315

  • Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук.
  • Девочка сорвала в два раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и девочки в отдельности?

40 и 80

Учащиеся устно выполняют предложенные задания.

4. Первичное ознакомление с новым материалом.

Молодцы, ребята, а теперь, на нашем пути возникла  ПЕЩЕРА ТЕОРИИ. Нам очень понадобятся знания, полученные в этой пещере, для поиска наших сокровищ!

 Учитель: Ребята, давайте прочитаем с вами рецепты, написанные на доске  на листочках, которые лежат у вас на партах. СЛАЙД 7

Ореховый торт

Сахар – 10 частей,

Грецких орехов – 6 частей;

Мука – 7 частей;

Сливочного масла – 4 части;

Сливки – 2 части.

Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить торт массой 600 грамм?

Жидкость для выведения пятен

Вода – 10 частей;

Нашатырный спирт – 2 части;

Соль – 1 часть.

Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 грамм?

Настойка для полоскания рта

Ромашка – 3 части;

Календула – 2 части;

Шалфей – 4 части.

Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм?

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

Учитель:

Ученик:

Какие слова повторяются от задачи задаче?

Части.

О каких величинах идет речь в каждой задаче? Выберите из списка: время, температура, скорость, вес, масса, расстояние, часть, периметр, количество, площадь.

Масса, часть, количество

Какими должны быть все части в каждом рецепте?

РАВНЫМИ. В каждом рецепте части одинаковы

Можно ли ответить на вопросы, поставленные в рецептах, если мы не умеем решать задачи на части?

Ответить па вопросы нельзя, если не научится решать задачи на части.

Вот этому мы и будем учиться сегодня на уроке!

НО ЗАЧЕМ?

В прошедшие дни вы выясняли для чего же нам необходимо уметь  решать задачи  «на части» По итогам работы вот, что мы узнали!

Учащиеся отчитываются о проделанной работе – презентация и устный доклад.

5.Физпауза

Поиск сокровищ – дело нелегкое, надо бы и косточки размять!

Я буду называть числа четные и нечетные! Услышав четное число выгибаем спину, как цифра «2», услышав нечетное число поднимаем руки вверх и тянемся к небу!

Учащиеся повторяют действия за учителем.

6. Вторичное ознакомление с новым материалом, его осмысление и применение

А теперь, вооружившись теорией, мы с вами смело можем отправляться

в ДЖУНГЛИ ПРАКТИКИ . СЛАЙД 8 и СЛАЙД 9   

Для этого посмотрим на листочки, которые уже были задействованы на нашем уроке- попробуем поохотиться в джунглях практики и добычей нашей станут задачи «на части»

Заполним таблицы, используя  данные задачи и сделаем выводы.

ЗАДАЧА №1

Рецепт варенья: на 5 частей сахара приходится 3 части вишни. Сколько кг вишни нужно взять, если сахара взяли 15 кг?

ЗАДАЧА №2

Сахар и вишня вместе весят 32 кг. Сколько весит отдельно сахар и вишня, если на сахар приходится 5 частей, а на вишню 3 части

ЗАДАЧА №3

Повар потратил сахара больше чем вишни на 10 кг. По сколько кг сахара и вишни он взял, если сахара взял 5 частей, а вишни 3 части.

Молодцы, ребята! И вот мы с вами уже у  МАЯКА ОТКРЫТИЙ!

Учащиеся заполняют таблицы и решают поставленные задачи.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

В чём же заключается наше ОТКРЫТИЕ?

Учащиеся устно отвечают на вопросы.

 Как можно записывать условие задачи «на части»

Но это далеко не единственный способ записи условия подобных задач, с другими мы познакомимся на следующих уроках.

С помощью таблицы

Что первым делом мы стараемся вычислить, когда нам необходимо решить подобную задачу?

Сколько приходится на 1 часть?

Что мы делаем затем?

Вычисляем те части,  которые   необходимо найти  в задаче.

Что всегда присутствует в задаче?

Ответ

Сейчас мы с вами создали АЛГОРИТМ решения задач «на части» СЛАЙД 10

Один пятиклассник решил выполнить задачу №222 на стр 50 учебника –

Мы оценим его работу(если мы посчитаем, что какой-то этап задачи выполнен верно, то производим 1 хлопок в ладоши, если же нам показалась, что в решение закралась ошибка 2 раза топаем ногой.

  • Вот как он решил записать условие: верно ли на ваш взгляд оно записано?
  • Посмотрим, как он выполнил 1-е действие: видите ли вы здесь ошибку?
  • 2-е действие?
  • 3 действие?
  • 4 действие?
  • Где вы увидели ошибку?
  • Придерживался ли пятиклассник созданного нами алгоритма решения подобных задач?

Учащиеся читают алгоритм и предложенную задачу.

Учащиеся выполняют действия предложенные учителем.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Вот и добрались мы с вами до конечного этапа  нашего поиска сокровищ – вот же они! СЛАЙД  13

Вы же знаете, что является самым бесценным сокровищем на Земле? Кто хочет их достать?

Открывается сундук с сокровищами, а там  «сокровища»  с вопросами на оборотной стороне: Вопросы: СЛАЙД 14

  • Что первым делом мы пытаемся найти, когда решаем задачи «на части»?
  • В каких школьных предметах нам может пригодиться знания, приобретенные сегодня на уроке?
  •  В каких бытовых ситуациях людям необходимо знать, как решаются задачи «на части»?

Полученные  монеты, символизирующие ваши знания, и отметки за них- те, кто получил 3 и 2 монеты-молодцы-вы работали сегодня отлично и хорошо! А те, кто получил 1 монету, тоже работали хорошо и впоследствии она будет зачтена!

После звонка подойдите, для уточнений кол-ва монет!

Учащиеся анализируют изученный материал

9. Информация о домашнем задании

А знаете, ребята, здесь ведь есть сокровище для каждого из вас: вы  возьмете  его домой, где сможете применить полученные сегодня знания,  а уж завтра,  попробуете блеснуть своим сокровищем в полной мере! (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2) + изучите параграф 1.14.

Урок закончен! Всем спасибо! СЛАЙД  15

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.

Самоанализ

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные действия

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные действия

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

-Воспроизведение (актуализация) знаний о процентах.

-Воспроизведение основных видов задач на проценты

-Определение основных направлений в изучении темы

  1. Ученики не могут видеть  основные виды задач

  1. Ученики не могут ответить на вопрос, где в жизни встречаются задачи «на части»

  1. Ученики не могут сформулировать  ответы на вопросы.

1. Учитель на примерах помогает вспомнить, какие бывают задачи  «на части»

2. Учитель корректирует знания учащихся с помощью пропедевтической работы – опрос людей и создание отчета самими учащимися.

3. Помогает с помощью опорных слов: вспомнить, повторить…

Стадия Содержания

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Познавательные действия

- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно применять полученные знания на практике

Коммуникативные действия

- Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

- Построение нового знания о процентах

- Применение понятия процент при решении жизненных задач

- Анализ информации по теме «Проценты»

  1. Ученики затрудняются в ответах на вопросы, соответственно возникают трудности при решении

  1.  Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

1. Учитель может индивидуально подойти и помочь тем, у кого возникли трудности

 

4. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.

Стадия Рефлексии

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

Личностные действия

- Оценка действий человека

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Предметные действия

- Применение знаний о процентах при решении практических заданий

- Способность использовать полученные знания на практике

  1. Ученики не могут оценить свою работу.

2. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней  работы

1. Учитель может еще раз разобрать критерии оценивания как индивидуально так и на весь класс

2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме

3. Обратить внимание учеников на параграф 1.14, подсказать, что они могут подойти как к учителю, так и к родителям за помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике по теме «Задачи на движение. 5 Класс».

Урок - повторение по теме «Движение» (рассчитан на сдвоенный урок) c применением технологии саморазвития. На уроке рассматриваются задачи на: 1) движение в одном направлении 2)  В противопо...

Конспект урока математики на тему: «Задачи на нахождение суммы и остатка».

Урок математики для 9 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования»

Рабочая тетрадь к уроку математики на тему «Задачи линейного программирования» разработана мною для одноимённого урока математики (повышенный уровень). может быть использована как на уроке, семинарско...

Конспект урока математики о теме: "Задачи на проценты" для 7 класса

Конспект разработан для урока систематизации знаний по теме: "Задачи на проценты". После урока предусмотренна домашняя работа в виде исследования....

самостоятельная работа по математике по теме "Задачи на пропорции" 6 класс

В работе представлена самостоятельная работа по теме "Задачи на пропорции" в 6 вариантах. Подобраны интересные задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости....

Презентация по математике на тему "Задачи на части" (5 класс)

Презентация по математике на тему "Задачи на части" (5 класс)...

Конспект урока математики по теме: "Задачи на проценты" 6 класс

Конспект урока математики по теме: "Задачи на проценты"...