рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по алгебре на тему

Представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету МАТЕМАТИКА автор Петерсон Л. Г. в соответствии с ФГОС , учебной программой и учебниками

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Рабочая программа по предмету «Математика» линии УМК «Перспектива» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,

Примерной программы по математике,

Планируемых результатов начального общего образования,

Программы    Петерсон Л.Г. «Учусь учиться».  

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Многие  дети с достаточно высоким уровнем мотивации и восприятия материала: Ананьев Саша. Бабаян Анна. Гончаров Тамир. Кирсанова Арина, Комаров Федор. Лыгин Даниил. Мараков Виталий,  Огнева Юлия, Парамонов Костя. Селиванова Катя. Смольков Максим, Соболева Вероника. Сон Никита. Туманова Рита. Тутуев Василий. Чистяков-Лаврентьев Костя. Они отличаются высоким уровнем самостоятельности,  инициативностью, успешны в работе по образцу.

Некоторые ребята отличаются средним уровнем мотивации, проявляют старание в силу своих возможностей: Алипханов Юсуп., Горбунова Варя. Иванов Настя. Парамонов Костя. Трусова Вика. Хивинцв Кирилл. Шашков Ярослав.  Некоторые учащиеся отличаются крайне медленным темпом работы Гилязетдинов  Арсений. Кальмиллер Федор. Куличенко Павел. Лагин Александр. У детей ослаблено внимание, не развито логическое мышление,  недостаточно развиты процессы и свойства памяти, что отражается на изучении курса математики.

В работе с этими детьми необходимо  применять индивидуальный подход и при отборе учебного содержания, и при выборе форм и методов усвоения учебного материала, которые должны соответствовать  личностным и индивидуальным особенностям детей: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, несформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память).

Чтобы включить некоторых  детей в работу на уроке (например, Литовкин Ярослав), необходимо использовать нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, иногда другие учащиеся на них равняются, и это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия.

Анализ проверочных и контрольных  работ позволяет заключить, что основные трудности  обучающиеся испытывают при  решении задач.    Ученики затрудняются самостоятельно планировать свою деятельность, выполнять аналитические операции, осуществлять поиск информации.

В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Именно поэтому в содержание уроков необходимо включать материал разного  уровня сложности, предлагать  дифференцированные задания на всех этапах изучения материала. Необходимо использовать в работе разные каналы восприятия учебного материала, разнообразные формы и методы работы.

        Предлагаемая система обучения опирается на эмоциональный и образный компоненты мышления младшего школьника и предполагает формирование обогащенных математических знаний и умений на основе использования широкой интеграции математики с другими областями знания и культуры. 

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями  курса математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности .     

     Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

 Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

         Цели обучения

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • формирование у учащихся основ умения учиться ;      
  • развитие их мышления ,качеств личности, интереса к математике;  
  • создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Задачи

  1. формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности;
  2. приобретение опыта самостоятельной математической деятельности;
  3. формирование логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  4. формирование знания математического  языка;
  5. овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни;
  6. создание энергосберегающей информационно-образовательной среды.

Используемые  технологии обучения, формы уроков

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.

Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
  3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
  4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
  5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
  8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Аналогичную структуру имеют уроки других типов: рефлексии (то есть повторения и закрепления знаний, самоконтроля и коррекции своих ошибок), а также уроки контроля развивающего типа. Такое построение уроков позволяет не только сформировать у учащихся устойчивую систему математических знаний, но и вовлекает их в выполнение в ходе каждого урока всего комплекса универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Ведущие формы и методы, технологии обучения: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры.

Место предмета в учебном плане

       

Программа рассчитана на  136 часов за год, 4 часа в неделю и включает:

  • плановых контрольных работ – 10;

Список плановых контрольных или других работ:

Вид работы

Название

Контрольная работа

Стартовая диагностическая

Контрольная работа № 1

«Множества и операции над ними»

Контрольная работа № 2

«Многозначные числа и действия с ними»

Контрольная работа № 3

«Величины»

Контрольная работа № 4

«Умножение  и  деление  многозначных  чисел»

Контрольная работа № 5

«Меры времени. Уравнения. Равенства »

Контрольная работа № 6

«Скорость. Время. Расстояние»

Контрольная работа № 7

«Умножение на двузначное и трехзначное число. Решение задач»

Контрольная работа № 8

«Действия с многозначными числами. Решение задач»

Контрольная работа

Итоговая

  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛЫ/темы

Количество часов

По программе,

взятой за основу

По плану

1

 Числа и арифметические действия с ними  

35 ч.

35 ч.

2

Работа с текстовыми задачами                      

40 ч.

40 ч.

3

Геометрические фигуры и величины            

11 ч.

11 ч.

4

Величины и зависимости между ними          

14 ч.

14 ч.

5

Алгебраические представления                      

10 ч.

10 ч.

6

Математический язык и элементы логики      

14 ч.

14 ч.

7

Работа с информацией и анализ данных        

12 ч.

12 ч.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результаты  изучения курса «Математика» в 3 классе

Личностные результаты:

  1. Становление основ российской гражданской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этнических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний
  3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации
  4. Принятие социальной роли обучающегося, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики;
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;
  6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций;
  7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты:

  1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причину затруднения;
  2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижений результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  4. Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера
  5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности
  7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  9. Развитие навыков смыслового чтения текстов.
  10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  11. Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
  12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
  13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, переменная величина, формула и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса математики 3 класса.

Предметные результаты:

  1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания,  преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  2. Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а так же оценки их количественных и пространственных отношений;
  3. Овладение письменной и устной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов;
  4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
  5. Приобретение начального опыта применения математических заданий для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

  • Уметь на автоматизированном уровне складывать и вычитать в пределах 20 , выполнять табличное умножение   и деление.
  • Уметь читать, записывать и сравнивать многозначные числа, знать их десятичный состав и порядок следования в натуральном ряду.  
  • Уметь выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное.
  • Уметь устно складывать, вычитать, умножать и делить в пределах 100 и выполнять действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  • Уметь применять правило порядка действий в выражениях, содержащих 4-5 действий (со скобками и без них ).
  • Уметь использовать переместительное, сочетательное и распределительное свойство сложения и умножения для упрощения вычислений.
  • Знать названия компонентов действий.
  • Уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1-2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
  • Знать формулу пути (S=v.t), формулу стоимости (C=a.n), формулу работы (A=w.t),площади и  периметра прямоугольника, уметь их использовать для решения текстовых задач.
  • Знать единицы измерения длины, площади, объема, массы и времени. Уметь выполнять перевод из одних единиц измерения в другие, действия с именованными числами. Знать названия месяцев и дней недели. Уметь определять время по часам.
  • Уметь решать   задачи в 2-3 действия всех изученных видов и проводить их самостоятельный анализ
  • Уметь решать простые уравнения основных видов (a+x=b, a-x=b, x-a=b, a·x=b, a:x=b, x: a=b) с комментирование по компонентам действий.
  • Уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, включение множеств.
  • Уметь обозначать элементы множеств на диаграмме Эйлера-Венна, находить объединение и пересечение множеств.
  • Уметь чертить с помощью циркуля и линейки отрезок, прямую, луч, окружность, находить их пересечение.
  • Уметь измерять длину отрезка и строить отрезок по его длине. Уметь находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.
  • Уметь строить на клетчатой бумаге квадрат и   прямоугольник, вычислять площадь прямоугольника и площадь фигур, составленных из прямоугольников.  
  • Уметь выполнять простейшие преобразования фигур на клетчатой бумаге (перенос на данное количество клеток в данном направлении, симметрия).  

4.   УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемый учебно-методический комплекс  «Перспектива»:

1 )    Учебник: Л.Г.Петерсон  « Математика»  для  3 класса начальной школы общего  образования.        Москва. «Ювента». 2012 г.   (в  3  частях).

2 )    Л.Г.Петерсон .  Учебное  пособие «Самостоятельные  и  контрольные  работы  по  математике».  Москва. «Ювента». 2012 г.

3 )   Л.Г.Петерсон. «Методические  рекомендации  к  учебнику  « Математика»  3  класс»  Москва.    «Ювента». 2012 г.

 Приложение  № 1  -  календарно-тематическое планирование

 Приложение  № 2  -  контрольные работы

Система оценки  достижений учащихся

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ, тестов.
      Письменная проверка знаний, умений и навыков.
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
      Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций;
- неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибка и 1-2 недочета;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 1-2 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок;

При оценке работ, состоящих только из задач:
Оценка "5" ставится, если задачи решены без ошибок;
Оценка "4" ставится, если допущены 1-2 ошибки;
Оценка "3" ставится, если допущены 1-2 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если допущены 3 и более ошибок;

При оценке комбинированных работ:
Оценка "5" ставится, если работа выполнена безошибочно;
Оценка "4" ставится, если в работе допущены 1-2 ошибки и 1-2 недочета, при этом ошибки не должно быть в задаче;
Оценка "3" ставится, если в работе допущены 3-4 ошибки и 3-4 недочета;
Оценка "2" ставится, если в работе допущены 5 ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа по литературному чтению  для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса.

Рабочая программа для 4 класса школы 7 вида с включением часов по курсу Санкт - Петербург....

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению (2 класс)...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса

Программа разработана на основе авторской программы  по литературному чтению  Л.А.Ефросининой и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»Литературн...

рабочая программа по литературному чтению 10 класс.(Русская группа)

Рабочая программа по литературному чтению.(10 класс .По Хайдаровой Р.З.)...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Данная рабочая программа составлена к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 часа в неделю....