Четырёхугольники
план-конспект занятия по алгебре (8 класс) на тему

Морозова Людмила Николаевна

Урок в8 классе по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по математике

Ф.И.О.

Морозова Людмила Николаевна

Место работы

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 г. Бакала Челябинской области

Должность

Учитель математики первой категории

Электронный адрес

cool.lyudmilanikolaevna@mail.ru

Предмет

Математика (геометрия)

Класс

8

Тема урока

Четырехугольники

Базовый учебник

Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Кадомцев и др. – 21-е изд.- М.: Просвещение, 2011

Аннотация работы.

Конспект урока «Четырехугольники» по математике (геометрии) в 8 классе

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по данной теме, решение задач с использованием свойств и признаков четырехугольников.

Задачи урока:

1. Образовательные: научить в процессе реальной ситуации использовать свойства и признаки: квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба и трапеции. Решить задачи с использованием  этих свойств и признаков.

2. Воспитательные: Уметь слушать и вступать в диалог, чувствовать в обсуждении проблем, интегрироваться в пару со сверстником и строить продуктивное взаимодействие, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать ответственность и аккуратность.

3. Развивающее: Уметь обрабатывать информацию в виде таблицы; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: Комбинированный урок исследовательского характера

Формы работы учащихся: Фронтальная работа, работа в парах и индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: Доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, модели четырехугольников.

Ожидаемый результат: Знать понятия многоугольников. Уметь применять свойства и признаки четырехугольников при решении задач. Уметь доказывать изученные теоремы и применять их при решении нестандартных задач. Развитие логического мышления, кругозора, внимания. Умение совместно работать в коллективе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

а) Учащимся раздать модели четырёхугольников..

б) Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка усвоения теоретического материала

Учащиеся рассказывают изученные на предыдущих уроках определение, свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба и квадрата.

2. Математический диктант (устно)

На вопросы учителя учащиеся показывают модели четырёхугольников, обладающих указанными свойствами:

  1. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам (у прямоугольника, ромба, квадрата).
  2. Диагонали равны (у прямоугольника, квадрата).
  3. Углы, прилегающие к одной стороне, равны (у прямоугольника, квадрата).
  4. Диагонали перпендикулярны (у ромба, квадрата).
  5. Диагонали делят углы пополам (у ромба, квадрата).
  6. Все углы равны (у прямоугольника, квадрата).
  7. Диагонали равны и перпендикулярны (у квадрата).
  8. Какой параллелограмм обладает всеми перечисленными свойствами? (Квадрат)
  9. Дайте три определения квадрата.

3. Практическое задание

1. Всем учащимся дается набор таблиц для письменной самостоятельной работы.

Задание: поставить «+» или «-» напротив названий четырёхугольников при ответе на вопросы.

паралле-лограмм

прямо-угольник

ромб    

квадрат

  1. Противолежащие стороны параллельны и равны

  1. Все стороны равны

  1. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180º

  1. Все углы прямые

  1. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

  1. Диагонали равны

  1. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

Проверка: соседи по парте меняются таблицами и проверяют. На экране показаны правильные ответы.

Правильные ответы:

паралле-лограмм

прямо-угольник

ромб    

квадрат

  1. Противолежащие стороны параллельны и равны

+

+

+

+

  1. Все стороны равны

-

-

+

+

  1. Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180º

+

+

+

+

  1. Все углы прямые

-

+

-

+

  1. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

+

+

+

+

  1. Диагонали равны

-

+

-

+

  1. Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

-

-

+

+

Оценка: «5» - верно 27-28

               «4» - верно 21-26

               «3» - верно 14-20

               «2» - верно 13 и менее

III. Решение задач

Задания даются по рядам.

а) Найдите углы ромба (рисунок 1), если его диагонали составляют с его стороной углы, один из которых на 30° меньше другого.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/1.JPG

Рис.1

Решение:

1. Диагонали ромба взаимно перпендикулярны, поэтому треугольник АОВ - прямоугольный

2. Пусть в треугольнике АОВ Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gif АВО = х, тогда Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВАО = х + 30°, значит Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifАВО + Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВАО = х + х + 30 ° = 90° , и х = 30° .

3. Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifАВО = 30° , Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВАО = 60° , а т.к. диагонали ромба являются биссектрисами его углов, то Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВАD = 120° , Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifАВС = 60° .

4. Противолежащие углы в ромбе равны, тогда Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifАDС = Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifАВС = 60° , Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВСD = Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifBAD = 120° .

Ответ: 60 ° ,120° , 60° , 120° .

.б) Угол между диагоналями прямоугольника равен 80° (рисунок 2) . Найдите углы между диагональю прямоугольника и его сторонами.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/2.JPG

Рис.2

Решение:

1. Диагонали прямоугольника равны и точкой пересечения делятся пополам, значит ВО = ВD/2 = АС/2 =АО и треугольник АОВ - равнобедренный, тогда Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОАВ = Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОВА = 50° .

2. В прямоугольнике все углы прямые, тогда Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОАD = Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВАD - Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОАВ = 90 ° - 50° = 40° .

Ответ: 50° ,40° .

в) В ромбе АВСD диагонали пересекаются в точке О, Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifА = 80° (рисунок 3). Найдите углы треугольника ВОС.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/3.JPG

Рис.3

Решение:

1) Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifА = Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifС = 80° ; СО - биссектриса Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifС, тогда Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОСВ = 40° ;  Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifD = Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifB = (360° -(Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifА + Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifС ))/2=100° ;

2) Треугольник СОВ - прямоугольный, Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifВОС = 90° , Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОСВ =40° , Описание: http://festival.1september.ru/articles/622102/img1.gifОВС = 100° /2=50°

Ответ: 90° , 40° , 50°

IV. Домашнее задание

(Распечатать для каждого ученика.)

1. Периметр прямоугольника равен 48 см. Найдите его стороны, если они относятся как 1:2.

2. Диагональ ромба образует с одной из его сторон угол 40°. Найдите углы ромба.

3. В четырехугольнике ABCD отрезок АО - медиана треугольника ABD, отрезок ВО - медиана треугольника АВС. Определите вид четырехугольника.

V. Итог урока. Рефлексия

Сказка-загадка

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали решать, кто будет их королем. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: "Давайте все отправимся в царство четырехугольников. Кто придет первым, тот и будет королем". Все согласились. Рано утром отправились все в путешествие. На пути им встретилась река, которая сказал: "Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам". Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно перебрались на тот берег и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала: "Я пропущу только тех, у кого диагонали равны". Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, над которым был узкий мост. Мост сказал "Меня перейдут только те, у кого диагонали пересекаются под прямым углом". По мосту прошел только один четырехугольник, который, добравшись до царства, был провозглашен королем.

Вопросы:

  1. Кто стал королем? (Квадрат)
  2. Кто был основным соперником? (Прямоугольник)
  3. Кто первым выбыл из соревнования? (Трапеция)


УЧИТЕЛЬ: Вспомним определения четырехугольников. В этих загадках используются их свойства. Я читаю загадку, а вы поднимаете карточку с верным ответом (у каждого ученика карточки: параллелограмм, квадрат, ромб, прямоугольник).

1. Знаете ли вы меня
Хочу проверить,
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня четыре стороны
И все они между собой равны.
И у меня равны еще диагонали,
Углы мне они делят пополам, и ими
На части равные разбит я сам. 
(Квадрат)

2. И у меня равны диагонали, 
Хочу сказать я, хотя меня не называли,
И хоть я не зовусь квадратом
Он мне приходится родным братом. 
(Прямоугольник)

3. Хоть стороны мои
Попарно и равны, и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам
Но все ж, скажи, дружок, кто я? 
(Параллелограмм)

4. Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам. 

(Ромб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерный тест по геометрии 8 класса по теме "Четырёхугольники"

Краткий обзор материала по теме "Четырёхугольники" и контрольный тест в компьютерном варианте...

Четырёхугольники

Данный урок провела после изучения темы "Четырёхугольники", разнообразила материал кроссвордом, ребусами, танграмом,  тестом....

Презентация по теме "Площади четырёхугольников. Площадь треугольника

В презентации показаны свойства площадей, теоремы и формулы для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма треугольника....

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Четырёхугольники"

В данной разработке представлен фрагмент урока закрепления знаний по теме "Черырёхугольники". Целью урока является повторение теоретического материала по теме "Параллелограмм, прямоугольник, ромб, ква...

Урок -аукцион в 8 классе "Четырёхугольники"

Разработка обобщающего урока в 8 классе по теме Четырёхугольники.Проводится в игровой форме, дает возможность повторить основные посвойства четырёхугольников и треугольника....

Урок обобщения и повторения по теме: «Четырёхугольники».

Урок обобщения и повторения по теме:«Четырёхугольники», 8 класс , геометрия  с использованием ИКТ. Применяется на заключительном этапе изучения темы "Четырёхугольники"....

Модуль по математике в 5 классе по теме «Четырёхугольники. Виды четырёхугольников. Периметр четырёхугольника» по ФГОС

Тема: «Четырёхугольники.  Виды четырёхугольников. Периметр четырёхугольника».Тип модуля: модуль изучения нового материала.Формы работы:  фронтальная,  индивидуальная, работа в парах,...