Четырёхугольники
методическая разработка по геометрии (8 класс) на тему

Перчикова Антонина Васильевна

Данный урок провела после изучения темы "Четырёхугольники", разнообразила материал кроссвордом, ребусами, танграмом,  тестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_4-ki.docx24.42 КБ
Файл 4ug-ki.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  «Четырёхугольники»

ФИО (полностью)

Перчикова Антонина Васильевна

Место работы

МОУ СОШ «Пайская»

Должность

Учитель

Предмет

математика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Четырёхугольники

Базовый учебник

Смирнов В.А.

  1. Цель  урока:
  1. Закрепление  теоретического материала по теме «Четырёхугольники».
  1. Совершенствование  навыков решения задач по данной теме.

9. Задачи:

- обучающие:

Формировать  систематические знания о плоских фигурах и их свойствах

-развивающие:

 Развивать умение систематизировать, анализировать, классифицировать, проводить логические обоснования

-воспитательные:

  1. Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности обуч-ся к саморазвитию на основе мотивации к обучению
  2. Формировать уважительное отношение к другому человеку

Задачи на каждый этап урока:

  1. Слова О.Хайяма:  способствовать  формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  2. Ребусы:  строить  логические рассуждения, умозаключения и делать выводы
  3. Повторение темы:  способствовать формированию систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах
  4. Таблица-проверка:  уметь выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (в форме таблицы)
  5. Танграм:  Способствовать  развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
  6. Решение задач: способствовать развитию умения исследовать построенную модель с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры.
  7. Сказка-вопрос: развивать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение.
  8. Фигуры вокруг нас: способствовать развитию математического и логического мышления, пространственного воображения
  9. Кроссворд: проверить  в нетрадиционной (а значит, более интересной для учащихся) форме  знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала о плоских фигурах и их свойствах
  10. Тесты: получить объективную и непредвзятую информацию об уровне усвоения пройденного материала
  11. Рефлексия:  выявить  уровень удовлетворения обуч-ся результатами своей деятельности на уроке

        10. Тип урока: обобщение материала

11.Формы работы учащихся : групповая, индивидуальная, самостоятельная

12.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, презентация

Структура и ход  урока:

  1. этап: вступительное слово( Слова О.Хайяма), определение темы урока через ребусы

2 этап: повторение свойств четырёхугольников

 3 этап: закрепление материала через таблицу, загадки, задачи, тест

4этап: самостоятельная работа

5 этап:  подведение итогов игры, награждение победителя, рефлексия

Раздаточный материал:

Задача:

Учитель нарисовал на доске четырехугольник и спросил у учеников, что это за фигура?

Иванов сказал, что это квадрат. Петров считает, что это трапеция.
Сидоров ответил, что нарисован ромб. Фёдоров решил, что это параллелограмм.

Оказалось, что из четырёх ответов только три были верные, а один - неверный.
Что за фигуру изобразил учитель?

Ответ: Учитель начертил квадрат,  ведь он одновременно является и ромбом и параллелограммом, но не трапецией.

 

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Противолежащие стороны параллельны и равны

 

 

 

 

Все стороны равны

 

 

 

 

Противолежащие углы равны, cумма соседних углов равна 180

 

 

 

 

Все углы прямые

 

 

 

 

Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

 

 

 

 

Диагонали равны

 

 

 

 

Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов

 

 

 

 

Загадки по теме « Четырёхугольники»

 

Знаете ли вы меня, хочу проверить

Любую площадь я могу измерить,

 Ведь у меня четыре стороны

И все они между собой равны.

И у меня ещё равны диагонали,

 Углы они мне делят пополам,

 И ими на части равные разбит я сам.                 ( квадрат)

Мои хоть не равны диагонали,

По значимости всем я уступлю едва ли,

Ведь под прямым углом они пересекаются,

И каждый угол делят пополам, И

И очень важная фигура я, скажу я вам.                  (ромб)

Хочу сказать я, хоть меня не называли

И у меня равны диагонали.

И хоть  я не зовусь квадратом

Он мне приходится родимым братом.                (прямоугольник)

Хоть стороны мои попарно и равны и параллельны

Всё ж я в печали, что не равны мои диагонали

Да и углы они не делят пополам.

Но всё ж скажи, дружок, кто я?             ( параллелограмм).

Треугольник сунул нос
В реактивный пылесос.
А без носа он, – о, боже! –
Стал на юбочку похожим.
Интереснее всего,
Как теперь зовут его.                     ( трапеция)   

Тест «Четырёхугольники»

Четырёхугольник, у которого только две стороны параллельны

  1. ромб
  2. трапеция
  3. квадрат
  4. прямоугольник

Любой ромб является:

  1. квадратом
  2. прямоугольником
  3. параллелограммом
  4. трапецией

Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот параллелограмм:

  1. ромб
  2. квадрат
  3. прямоугольник
  4. нет правильного ответа

Любой прямоугольник является:

  1. ромбом
  2. квадратом
  3. параллелограммом
  4. нет правильного ответа

Если в четырёхугольнике диагонали перпендикулярны, то этот четырёхугольник:

  1. ромб
  2. квадрат
  3. прямоугольник
  4. нет правильного ответа

Квадрат - это…

  1. параллелограмм с равными сторонами
  2. параллелограмм с равными углами
  3. прямоугольник, у которого все стороны равны
  4. нет правильного ответа

У этого четырёхугольника диагонали всегда равны?

  1. трапеция
  2. прямоугольник
  3. ромб
  4. параллелограмм

Какое из утверждений неверное?

  1. У прямоугольника углы - прямые
  2. у ромба все стороны равны
  3. у квадрата диагонали взаимно перпендикулярны
  4. у трапеции стороны попарно параллельны

Какое утверждение неверно:

  1. квадрат - одновременно параллелограмм и прямоугольник
  2. угол между стороной и диагональю квадрата равен 45 град.
  3. диагонали квадрата взаимно перпендикулярны
  4. существует квадрат, который не является параллелограммом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Геометрия сообщает нам гибкость, укрепляет воображение, приучает ненавидеть недоказанное» Омар Хайям

Слайд 2

? сестра ? ‘ + Д + ‘ 1 гр. “ + + +

Слайд 3

“ + “ ‘ “ + О + + Ь + ‘“

Слайд 5

Виды четырехугольников: 1.Параллелограмм 2.Прямоугольник 3.Ромб 4.Квадрат 5.Трапеция

Слайд 6

A B C D 3. Противолежащие стороны равны, противолежащие углы равны 4.Диагональ делит параллелограмм на 2 равных треугольника. 1. Это четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны, т.е. лежат на параллельных прямых Свойства параллелограмма : 2. Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. ПАРАЛЛЕЛОГРАММ O к ромбу к прямоугольнику Перейти:

Слайд 7

Прямоугольник –это параллелограмм Свойства прямоугольника: 1.Углы прямые 2.Диагонали равны. 3.Все свойства параллелограмма ПРЯМОУГОЛЬНИК B C D A Перейти: К квадрату

Слайд 8

РОМБ Ромб - это параллелограмм Свойства ромба: 1.Диагонали ромба пересекаются под прямым углом. 2.Диагонали ромба являются биссектрисами его углов. 3. У ромба все свойства параллелограмма. A B C D o    = 

Слайд 9

Квадрат Свойства квадрата: 1.Все стороны равны. 2.Все свойства прямоугольника. Квадрат - это прямоугольник A B C D

Слайд 10

Трапеция Трапецией называется четырехугольник, у которого две противолежащие стороны параллельны - основания трапеции, две другие боковые. Свойства трапеции: 1.Равнобокая трапеция - боковые стороны равны.Углы при основании равны 2. Прямоугольная - если углы при одной из боковых сторон, прямые. 3.Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме (MN=1/2*(BC+AD)) A B C D o S D F R T Y P M N

Слайд 11

Заполнить таблицу, отметив «да» или «нет». паралле-лограмм прямоу-гольник ромб квадрат 1.Противолежащие сторо-ны параллельны и равны. 2.Все стороны равны. 3.Противолежащие углы равны, сумма соседних углов равна 180 . 4.Все углы прямые. 5.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. 6.Диагонали равны. 7.Диагонали взаимнопер-пендикулярны и являются биссектрисами его углов.

Слайд 12

Танграм старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций. Суть этой игры не только и не столько в собирании первоначальной фигуры — из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т. д.

Слайд 14

7 . Найти: Дано: А B C D 3 2 0 ? ?

Слайд 15

Задача 1 A B D 1 C 75 ° К Дано: ABCD – параллелограмм Найти:  CB А 2 3 4

Слайд 16

Задача 2 B A D Е C 30 ° Дано: ABCD – параллелограмм Найти:  C и  D

Слайд 17

27 . B А C D E F 40 0 ? Дано: Найти:

Слайд 18

34 . А B C D 55 0 E ? Дано: Найти:

Слайд 19

36 . C N B P A D M K Дано: Найти:

Слайд 20

Сказка - вопрос Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым дойдет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Вопросы: 1. Кто стал королем? 2. Кто был основным соперником? 3. Кто первым вышел из соревнования?

Слайд 21

четырёхугольники вокруг нас

Слайд 22

Орнамент

Слайд 23

Кроссворд 1. Параллелограмм с равными сторонами. 2. Трапеция, у которой боковые стороны равны. 3. Математическое утверждение, которое надо доказывать. 4. Четырехугольник, у которого только две стороны параллельны. 5. Параллелограмм, у которого все углы прямые. 6. Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны. 7. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 8. Параллельные стороны трапеции. 9. Непараллельные стороны трапеции. 10. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.

Слайд 24

Задача Учитель нарисовал на доске четырехугольник и спросил у учеников, что это за фигура? Иванов сказал, что это квадрат. Петров считает, что это трапеция. Сидоров ответил, что нарисован ромб. Фёдоров решил, что это параллелограмм. Оказалось, что из четырёх ответов только три были верные, а один - неверный. Что за фигуру изобразил учитель? Ответ: Учитель начертил квадрат, ведь он одновременно является и ромбом и параллелограммом, но не трапецией.