Игра по математике "Математический лабиринт"
план-конспект по алгебре по теме

Морозова Елена Борисовна

Игра "Математический лабиринт" предназначена для учеников начальной школы. Подготовительная работа и сама игра проводятся учениками средней школы. Материал можно использовать при проведении Дня самоуправления и на Неделе математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра по математике.115 КБ

Предварительный просмотр:

 «Математический лабиринт».

Игра  для учеников начальной школы.

Проводится учениками средней школы.

(Игру можно проводить в день самоуправления и на неделе математики)

Цель игры:  повысить интерес к предмету, развивать навыки работы в коллективе, развивать умение применять знания и сообразительность в нестандартной обстановке. Ученики средней школы учатся организовывать и проводить подобные мероприятия.

Оборудования и материалы:

  1. Плакат  с нарисованным лабиринтом, который предстоит пройти (выполняют ученики средней школы).
  2. Таблица учёта баллов для жюри. Текс заданий для ведущих.
  3. Два красочных одинаковых плаката с произвольно расположенными числами от 1 до 18.
  4. «Цветик – семицветик»: выполненный из бумаги цветок, на лепестках которого записаны задания.
  5. Листы с текстом заданий, листочки для участников игры для записей, ручки, фломастеры, карандаши.
  6. Квадратные листочки бумаги для оригами. Заготовка открытки для учителя начальных классов: нарисованный букет без цветов (выполняют ученики средних классов).
  7. Сладкие призы и книги.

Ведущие: два ученика средней школы.

Жюри:  ученики средней школы.

                                                               Ход игры.

1. Из учеников класса создают две команды, выбирают капитанов и название команды.

2. Перед игрой – вступительное слово учителя:

– Сегодня вам предстоит участвовать в интересной и увлекательной игре «Математический лабиринт». А вы знаете, что такое – лабиринт? (Ответы учеников). А где находится самый знаменитый лабиринт? Какая легенда с ним связана? ( Ответы учеников. Если дети не знают, то учитель или ведущие кратко рассказывает о Критском лабиринте, Минотавре и т.д.). Тесею и его друзьям  найти выход из лабиринта помогла Ариадна.  А вам помогут знания, находчивость, сообразительность и … «цветик-семицветик». А ещё вашими помощниками в преодолении всех трудностей лабиринта будут старшие товарищи по школе.

3. Плакат с лабиринтом крепится к доске. Продвижение команд к выходу из него обозначается с помощью разноцветных магнитов. Все задания записаны на обратной стороне лепестков цветика-семицветика, количество лепестков может варьироваться (у нас в игре было девять лепестков). Какая из команд начнёт игру,  определяет жребий. Капитан этой команды отрывает лепесток у цветка, ведущий зачитывает задание, записанное на обратной стороне лепестка,  и выдаёт листы с заданием командам и сообщает, сколько времени отводится на его выполнение. Время для разных заданий отличается и может варьироваться. Сколько баллов заработает команда за каждый конкурс, на столько клеточек продвигается команда ближе к выходу из лабиринта. При этом каждая команда может заработать баллы. Задания написаны на обратной стороне лепестков. Задания приведены в Приложении 1. У ведущего находится лист с формулировками заданий (Приложение 2). Ответы приведены в Приложении 3.

1) «Закономерности». По закономерности в первом ряду определить, какое число должно стоять во втором ряду.

2) «Задачи». Решить как можно больше задач. Оценивается каждая правильно решённая задача.

3) «Восстановите квадрат». Расставьте  числа от 1 до 9 так, чтобы в рядах и строках сумма равнялась 15. Числа не должны повторяться.

4) «Какое было число?». Дана цепочка действий. Над каким-то числом выполнили указанные действия и получили данное число. Какое же это было число?

5) «Кто больше составит слов». Надо составить как можно больше слов за определенное времяизслова «Арифметика».

6) «Кто быстрее?» Кто точнее и быстрее найдёт и покажет все числа от 1 до 18 на плакате. Числа размещены в произвольном порядке в живописном виде на плакатах, выполненных учениками, проводящими игру.

7) «Переставляшки». Переставьте три палочки так, чтобы получилось три равных квадрата.

8) «Переливания». Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна – литровая, другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?

9) «Художники». Надо нарисовать собаку с помощью геометрических фигур, чисел и математических знаков.

На листе в Приложении 1 приведены ещё задания. Их можно использовать взамен основных или как дополнительные задания.

4. На одном из лепестков записано слово «Привал» (Приложение 4). Желательно, чтобы ведущий знал, на каком лепестке этот привал и постарался так подать цветок капитанам, чтобы привал не был в начале «пути». В эти минуты отдыха ребята из жюри разыгрывают сценки с весёлыми диалогами из школьной жизни. Примерные диалоги приведены в приложении, в праве ведущих самим подобрать или придумать содержание привала.

5. Во время  подсчёта баллов за конкурс «Арифметика» ведущие показывают сценку из школьной жизни. Например, доказывают, что «2x2=5» и предлагают ребятам объяснить, где же кроется подвох? (На нуль делить нельзя).

6. После того, как одна из команд преодолеет лабиринт, ведущий обращается к участникам со следующими словами: «Дружные ребята никогда не оставят друзей в беде. Выручайте  своих одноклассников, помогите им тоже быстрее покинуть лабиринт. Вспомните пословицы и поговорки, в которых используются числа. Каждая пословица – шаг к выходу. А может быть, вы вспомните ещё и песни?»

7. В конце игры один из ведущих проводит мастер-класс по оригами: показывает, как можно выполнить из квадратного листочка бумаги цветок. Ребята  делают цветы с помощью ведущих и наклеивают на заготовку открытки.

 «Кто же помог вам стать такими умными, умелыми, дружными и находчивыми?» Конечно, дети дружно назовут свою учительницу. Со словами благодарности вручают ей открытку.

8. Вручение сладких призов всем участникам игры, включая ведущих и жюри. Победителям вручают шоколадные медали. Учителю дарят книги с развивающими заданиями.

Приложение 1.

1)         6            1             7

14          4            

2)         22           4           88

12                        96

3)          16           7            9

36           11          

4)           35          7             5

         48          8            

У зайца было 4 сыночка и лапочка-дочка. Как-то раз он принёс домой мешок с 60 яблоками. Сколько яблок досталось каждому из зайчат, если заяц разделил их между ними поровну?

Как пятью единицами записать число 100?

Ребята со своими собаками пошли гулять. Встретился им дедушка и  говорит: «Смотрите-ка, ребята, голов не растеряйте и ног не поломайте». Один из мальчиков ответил: «А у нас всего 36 ног и 13 голов, так что не потеряемся». Сколько же собак, а сколько мальчиков?

Никому неизвестное число увеличилось вдвое, посмотрело на себя в зеркало и увидело там 811. Каким было число до увеличения?

Красная шапочка помогала печь пирожки для бабушки. Мама замесила тесто из 2 стаканов муки и сказала, что должно получиться 30 пирожков. Красная шапочка попросила испечь 60 пирожков. Сколько муки для этого потребуется?

           

           

9

4

3

6

СУММА                                                                                                                    

  15


                  А  Р  И  Ф  М  Е  Т  И  К  А

             

Переставьте 3 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

                 

            х 3                  – 19                + 10                    

                                                                                     : 9

                                                                                                                                       

                                                                                   

            : 2                   + 41                : 3                    + 86

Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна – литровая, другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?

Четыре точки.

В квадрате выделены 4 точки.

Можно ли провести отрезок так,

чтобы квадрат разбился на две части,

и в каждой из них было по одной точке?

Каверзный вопрос.

Мог ли человек написать о себе так:

«…пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…»?

(Каверзный вопрос – это вопрос, в котором есть небольшой подвох).

Кто больше?

  1. Когда мы смотрим на цифру «2», а говорим «10»?
  2. На какой вопрос нельзя дать утвердительный ответ?
  3. У трёх маляров был брат Поликарп, а у Поликарпа братьев не было. Как это могло случиться?
  4. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это?

Выразительно прочтите следующие числа: так, чтобы ваши товарищи поняли, где стоят знаки «?» и «!».

1,   2,   3,    4,   5?   6,    7,    8!    9,   0.

Переставьте две палочки так, чтобы равенство стало верным:

                  XI + V = V

Приложение 2.

  • 1. Задания.

1. Закономерности.   8 баллов.

По закономерности в первом ряду определить, какое число должно стоять во втором ряду.

2. Задачи.     12 баллов.

Решить как можно больше задач. Оценивается каждая правильно решённая задача.

3. Восстановите квадрат.  3 - 5 баллов.

Расставьте  числа от 1 до 9 так, чтобы в рядах и строках сумма равнялась 15. Числа не должны повторяться.

4. Какое было число?   3 - 5 баллов.  

Над каким-то числом выполнили указанные действия и получили 36. Какое же это было число?

5. Кто больше?    Разница в словах – столько баллов.

Из слова «АРИФМЕТИКА» составить как можно больше слов.

Пока жюри подсчитывает слова, может идти сценка «2x2 = 5»

6. Кто быстрее?   3 - 5 баллов.

Кто точнее и быстрее найдёт и покажет все числа от 1 до 18 ?

7. Переставляшки.   3 - 5 баллов.

Переставьте три палочки так, чтобы получилось три равных квадрата.

8. Переливания.    3 - 5 баллов.

Имеются трёхлитровая банка сока и две пустые банки: одна – литровая, другая – двухлитровая. Как разлить сок так, чтобы во всех трёх банках было по одному литру?

9. Художники. 5 баллов.

Надо нарисовать собаку с помощью геометрических фигур, чисел и математических знаков.

Дополнительные задания.

10. Чтецы.  3 балла.

Выразительно прочитать строчку цифр так, чтобы ваши товарищи по команде догадались, где стоят вопросительный и восклицательный знаки.

11. Четыре точки.  3-5 баллов.

В квадрате выделены 4 точки. Можно ли провести отрезок так,

чтобы квадрат разбился на две части, и в каждой из них было по одной точке?

12. Каверзный вопрос. 8 баллов.

 (Подсказка: подумайте, может быть, в тексте чего-нибудь не достаёт?)

13. Кто больше? 8 баллов.

Кто за определённое время сможет ответить на большее число вопросов?

14. Не собьюсь!  5 баллов.

По очереди считать все числа, начиная с единицы, но вместо чисел, делящихся на три  и содержащих слово «три», надо говорить «Не собьюсь!»

15. Переставлялки. 3 балла.

Переставьте две палочки так, чтобы равенство стало верным: XI + V = V

Приложение 3.

Ответы:

  1. Закономерности  ( 8 баллов )        

1)    6     1     7        2)   22     4     88        3)  16     7     9        4)  35     7     5

      14    4    18              12     8     96             36    11   25           48     8     6

2.  Задачи  (12 баллов).

1.  12 яблок.                            2 балла

2. 111 – 11 = 100                     3 балла

3.  8 мальчиков и 5 собак.     3 балла

4. 118 : 2 = 59                         2 балла

5. 4 стакана муки.                  2 балла

3.  Восстановите квадрат ( 5 баллов).

    2

   9

  4

7

   5

  3

6

   1

 8

 4.  Какое было число? ( 5 баллов).

                    х 3                          – 19                          + 10                    

                                                                                                                         : 9

                                                                                                                                       

                                                                                   

                       : 2                            + 41                         : 3                            + 86

5. Кто больше?    Разница в словах – столько баллов.

6. Кто быстрее?

  1. Переставляшки (5 баллов).

         Было:                                                   Стало:

   

  1. Переливания.

3 л

3

1

1

2 л

0

2

1

1 л

0

0

1

  1. Художники.
  2.     Чтецы.
  3.     Четыре точки. 
  4.    Каверзный вопрос.

Задание: Мог ли человек написать о себе так:

 «…пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…»

Ответ: «…пальцев у меня двадцать:  пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…»

  1.      Кто больше?
  1. Десять минут.
  2. «Ты спишь?»
  3. Три маляра – сёстры.
  4. Я сам.

15.     XI + V = V      →     XI – V = VI

Приложение 4.

«ПРИВАЛ».

- В каком состоянии бывает вода?
- В твердом, жидком и газированном!

- Каких писателей мы можем назвать классиками?
- Тех, которых мы проходили в классе.

- Какие вещества не растворяются в воде?
- Рыба!

- Начерти квадрат со стороной десять сантиметров.
- Анна Петровна, что же это за квадрат - с одной стороной?

- Что означает словосочетание "Сизифов труд"?
- Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!

- Вася! Тебе не мешает то, что ты левша?
- Нет. У каждого человека свои недостатки. Вот ты, например, какой рукой размешиваешь чай?
- Правой!
- Вот видишь! А нормальные люди мешают ложечкой!

- Сидоров! Мое терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!
- А послезавтра?

- Петя, сколько в вашем классе отличников?
- Не считая меня, четыре.
- А ты разве отличник?
- Нет. Я же так и сказал - не считая меня!

На уроке рисования один ученик обращается к соседу по парте:
- Здорово ты нарисовал! У меня аппетит разыгрался!
- Аппетит? От восхода солнца?
- Надо же! А я думал - ты нарисовал яичницу!

Коля отвечает на уроке зоологии:
- Длина крокодила от головы до хвоста - 5 метров, а от хвоста до головы - 7 метров...
- Подумай, что ты говоришь, - перебивает Вовочку учитель. - Разве так бывает?
- Бывает, - отвечает Вовочка. - Например, от понедельника до среды - два дня, а от среды до понедельника - пять!

- Саша, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Ученым-орнитологом.
- Это тот, кто изучает птиц?
- Ага. Я хочу скрестить голубя с попугаем.
- Зачем?
- А если вдруг голубь заблудится, чтобы мог спросить дорогу домой!

Митя останавливает машину на улице:
- Дяденька, довезите до школы!
- Я еду в противоположную сторону.
- Тем лучше!

- Папа, - говорит Дима, - я должен тебе сообщить, что завтра в школе состоится маленькое собрание учеников, родителей и учителей.
- Что значит - "маленькое"?
- Это только ты, я и классный руководитель.

- Петров, почему ты так плохо учишь английский язык?
- А зачем?
- Как зачем? Ведь на этом языке говорит половина земного шара!
- И разве этого мало?

- Петя, если бы ты познакомился со стариком Хоттабычем, какое свое желание ты бы попросил его исполнить?
- Я бы попросил сделать Лондон столицей Франции.
- Почему?
- А я так вчера ответил на географии и получил двойку!..

- Наташа, почему ты так медленно пишешь бабушке письмо?
- Ничего страшного: ведь бабушка тоже читает медленно!

- Алло! Общество защиты животных? В моем дворе на дереве сидит почтальон и разными нехорошими словами обзывает мою бедную собачку!

Один рыболов, по профессии учитель, поймал маленького сома, полюбовался им, и, бросив его обратно в реку, сказал:
- Отправляйся домой и завтра приходи с родителями!

Волк собирается съесть зайца. Заяц говорит:
- Давай договоримся. Я загадаю тебе три загадки. Если ты их не отгадаешь, то меня отпустишь.
- Согласен.
- Пара черных, блестящих, со шнурками.
Волк молчит.
- Это пара ботинок. Теперь вторая загадка: четыре черных, блестящих, со шнурками.
Волк молчит.
- Две пары ботинок. Третья загадка - самая сложная: живет в болоте, зеленая, квакает, начинается на "ля", заканчивается на "гушка".
Волк радостно кричит:
- Три пары ботинок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по истории. Игра по станциям "Лабиринты истории"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителя истории для 5-7 классов как итоговое мероприятие или в рамках недель педагогического мастерства....

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Игра "Экспериментально-практический лабиринт" как средство развития технического творчества учащихся

В данной статье мы хотим поделиться опытом организации интеллектуальной, практико-оринтированной игры «ЭПЛ» (экспериментально-практический лабиринт). Игра познавательно-развивающая. Цель:приобще...

Информационно-познавательная игра по профориентации "Лабиринты выбора"

Информационно-познавательная  игра "Лабиринты выбора" для обучающихся 9 кассов по профориентации....

Урок - игра "Путешествие по лабиринтам" в 5 классе по теме "Задачи на проценты" с презентацией.

Конспект уроеа по математике в 5 классе по теме "Задачи на проценты". Урок - игра. Презентация к уроку....

Презентация к игре "Литературно- правовой лабиринт"

Презентация поможет сделать игру более наглядной и зрелищной....