Урок по теме "Касательная. Уравнение касательной"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Краснопёрова Лариса Александровна

Урок по теме "Касательная. Уравнение касательной"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, частично поисковый.

Цель урока:

  1. Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить, в чём состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
  2. Развитие логического мышления, исследовательских навыков, функционального мышления, математической речи.
  3. Выработка коммуникативных навыков в работе, способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alg_10_kasatelnaya.rar615.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Касательная. Уравнение касательной"

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: наглядный, частично поисковый.

Цель урока:

  1. Ввести понятие касательной к графику функции в точке, выяснить, в чём состоит геометрический смысл производной, вывести уравнение касательной и научить находить его для конкретных функций.
  2. Развитие логического мышления, исследовательских навыков, функционального мышления, математической речи.
  3. Выработка коммуникативных навыков в работе, способствовать развитию самостоятельной деятельности учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

План урока

I Организационный момент.
<слайд 2, 3> Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы и девиза урока.

II Актуализация материала. 
(Активизировать внимание, показать недостаточность знаний о касательной, сформулировать цели и задачи урока.) <слайд 5>
 

Давайте обсудим, что такое касательная к графику функции? Согласны ли вы с утверждением, что «Касательная – это прямая, имеющая с данной кривой одну общую точку»?
Идёт обсуждение. Высказывания детей (да и почему, нет и почему). В процессе обсуждения приходим к выводу, что данное утверждение не верно.

Примеры. <слайд 6>
1) Прямая x = 1 имеет с параболой y = x2 одну общую точку M(1; 1), однако не является касательной к параболе. Прямая же y = 2x – 1, проходящая через ту же точку, является касательной к данной параболе <рисунок 1>.
 2) Аналогично, прямая x = π не является касательной к графику
y = cos x, хотя имеет с ним единственную общую точку K(π; 1). С другой стороны, прямая y = - 1, проходящая через ту же точку, является касательной к графику, хотя имеет с ним бесконечно много общих точек вида ; (π+2 πk; 1), где k – целое число, в каждой из которых она касается графика <рисунок 2>.

http://festival.1september.ru/articles/584315/img1.jpg
Рисунок 1

http://festival.1september.ru/articles/584315/img2.jpg
Рисунок 2

Постановка цели и задачи перед детьми на уроке: <слайд 7> выяснить, что такое касательная к графику функции в точке, как составить уравнение касательной?
Что нам для этого понадобиться?
Вспомнить общий вид уравнения прямой, условия параллельности прямых, определение производной, правила дифференцирования.

III Подготовительная работа к изучению нового материала.
Опрос материала по карточкам: (задания выполняются на доске)
1 ученик: заполнить таблицу производных элементарных функций
http://festival.1september.ru/articles/584315/img8.gif

2 ученик: вспомни правила дифференцирования
http://festival.1september.ru/articles/584315/img9.gif

3 ученик: составьте уравнение прямой y = kx + 4, проходящей через точку А(3; -2).
(y = -2x+4)

4 ученик: составьте уравнение прямей y = 3x + b, проходящей через точку С(4; 2).
(y = 3x – 2).

С остальными фронтальная работа. <слайд 8>

  1. Сформулируйте определение производной.
  2. Какие из указанных  прямых параллельны? у = 0,5х; у = - 0,5х; у = - 0,5х + 2. Почему?

Отгадай фамилию учёного <слайд 9>:
http://festival.1september.ru/articles/584315/img10.gif

Ключ к ответам
http://festival.1september.ru/articles/584315/img11.gif

Кем был этот учёный, с чем связаны его работы, мы узнаем на следующем уроке.
Проверка ответов учащихся по карточкам. <слайд 10>
IV Изучение нового материала.
Чтобы задать уравнение прямой на плоскости нам достаточно знать её угловой
коэффициент и координаты одной точки.

  • Начнём с углового коэффициента <слайд 11>

http://festival.1september.ru/articles/584315/img3.jpg
Рисунок 3

Рассмотрим график функции y = f(x)  дифференцируемой в точке А(x0, f(x0)) <рисунок 3>.
Выберем на нём точку
M (x0 + Δх, f(x0+ Δх)) и проведем секущую AM.
Вопрос: чему равен угловой коэффициент секущей? (∆f/∆x=tgβ)

Будем приближать по дуге точку M к точке A. В этом случае прямая AM будет поворачиваться вокруг точки A, приближаясь (для гладких линий) к некоторому предельному положению - прямой AT. Другими словами < TAM → 0 если длина АМ → 0. Прямую AT, обладающую таким свойством, называют касательной к графику функции y = f(x) в точке А(x0, f(x0)). <слайд 12>

Угловой коэффициент секущей AM при AM → 0 стремится к угловому коэффициенту касательной AT Δf/Δx → f '(x0). Значение производной в точке х0 примем за угловой коэффициент касательной. Говорят, что касательная есть предельное положение секущей  при ∆х → 0.

Существование производной функции в точке x0 эквивалентно существованию (невертикальной) касательной в точке (x0, f(x0)) графика, при этом угловой коэффициент касательной равен f '(x0) . В этом состоит геометрический смысл производной. <слайд 13>

Определение касательной: <слайд 14> Касательная    к    графику   дифференцируемой    в точке х0функции — это прямая, проходящая через точку (x0, f(x0)) и имеющая угловой коэффициент f '(х0).
Проведем касательные к графику функции
y = f(x)  в точках х1, х2, х3,  <рисунок 4> и отметим углы, которые они образуют с осью абсцисс. (Это угол, отсчитываемый в положительном направлении от положительного направления оси до прямой.)

http://festival.1september.ru/articles/584315/img4.jpg
Рисунок 4

Мы видим, что угол α1 острый, угол α3 тупой, а угол α2 равен нулю, так как прямая l параллельна оси Ох. Тангенс острого угла   положителен,   тупого — отрицателен. Поэтому  f '(х1)>0, f '(х2) = 0, f '(х3) < 0. <слайд 15, 16>

  • Выведем теперь уравнение касательной <слайд 17, 18> к графику функцииf в точке А(x0, f(x0)).

Общий вид уравнения прямой y = kx + b.

  1. Найдём угловой коэффициент k = f '(х0), получим y = f '(х0)∙x + b, f(x) = f '(х0)∙x + b
  2. Найдём bb = f(x0) - f '(х0)∙x0.
  3. Подставим полученные значения k и b в уравнение прямой: y = f '(х0)∙x + f(x0) - f '(х0)∙x0 или  y = f(x0) + f '(х0)(x - x0)
  •  Обобщение материала лекции. <слайд 19>

- что называется касательной к графику функции в точке?
- в чём заключается геометрический смысл производной?
- сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?

1. Значение функции в точке касания
2. Общую производную функции
3. Значение производной в точке касания
4. Подставить найденные значения в общее уравнение касательной.

V Закрепление изученного материала.

1. Устная работа:
1) <слайд 20> В
 каких точках графика <рисунок 5> касательная к нему
а) горизонтальна;
б) образует с осью абсцисс острый угол;
в) образует с осью абсцисс тупой угол?
2)  <слайд 21> При каких значениях аргумента производная функции, заданной графиком <рисунок 6>
а) равна 0;
б) больше 0;
в) меньше 0?

http://festival.1september.ru/articles/584315/img5.jpg
Рисунок 5

http://festival.1september.ru/articles/584315/img6.jpg
Рисунок 6

3) <слайд 22> На рисунке изображён график функцииf(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f '(x) в точке x0<рисунок 7>.

http://festival.1september.ru/articles/584315/img7.jpg
Рисунок 7

 2. Письменная работа. 
№ 253 (а, б), № 254 (а, б). (работа на местах, с комментарием)

3. Решение опорных задач. <слайд 23>
Рассмотрим четыре типа задач. Дети читают условие задачи, предлагают алгоритм решения, один из учеников оформляет его на доске, остальные записывают в тетрадь.
1. Если задана точка касания
Составить уравнение касательной к графику функции
f(x) = x3 – 3x – 1 в точке М с абсциссой –2.
Решение: 

  1. Вычислим значение функции: f(-2) =(-2)3 – 3(-2) – 1 = -3;
  2. найдём производную функции:  f '(х) = 3х2 – 3;
  3. вычислим значение производной:  f '(-2) = - 9.;
  4. подставим эти значения в уравнение касательной: y = 9(x + 2) – 3 = 9x + 15.

Ответ: y = 9x + 15.

2. По ординате точки касания.
Составить уравнение касательной в точке графика
http://festival.1september.ru/articles/584315/img13.gif с ординатой y0  = 1.
Решение:

  1. Найдем абсциссу точки касания: http://festival.1september.ru/articles/584315/img14.gif, х0 = 1.
  2. Найдём производную функции: f '(х) = http://festival.1september.ru/articles/584315/img15.gif.
  3. Найдем угловой коэффициент касательной f '(х0) : f '(1)= - 1
  4. Теперь можно записать уравнение касательной:  y = –1(x – 1) + 1 = –x + 2.

Ответ: y = –x + 2.

3. Заданного направления.
Написать уравнения касательной к графику
 y = x3 – 2x + 7, параллельной прямой у = х.
Решение.
Искомая касательная параллельна прямой
 y = x.  Значит, они имеют один и тот же угловой коэффициент k = 1,  y'(х) = 3х2 – 2. Абсцисса х0 точек касания удовлетворяет уравнению 2 – 2 = 1, откуда х0 = ±1.
Теперь можно написать уравнения касательных:
 y = x + 5 и y = x + 9.
Ответ:
y = x + 5,  y = x + 9.

4. Условия касания графика и прямой.
Задача. При каких
b прямая  y = 0,5x + b является касательной к графику функции f(х) = http://festival.1september.ru/articles/584315/img16.gif?
Решение.
Вспомним, что угловой коэффициент касательной – это значение производной в точке касания. Угловой коэффициент данной прямой равен k = 0,5. Отсюда получаем уравнение для определения абсциссы x точки касания:
f '(х) = http://festival.1september.ru/articles/584315/img17.gif= 0,5. Очевидно, его единственный корень  –х = 1. Значение данной функции в этой точке у(1) = 1. Итак, координаты точки касания (1; 1). Теперь остается подобрать такое значение параметра b, при котором прямая проходит через эту точку, то есть координаты точки удовлетворяют уравнению прямой: 1 = 0,5 ·1 + b, откуда b = 0,5.

5. Самостоятельная работа обучающего характера. <слайд 24>

Работа в парах.
http://festival.1september.ru/articles/584315/img12.gif
Проверка: результаты решения заносятся в таблицу на доске (от каждой пары один ответ), обсуждение ответов.

6. Нахождение угла пересечения графика функции и прямой.  <слайд 25>
Углом пересечения графика функции
y = f(x) и прямой l называют угол, под которым в этой же точке прямую пересекает касательная к графику функции.
№ 259 (а, б), № 260 (а) – разобрать у доски.

7. Самостоятельная работа контролирующего характера. <слайд 26> (работа дифференцированная, проверяет учитель к следующему уроку)
1 вариант.

  1. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции f(x)= х3+ 27 в точке х0 = -3.
  2. Напишите уравнение касательной к графику функции http://festival.1september.ru/articles/584315/img18.gif в точке с абсциссой  х0 = 3. Выполните рисунок.
  3. Выясните, является ли прямая у = 0,5х + 0,5 касательной к графику функции у = http://festival.1september.ru/articles/584315/img16.gif.

2 вариант.

  1. В каких точках касательная к графику функции f(x) = 3х2 - 12х + 7 параллельна оси х?
  2. Составьте уравнение касательной к графику функции f(x)= х2 - 4 в точке с абсциссой х0 =  - 2. Выполните рисунок.
  3. Выясните, является ли прямая у = 12х – 10 касательной к графику функции у = 4х3.

3 вариант.

  1. В какой точке графика функции у = http://festival.1september.ru/articles/584315/img16.gif. касательная наклонена к оси абсцисс под углом 60°?
  2. Составьте уравнение касательной к графику функции  http://festival.1september.ru/articles/584315/img19.gif, параллельно прямой у = 3х.
  3. Выясните, является ли прямая у = х касательной к графику функции у = sin x.

VI Подведение итогов урока. <слайд 27>
1. Ответы на вопросы
- что называется касательной к графику функции в точке?
- в чём заключается геометрический смысл производной?
- сформулируйте алгоритм нахождения уравнения касательной в точке?
2. Вспомните цели и задачи урока, достигли ли мы данной цели?
3. В чём были трудности на уроке, какие моменты урока наиболее понравились?
4. Выставление отметок за урок.
VII Комментарий домашнего задания: п. 19 (1, 2), № 253 (в), № 255 (г), № 256 (г), № 257 (г), № 259 (г). Подготовить сообщение о Лейбнице <слайд 28>.

Литература

1. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.    Составители:. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2008.

2. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса / Б.М.Ивлев, С.М.Саакян, С.И. Шварцбурд. - М.: Просвещение, 2008.
3. Мультимедийный диск  фирмы «1С». 1С: Репетитор. Математика (ч. 1) + Варианты ЕГЭ. 2006.
4. Открытый банк заданий по математике/ http://mathege.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по теме "Уравнение касательной", 10 класс

Разработка урока для учащихся 10 класса по алгебре и началам анализа. Тема "Уравнение касательной".  К материалам прилагается презентация и  раздаточный материал. Урок рассчитан на 45 минут. Урок пров...

открытый урок алгебры в 11 классе. Касательная. Уравнение касательной

урок алгебры в 11 классе по теме: "Касательная. Уравнение касательной"1. Тип урока: Урок изучения нового материала 2. Цели урока: · Уточнить понятие «касательной». · Вывести уравнение касател...

Методическая разработка урока "Уравнение касательной. Условие касания"

урок для учащихся физико-математических классов...

конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"

Конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе "Уравнение касательной к графику функции"...

Конспект урока "Итоговый урок по теме "Уравнение касательной"

Конспект урока "Итоговый урок по теме "Уравнение касательной" содержит нестандартные задания по теме, презентацию для повторения теоритического материала, для лучшего восприятия  снабжена музыкал...

Презентация к уроку "Касательная. Уравнение касательной"

Касательная.Уравнение касательной»11 класс...

Открытый урок алгебры в 11 классе по теме "Уравнение касательной"

Данный материал содержит конспект, презентацию и самоанализ открытого урока алгебры в 11 классе по теме "Уравнение касательной", который был проведен на школьном этапе конкурса "Учитель...