Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» для 6 класса
рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

Соболева Марина Евгеньевна

Рабочая Программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.

Данная программа направлена на предоставление возможности попробовать себя и оценить свои силы с точки зрения перспективы дальнейшего изучения математики не только в старшей школе, но и в высших учебных заведениях.

Предлагаемые  дополнительные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики VI класса по многим содержательным линиям программы. При проведении дополнительных занятий предполагается учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать разноуровневые задания по математике. На занятиях желательно использовать соответствующий наглядный материал, использовать возможности новых информационных технологий, технических средств обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Структура документа

Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» включает три раздела:  пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования «Решение текстовых задач» предназначена для детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень своих математических способностей.

Данная программа направлена на предоставление возможности попробовать себя и оценить свои силы с точки зрения перспективы дальнейшего изучения математики не только в старшей школе, но и в высших учебных заведениях.

Предлагаемые  дополнительные занятия разработаны с учётом учебной программы для общеобразовательных учреждений и ориентированы на многогранное рассмотрение содержания курса математики VI класса по многим содержательным линиям программы. При проведении дополнительных занятий предполагается учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся и использовать разноуровневые задания по математике. На занятиях желательно использовать соответствующий наглядный материал, использовать возможности новых информационных технологий, технических средств обучения.

        Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

         Наряду с решением основной задачи, изучение математики на дополнительных занятиях  «Решение текстовых задач» предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

        Программа дополнительного образования по математике в 6 классе рассчитана на обучение решению нестандартных задач учащихся разного уровня подготовки с учетом того, что ранее они с подобными задачами не сталкивались. На занятиях изучаются основные подходы к решению нестандартных задач, что в дальнейшем позволит решать достаточно сложные задачи.

         Курс ориентирован на развитие у учащихся интереса к познанию математики, приобретение первоначальных навыков исследовательской деятельности.

Программа рассчитана на один год - 30 часов. Для учащихся 12-13 лет занятия  проходят один  раз в неделю по 1 часу.

           Актуальность программы определяется общей задачей оптимизации учебного процесса в условиях школы. Однообразность какой-либо работы снижает интерес к ней. Поэтому сегодня становится необходимым обучить учащихся современным технологиям. Для этого на занятиях будут использоваться активные формы работы. Содержание курса составляют разнообразные задачи, имеющие жизненно-практическую ценность, что положительно скажется на понимании учащимися прикладного характера знаний по математике, поскольку математика проникла практически во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требуют математической грамотности. Это предполагает определённый стиль мышления, вырабатываемый математикой. Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

           Новизна  данной программы в том, что в школьном курсе  не рассматриваются данные темы, содержание которых может способствовать интеллектуальному, творческому развитию школьников, расширению кругозора и позволит увидеть необычные стороны математики и ее приложений.

           Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что учащиеся смогут освоить ряд предметных умений (составлять план прочитанного, тезисы, конспекты, таблицы, планировать свою деятельность, контролировать выполненные действия) и общеучебных умений (вести диалог с учителем, с одноклассниками, защита своих взглядов, устанавливать контакты с целью выполнения заданий за пределами школы). Безусловно, полезным окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки итоговых зачетных работ.

С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения, связанные с анализом текста, выделением главного в условии, составлением плана решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем. 

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся полное представление о решении текстовых задач;
  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
  • расширить рамки школьной программы;
  • способствовать развитию логического мышления.

Цели  курса: 

Обучающие:

  • рассмотреть проблему необходимости решения текстовых задач,
  • овладение научной терминологией;
  • эффективное использование терминологии;
  • формирование логических навыков выделения главного;
  • формирование сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации;
  • овладение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля;
  • формирование знаний и умений учащихся при решении текстовых задач.

Развивающие: 

  • развитие творческих способностей;
  • развитие познавательной активности учащихся;
  • развития интереса к предмету;
  • применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях;
  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • развивать алгоритмическое и структурное мышление учащихся;
  • эстетическое восприятие;
  • навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, критичному отношению к себе;
  • формировать качества мышления, необходимые для продуктивной жизни в обществе;
  • формировать логическое, абстрактное, эвристическое, системное мышление;
  • воспитывать культуру умственного труда, способствовать укреплению здоровья,
  • формирование ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитание ответственности, самостоятельности, настойчивости, культуры математического мышления;
  • воспитывать навыки общения со сверстниками, осознание своего вклада в общий проект.

Важное место уделяется способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, защиту решений, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля, создание презентаций и защита презентаций.

Используется проектная работа учащихся, используются элементы деловой игры. После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип текстовой задачи,
  • знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса,
  • проводить полные обоснования при решении задач,
  • приобрести навык в решении уравнений или неравенств, встречающихся в ходе решения текстовых задач,
  • перестать испытывать психологический дискомфорт при встрече с условием текстовой задачи.


Содержание занятий

1. Вводное занятие. Понятие текстовой задачи – 6 часов. 

  • понятие текстовой задачи
  • история использования текстовых задач в России
  • этапы решения текстовой задачи.
  • наглядные образы как средство решения математических задач
  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи

2. Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач – 5 часов. 

  •  этапы математического моделирования
  • этапы решения задач
  • виды текстовых задач
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи
  • понятие о математическом моделировании.
  • алгоритм решения текстовых задач
  • -оформление решения задач

3. Задачи на проценты – 4 часа. 

  • примеры решения задач
  • процентные изменения
  • простой и сложный процентный рост
  • задачи, связанные с изменением цены
  • задачи о вкладах и займах
  • формула сложных процентов

4. Задачи на процентное отношение, концентрацию – 5 часов. 

  • задачи на смеси и сплавы
  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание»
  • объёмная концентрация
  • процентное содержание

5. Задачи на работу – 5 часов. 

  • понятие работы
  • понятие производительности
  • алгоритм решения задач на работу
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы

6. Задачи на движение – 3 часа. 

  • движения навстречу друг другу.
  • движение в одном направлении.
  • движение в противоположных направлениях из одной точки.
  • движение по реке.
  • движение по кольцевым дорогам.
  • относительность движения.
  • чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

7.   Итоговое занятие – 2 часа. 

Итоговая контрольная работа
Проверка усвоения основных принципов решения текстовых задач.

Зачет, презентация творческих работ.

Учебно-тематический план

Т е м а

Часы

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.          

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи. 

6

2

4

2.    

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач.

5

2

3

3.

Задачи на проценты.

4

2

2

4.

Задачи на процентное отношение, концентрацию.

5

2

3

5.

Задачи на работу.

5

2

3

6.

Задачи на движение.

3

1

2

7.

Итоговое занятие

2

1

1

Всего:

30

12

18

Литература

  1. «Энциклопедический словарь юного математика» Составитель Савин А.П., Москва, «Педагогика», 1989г.
  2. И.Н. Петрова. Проценты на все случаи жизни. – Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 1996.
  3. А.Е. Захарова. Несколько задач «про цены». М.М. Фирсова. Урок решения задач с экономическим содержанием. – Журнал «Математика в школе» №8/2002. Стр. 34 – 38.
  4. М.В. Лурье, Б.И. Александров. Задачи на составление уравнений. Учебное руководство. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1990г.
  5. А. Тоом. Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г.
  6. В. Булынин Применение графических методов при решении текстовых задач. – Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №14, 2005г.

Календарно-тематическое планирование по дополнительному образованию

 «Решение текстовых задач»

№ п/п

№ урока

в теме

Содержание материала

Дата урока

Виды

 и формы контро-ля

Примечание

Теор

Факт

Вводное занятие. Понятие текстовой задачи – 6 часов.

1.

1.

Инструктаж по Т.Б. Введение.  Понятие текстовой задачи.

2.

2.

История использования текстовых задач в России.

3.

3.

Этапы решения текстовой задачи.

4.

4.

Наглядные образы как средство решения математических задач.

5.

5.

Рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

6.

6.

Арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи.

Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач – 5 часов. 

7.

1.

Понятие   о математическом моделировании.

8.

2.

Этапы  математического моделирования.

9.

3.

Виды  текстовых задач.

10.

4.

Арифметический  и алгебраический способы решения текстовой задачи.

11.

5.

Алгоритм  решения текстовых задач.

Задачи на проценты – 4 часа. 

12.

1.

Примеры  решения задач на проценты.

13.

2.

Простой  и сложный процентный рост.

14.

3.

Задачи, связанные с изменением цены.

15.

4.

Задачи  о вкладах и займах. Формула сложных процентов.

Задачи на процентное отношение, концентрацию – 5 часов. 

16.

1.

Задачи  на смеси и сплавы.

17.

2.

Основные  допущения при решении задач на смеси и сплавы.

18.

3.

Задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание».

19.

4.

Объёмная  концентрация.

20.

5.

Процентное  содержание.

Задачи на работу – 5 часов. 

21.

1.

Понятие работы, понятие производительности труда.

22.

2.

Алгоритм решения задач на работу.

23.

3.

Задачи на «абстрактную работу».

24.

4.

Задачи на «конкретную работу».

25.

5.

Задачи на «сухопутное движение».

Задачи на движение – 3 часа. 

26.

1.

Задачи на «движение по реке».

27.

2.

Задачи на все типы.

28.

3.

Задачи на все типы.

Итоговое занятие – 2 часа. 

29.

1.

Итоговая контрольная работа.

30.

2.

Зачет по курсу: «Текстовые задачи».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике" (8-9 класс)

В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Программа "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широ...

Рабочая программа по алгебре "Решение текстовых задач" 9 класс _ курс по выбору

Рабочая программа по алгебре "Решение текстовых задач" 9 класс _ курс по выбору...

Рабочая программа по курсу "Решение текстовых задач"

АННОТАЦИЯДля обучающихся решение текстовых задач в процессе изучения курса математики в 5 классе вызывает наибольшие затруднения. Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в ре...

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах" 11 класс. 2 часа в неделю

Рабочая программа дополнительного образования: "Физика в задачах".  Программа расчитана .на 2 часа в неделю . Особенно актуальна  для подготовки обучающихся 11 класса.(универсально...

Рабочая программа элективного курса "Решение текстовых задач в старших класса"

При проверке демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов основного государственного экзамена по математике, нами замечено, что большинство учащихся допускают ошибки при решении текс...