Методическая разработка системы подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Бутикова Светлана Александровна

Учителя математики, работающие в общеобразовательных школах универсального профиля, часто встречаются с ситуацией, когда учащиеся, даже обладая достаточным объемом знаний по предмету, не могут справиться с математической задачей в условиях экзамена или контрольной работы. При этом эти же учащиеся решают данное задание с помощью наводящих вопросов учителя.

Предлагаемая система подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике направлена на решение этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_k_ege.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка системы подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике.

Учителя математики, работающие в общеобразовательных школах универсального профиля, часто встречаются с ситуацией, когда учащиеся, даже обладая достаточным объемом знаний по предмету, не могут справиться с математической задачей в условиях экзамена или контрольной работы. При этом эти же учащиеся решают данное задание с помощью наводящих вопросов учителя.

Предлагаемая система подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике направлена на решение этой проблемы.

Целью данной системы подготовки является успешная сдача ЕГЭ по математике.

В процессе достижения данной цели решаются задачи овладения учащимися следующими умениями:

  • Анализировать условие математической задачи
  • Выбирать рациональный способ решения задачи
  • Организовывать взаимодействие в паре и группе, направленное на достижение учебной цели
  • Оценивать познавательный процесс и достигнутый результат

Подготовка учащихся осуществляется в III этапа.

I этап – диагностика по результатам теста ЕГЭ по математике 

На основе демоверсии ЕГЭ по математике (см. задания части В) проводится самодиагностика учащихся  по следующим вопросам по шкале 1-5:

  • оцените сложность задания
  • оцените наличие у вас теоретических знаний по данной теме
  • оцените свое умение решать задачи по данной теме

Главная задача I этапа – активизировать познавательный интерес учащихся, повысить мотивацию к учебе.

II этап – повторение теоретического материала по темам, являющимся предметом оценки КИМов

Работа учащихся на II этапе организована по методу Дьяченко « Коллективный способ обучения. Пары сменного состава». Основой для повторения теорем является печатный конспект темы, составленный учителем на основе объяснения данной темы в процессе изучения ее в 10 классе (или ранее).

В печатном конспекте представлены задачи с решениями, скомпанованные по типам и методам решения; задачи для классной работы и задачи для домашней работы.

На 1 уроке:

Учащиеся класса делятся на четное число групп по 4-5 человек. Каждой группе раздаются печатные конспекты по одной из двух тем, над которыми будет идти работа в течение ближайших 3 уроков.

Учащиеся повторяют по печатному конспекту материал темы, используя вопросы, записанные на доске

  • название темы как определить принадлежность задания к данной теме
  • методы решения заданий; как определить принадлежность задания к данному методу
  • свойства, правила действий, формулы, на которые опирается решение данного задания

Таким образом, по ходу работы над темой в тетради каждого ученика должны быть записаны все основные формулы по теме и примеры решения задач разного типа; а также решения задач классной работы.

Домашнее задание выполняется индивидуально.

На 2 уроке учащиеся в группе

  1. обсуждают решение задач домашнего задания
  2. подбирают из учебника по 2 примера к каждому типу задач

Затем составляются пары (тройки) учащихся. Каждый ученик должен объяснить своему напарнику материал изученной темы, используя вопросы на доске, печатный конспект темы, тетрадь и учебник.

После взаимного объяснения в паре учащиеся решают задачи классной работы по теме и в паре проверяют решения задач первой темы.

Домашнее задание по новой теме выполняется индивидуально.

На 3 уроке полезно обсудить в классе наиболее часто задаваемые группами или парами вопросы по данным темам и написать проверочный тест.

Возможен следующий порядок повторения тем:

Тема 1. Показательные преобразования, уравнения и неравенства

Тема 2. Логарифмические преобразования, уравнения и неравенства

(октябрь)

Тема 3. Тригонометрические преобразования и уравнения

Тема 4. Иррациональные преобразования и уравнения

(ноябрь)

Тема 5. Решение текстовых задач

Тема 6. Решение планиметрических задач

(декабрь, январь)

Решение простейших стереометрических задач на соотношение длин, площадей и объемов можно вводить на уроках стереометрии соответствующей темы.

Вычисление производных и первообразных элементарных функций, исследование функций на монотонность, нахождение наибольших и наименьших значений- на текущих уроках алгебры и начал анализа.

Решению задач физического содержания, отработке умения использовать математические знания в практической деятельности надо уделить особое внимание.

III этап. Решение тестов, составленных на основе задач части В из открытого банка заданий ЕГЭ по математике.

В течение февраля – мая учащиеся (1 раз в 2 недели) решают тесты, аналогичные тестам ЕГЭ, составленные из заданий опубликованных на сайте «mathege.ru».

В процессе решения теста учащиеся могут пользоваться любым справочным материалом, время на выполнение задания ограничено 40 минутами.

Тесты составлены в системе «Знак», поэтому ученики сразу по окончании работы узнают свой результат и правильные ответы. Обязательным домашним заданием после решения теста является выполнение работы над ошибками.

Отметка за тест выставляется в журнал и доводится до сведения родителей. При желании учащиеся могут исправить полученную отметку, сдав на проверку полное решение всех заданий теста.

Описанная выще система подготовки к ЕГЭ по математике была впервые апробирована на учащихся 11 класса ГБОУ СОШ №658 в 2009-2010 учебном году.

Несомненным преимуществом данной системы явилось то, что слабые учащиеся получили возможность путем многократного повторения теоретического материала и практических приемов решения задач приобрести навык «узнавания» математического задания. Более сильные ученики в процессе повторения теории получили возможность проработать стандартные приемы и идеи, появляющиеся в заданиях части «С», а также получили навык решения простых задач на скорость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления совершенствования системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике

Изменения в форме итоговой аттестации являются следствием изменений, происходящих в обществе и в системе образования. В связи  с этим возникает необходимость совершенствования процесса подготовки...

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ

Данный материал подготовлен в фрмате презентации для выступления на заседании ГМО....

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике...

Обобщение опыта работы «Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике в рамках внедрения ФГОС ОО»

В результате модернизации системы образования и введения ОГЭ и ЕГЭ, выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее сле...

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике...

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по математике

Данная методическая разработка посвящена организации работы учителя и учащихся по подготовке к сдаче ГИА по математике. Особенностью сдачи ГИА в 9 классе по математике является необходимость знания ал...

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике (2024г.)

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, подготовки их к дальнейшему...