Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Лебедева Ольга Юрьевна


Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

«Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем»

10 класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем» составлена на основе авторской программы элективного курса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» (А.Н.Земляков, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциации образования ЦЭПД РАО,  г. Черноголовка,  Моск. обл./Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита – Пресс, 2004.).  

Цель курса:

  • повторить и обобщить курса алгебры и основ анализа;
  • изучить дополнительные, нестандартные методы решения тригонометрических уравнений, систем уравнений;
  • ознакомить с решением задач с модулями и решением полиномиальных алгебраических уравнений;
  • создать условия для формирования и развития  у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний;
  • подготовить к ЕГЭ и к учебе  в высшей школе.

Задачи курса:

  • реализация индивидуализации обучения;
  • удовлетворение образовательных потребностей школьников по алгебре;
  • формирование устойчивого интереса учащихся к предмету;
  • выявление и развитие их математических способностей;
  • обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач и уравнений.
  • развитие умений самостоятельно анализировать  и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • формирование и развитие  аналитического и  логического мышления.
  • расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
  • развитие коммуникативных и общеучебных  навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
  1. Общая характеристика элективного курса

Элективный курс ориентирован на обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений, реализующих профильную подготовку. Курс дает широкие возможности повторения и обобщения курса алгебры и основ анализа. В курсе большое число сложных задач, многие из которых понадобятся, как при учебе в высшей школе, так и при подготовке к различного рода экзаменам. Структура курса представляет собой логически законченные и содержательно взаимосвязанные темы, изучение которых обеспечит системность и практическую направленность знаний и умений учеников.  

Рабочая программа данного курса предусматривает:

  • формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • развитие математических способностей;
  • повышение уровня обученности учащихся;
  • подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ, ЦТ.

Тематика программы обеспечивает:

  • интеллектуальное развитие учащихся;
  • формирование математического мышления;
  • формирование представлений об идеях и методах математики;
  • развитие познавательной активности учащихся и творческого подхода к решению математических задач;
  • формирование потребности к самообразованию и способности к адаптации в изменившемся обществе

         Виды деятельности на занятиях: лекция учителя, беседа, практикум,  консультация.

  1. Описание места элективного курса в учебном плане

Элективный курс рассчитан для изучения в 10 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю.

  1. Содержание  элективного курса

Многочлены, полиномиальные алгебраические уравнения  

Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритм деления с остатком. Теорема Безу. Корни многочлена. Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.

Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля  

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Раскрытие модулей – стандартные схемы: раскрытие модуля по определению, возведение обеих частей уравнения в квадрат,  метод интервалов. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.

Методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем  

Дополнительные методы решения тригонометрических уравнений: замена переменной, разложение на множители, разложение на тригонометрическую функцию. Дополнительные методы решения тригонометрических систем: подстановка и почленное сложение (вычитание) уравнений системы, разложение на множители и почленное деление уравнений системы, замена переменной. Методы решения тригонометрических неравенств: замена переменной, метод интервалов.

  1. Тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема урока

Примечание

 

Многочлены, полиномиальные алгебраические уравнения (6 часов)

1 – 2

Делимость и деление многочленов с остатком. Алгоритм деления с остатком.

3 – 4

Теорема Безу. Корни многочлена.

5 – 6

Следствия из теоремы Безу: теоремы о делимости на двучлен и о числе корней многочленов. Кратные корни.

Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля  (13 часов)

7

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Раскрытие модулей – стандартные схемы:

8 – 10

А) раскрытие модуля по определению;

11 – 13

Б) возведение обеих частей уравнения в квадрат;

14 – 15

В) метод интервалов.

16

Тестирование

17 - 19

Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Простейшие неравенства. Схемы освобождения от модулей в неравенствах.

Методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем (15 часов)

20

Дополнительные методы решения тригонометрических уравнений:

А) замена переменной;

21

Б) разложение на множители;

22 – 23

В) разложение на тригонометрическую функцию

24 – 25

Дополнительные методы решения тригонометрических систем:

А) подстановка и почленное сложение (вычитание) уравнений системы;

26 – 27

Б) разложение на множители и почленное деление уравнений системы;

28

В) замена переменной.

29 – 30

Методы решения тригонометрических неравенств: А) замена переменной;

31 – 32

Б) метод интервалов.

33

Тестирование

34

Обобщающий урок

  1. Материально-техническое обеспечение

УМК

Класс

Учебник

Дидактический материал

Контрольный материал

10

«Факультативный курс по математике. Решение задач», 10 кл. И.Ф.Шарыгин, Москва, «Просвещение», 2006 г

«Алгебра+: рациональные и иррациональные алгебраические задачи» Элективный курс: Учебное пособие / А.Н.Земляков.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-319с. ил.

  • Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2013. Часть II. 10 – 11 классы/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013
  • ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С / И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. – М.: «Экзамен», 2013

  • Тематические тесты. Математика. ЕГЭ-2013. Часть II. 10 – 11 классы/Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013

ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С / И.Н. Сергеев, В.С. Панферов. – М.:

Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru

http://www.kokch.kts.ru/cdo

http://teacher.fio.ru

Необходимые ТСО

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • интерактивная доска
  1. Контроль и диагностика

Учебная неделя

Тема

Форма контроля

16

Уравнения, содержащие переменную под знаком

 модуля

Тест

34

Методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем

Тест

  1. Планируемый результат изучения  

         В результате изучения курса «Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем» учащиеся должны знать и уметь:

  •  знать различные методы решения уравнений высших степеней, уметь применять при решении теорему Безу и следствия из этой теоремы, теорему о рациональных корнях многочленов с целыми коэффициентами;
  •  знать методы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
  •  знать  дополнительные методы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем.
  •  уметь проводить логически грамотные преобразования выражений и эквивалентные  преобразования алгебраических задач (уравнений, неравенств, систем, совокупностей);
  •  уметь   использовать   основные   методы   при   решении       алгебраических задач с различными классами функций (рациональными, тригонометрическими, содержащими переменную под знаком модуля), в том числе: методы замены,  разложения, подстановки, интервалов, эквивалентных преобразований.

 Общеинтеллектуальные умения:

  •  уметь анализировать различные задачи и ситуации, выделять главное, достоверное в той или иной информации;
  •  владеть логическим, доказательным стилем мышления, уметь логически обосновывать свои суждения;
  •  уметь конструктивно подходить к предлагаемым заданиям;
  •  уметь планировать и проектировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты.

Общекультурные компетенции:

  •  понимать элементарную математику как неотъемлемую часть математики, методы которой базируются на многих разделах математики высшей;
  •  понимать роли элементарной математики в развитии математики, роли математиков в развитии современной элементарной математики;
  •  воспринимать математику как развивающуюся фундаментальную науку, являющуюся неотъемлемой составляющей науки, цивилизации, общечеловеческой культуры во взаимосвязи и взаимодействии с другими областями мировой культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений"

Разработка  программы элективного курса по математике в 10 классе "Способы решения нестандартных уравнений". Программа расчитана на 34 часа, состоит из 6 блоков....

Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

Курс содержит теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяющий систематизировать бзовый уровень, теоретические знани...

СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ. ВАРИАНТЫ ЗАЧЕТА ПО ТЕМЕ.

Опорный конспект для работы с учащимися 10 класса по индивидуальному маршруту....

Рабочая программа элективного курса по алгебре и началам математического анализа «Решение логарифмических уравнений и неравенств».

Данный элективный курс посвящен теме  «Решение логарифмических уравнений и неравенст.в ЕГЭ  по математике сдает каждый выпускник школы, поэтому  подготовка к нему до...

урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16

методическая разработка урока  алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c...

Авторская программа элективного курса для обучающихся 10-11 классов "Способы решения тригонометрических уравнений"

Курс дает теоретическое обоснование к каждому разделу тригонометрии, являющееся небольшим справочником по практическому материалу, позволяюий систематизировать базовый уровень к знаниям учащихся. К те...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса (34 часа) Способы решения нестандартных уравнений

Рабочая программа элективного курсадля 11 класса (34 часа) Способы решения нестандартных уравнений...