урок по теме "Способы решения тригонометрических уравнений"(урок одного уравнения) 08.03.16
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Шенцева Татьяна Александровна

методическая разработка урока  алгебры и начал математического анализа в 10 классе по УМК Мордкович, содержит спсобы решения тригонометрического уравнения вида asinx +bcosx=c

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.shentsevat.a.prudskiha.g.poslednyaya.docx315.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка

урока алгебры и начал анализа

по теме

«Методы решения тригонометрических уравнений»

(урок одного уравнения)

        

Авторы:

Шенцева Татьяна Александровна,

учитель математики

                                                                                                                          Прудских Анна Георгиевна

учитель математики

Старый Оскол

2015-2016 учебный год

Урок  по алгебре  и началам математического  анализа

Авторы: Прудских Анна Георгиевна

              Шенцева Татьяна Александровна

Предмет: алгебра и начала математического анализа

Тема: «Методы решения тригонометрических уравнений»

             (урок одного уравнения)

Продолжительность: 45минут

Класс: 10

Цель урока: 1. образовательная: систематизация теоретических знаний по теме, формирование умений решать тригонометрические уравнения различными методами

  1. воспитательная: воспитание активности, самостоятельности в поиске метода решения уравнения, культуры математических записей
  2. развивающая: развитие речи учащихся, умений выделять главное, существенное в изучаемом материале,  умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия

Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки-задания, презентация,

учебник: Алгебра и начала математического  анализа. 10 класс. В2ч.

Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). А.Г.Мордкович и др. 5-еизд. М.Мнемозина. 2008 год.

Ч.2.Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень). А.Г.Мордкович и др. 5-еизд. М.Мнемозина. 2008 год.

Ход урока.

1. Организационный момент (сообщение темы,  цели и хода  урока).

2. Актуализация:

  1. Тест (с взаимопроверкой)

Вариант 1

Вариант2

1.Каково решение уравнения cosx=a  при |а|>1

1.Каково решение уравнения sinx=a  при |а|>1

2.При каком значении а уравнение cosx=a   имеет решение

2.При каком значении а уравнение sinx=a  имеет решение

3.Какой формулой выражается это решение

3.Какой формулой выражается это решение

4.На какой оси откладывается значение а при решении уравнения cosx=a  

4.На какой оси откладывается значение а при решении уравнения sinx=a  

5.В каком промежутке находится arccosa

5.В каком промежутке находится arcsine

6.В каком промежутке находится а

6.В каком промежутке находится а

7.Каким будет решение cosx=1

7.Каким будет решение sinx=1

8.Каким будет решение уравнения cosx=-1

8.Каким будет решение уравнения sinx =-1

9.Каким будет решение уравнения cosx=0

9.Каким будет решение уравнения sinx =0

10.Чему равно arccos(-a)

10.Чему равно arcsin(-a)

11.В каком промежутке находится arctga

11.В каком промежутке находится arcctga

12.Какой формулой выражается решение уравнения tgx=a  

12.Какой формулой выражается решение уравнения ctgx=a  

13.Чему равен arctg(-a)

13.Чему равен arcctg(-a)

  1. Работа по схемам

Схема 1

Схема2

C:\Users\Компьютер\Pictures\img553.jpg

C:\Users\Компьютер\Pictures\img555.jpg

 Какая из схем этой группы является лишней?   

 Что объединяет остальные схемы?

(№1 -  3 лишняя, общее – решение уравнения cosx=a

№2 -  4 лишняя?  общее – решение уравнения  tgx=a)

3. О чем идет речь?

№1                                                                                                                              

 

№ 2.

   

     

№3

 

? МОЖНО!

№1   1,2,4-простейшие, 3-с параметром

№2   1,3,4-метод подстановки, 2-однородное

№3  1-однородное 1-й степени,2-однородное 2-й степени,3-делить на соs2 x нельзя

3.Физкультминутка (для глаз «кот Леопольд»)

4.Закрепление:  (работа в группах)

Решить уравнение: 2sinx – 3cosx=3

(х = -arcsin  ±  (π-  arccos) + 2πn)

Вопросы учителя:

1.Каким методом можно решить уравнение?

-введение вспомогательного угла

-сведение к однородному уравнению

-универсальная подстановка

-приведение к квадратному уравнению

-возведение обеих частей в квадрат

(класс разбивается на 5 групп, каждая группа решает уравнение одним из способов, от каждой группы один человек записывает решение  на доске)

1 группа: сведение к однородному уравнению

2 группа: введение вспомогательного угла

3 группа: универсальная подстановка

4 группа: приведение к квадратному уравнению

5 группа: возведение обеих частей в квадрат

Вопросы учителя:

какой из способов: самый простой, самый оригинальный, самый неожиданный, самый универсальный

5.Итог урока:

 Какие «+» и  «-» рассмотренных способов решения уравнения?

        

Какой из этих методов универсален, по вашему мнению?

  1. Домашнее задание:

 Базовый: решить уравнение   другими способами (не менее 3), 23.37(учебник)

Повышенный и творческий: составить классификацию методов решения тригонометрических уравнений 

Список использованных источников

1.Учебник: Алгебра и начала математического  анализа. 10 класс. В2ч.Ч.1.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А.Г.Мордкович и др. ; 5-еизд. М.: Мнемозина. 2008 год. Ч.2.Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/А.Г.Мордкович и др. 5-еизд. М.Мнемозина. 2008 год.-С.97-108

2.Тригонометрия на экзамене по математике; учебное пособие/С.В.Королев-М.Экзамен.2006-254 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение тригонометрических уравнений и систем уравнений

видеоурок интегрированного урока по математике и информатике...

Открытый урок по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Данный план - конспект открытого урока рассчитан на обобщающий урок по теме "Решение тригонометрических уравнений" - 10 класс, по учебнику Колмогорова А.Н....

«Решение тригонометрических уравнений» урок алгебры в 10 классе (2012 г.)

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний по теме «Решение тригонометрических уравнений»....

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".

Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....