ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
статья по алгебре на тему

Примаченко Ираида Анатольевна

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примаченко Ираида Анатольевна

МАОУ СОШ №5 г. Сатка

АКТУАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Н. КОЛМОГОРОВА

В УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

При анализе процессов реформирования школьного математического образования совершенно отчетливо проявляется следующие тенденции: а) современные социокультурные условия диктуют самоценность идеи непрерывного образования, когда от обучающихся (школьников, студентов) требуется постоянное совершенствование собственных знаний; б) в условиях информационного общества требуется принципиальное изменение организации образовательного процесса: замена пассивного слушания и репродуктивного обучения возрастанием доли самостоятельной работы школьников; в) центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность старшеклассников в образовании. Важно подчеркнуть, что учение – это не произвольное  самообразование индивида, а систематическая, управляемая педагогом самостоятельная деятельность, которая становится доминантной, особенно в современных условиях. В этой связи пристальное внимание уделяется проблеме организации самостоятельной работы старшеклассников на уроках математики. Стратегически на первый план выступает исходный уровень самостоятельности, с которым пришел обучающийся в сопоставлении с требованиями к выпускнику общеобразовательной школы, потенциальному абитуриенту вуза.

Не смотря на актуальность рассматриваемой проблемы, продуктивным, на наш взгляд, является обращение к опыту организации математического образования в предыдущие десятилетия, к дидактическим концепциям, разработанным советскими и зарубежными учеными. Особенно перспективным в этом аспекте являются педагогические воззрения академика А.Н. Колмогорова. В математическом сообществе однозначна оценка педагогической деятельности ученого, которой были отданы последние двадцать четыре года его жизни: педагогика сегодня продолжает оставаться скорее искусством, нежели наукой, и данное обстоятельство не может не тормозить решение проблемы совершенствования математического образования. Главную роль в преподавании математики А.Н. Колмогоров отводил не запоминанию и воспроизведению сообщаемых математических фактов, а воспитанию самостоятельности и культуры мышления. Значительный интерес с этой точки зрения для Колмогорова-педагога представляла проблема «сцепления» языка с мыслью в курсе школьной геометрии. Педагогический архив ученого насчитывает более 10 тыс. страниц, интерес к проблемам преподавания математики А.Н. Колмогоров пронес через всю жизнь.

Еще в 20-летнем возрасте А.Н. Колмогоров начал работать в Потылихской опытно-показательной школе Наркомпроса в Москве. Дальтон-план, принятый в школе, предусматривал индивидуальный план работы ученика. Ребенок самостоятельно составлял месячную программу занятий. «Каждый школьник большую часть школьного времени проводил за своим столиком, шел в... библиотечки вынуть нужную книжку, что-нибудь писал, — вспоминал Колмогоров в своем последнем интервью. — А преподаватель сидел в уголке, читал, и школьники подходили по очереди, показывали, что они сделали». Колмогоров стремился не только создать обойму элитарных математических школ. Он хотел обучить настоящей математике всех детей, которые могут учиться. Он подготовил проект модернизации учебной программы, с тем, чтобы школьники учились не сложению и вычитанию, а математическому мышлению. Он курировал реформу, которая ввела в учебные планы изучение простых алгебраических уравнений с переменными и использование в обучении компьютеров — чем раньше, тем лучше. Кроме того, Колмогоров стремился преобразовать школьный курс геометрии, чтобы открыть дорогу неевклидовой геометрии. Ещё одной важнейшей задачей математического образования, по мнению академика, является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. А.Н. Колмогоров подчеркивал, что математика необходима для интеллектуального развития личности. Гарвардский психолог Джером Брюнер писал, что «колмогоровское образование» «дает учащимся существенно новые возможности познания».

Обобщив дидактические идеи А.Н.Колмогорова по вопросам стимулирования, организации и контроля самостоятельной работы учащихся при изучении математики в старших классах, мы пришли к выводу, что эффективное управление этим процессом возможно, если гармонично сочетать различные виды самостоятельных работ: репродуктивного типа (воспроизводящие; тренировочные; обзорные; проверочные); познавательно-поискового типа (подготовительные; констатирующие; экспериментально-поисковые; логически-поисковые); творческого типа: (художественно-образные; научно-творческие; конструктивно-творческие); познавательно-практического типа (учебно-практические; общественно-практические). Организация самостоятельной работы учащихся активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех её форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед математическим образованием на современном этапе развития общества.

Мы солидаризируемся с академиком А.Н. Колмогоровым в том, что широкое применение самостоятельной работы на уроках математики позволяет упорядочить учебный процесс, а именно, сократить объём домашнего задания, уменьшить время его выполнения, рационализировать приёмы работы по заданиям. Использование различных видов самостоятельных работ помогает педагогу научить учащихся анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли, развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Использование технологии развития критического мышления «Кейсы» на уроке технологии «Чтение схем. Вязание по схеме».

Технология кейсовПрактическое применение технологии кейсов на уроке «Чтение схем. Вязание по схеме»…....

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...