Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
презентация к уроку по литературе на тему

Диденко Лариса Дмитриевна

 

Исследовательская работа

 «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы» 

Скачать:


Предварительный просмотр:



Подписи к слайдам:

«Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
     
Диденко Лариса Дмитриевна, педагог МБОУ СОШ №11им. П.М.Камозина г. Брянска.Научный руководитель: Токаева Наталья Викторовна, методист МБОУ ГИМЦ г. Брянска.
Исследовательская работа
Актуальность и перспективность данной проблемы
КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, противостоять угрозе, исходящей из слепой веры в авторитеты, не быть пассивным ретранслятором стереотипов и объектом манипуляции со стороны СМИ, общественных групп, политических партий. Таким образом, КМ выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.
Актуальность и перспективность данной проблемы
В документе ЮНЕСКО «Образование в целях обновления и развитие в целях демократии» подчеркивается, что одним из приоритетных направлений образовательного процесса является развитие критического мышления детей и взрослых.
Актуальность и перспективность данной проблемы
В проекте ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (Среднее (полное) общее образование) сказано, что стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества».
Объектом исследования является проявление КМ у учащихся старших классов при изучении литературы. Предмет исследования – формирование КМ в процессе преподавания литературы в старших классах. Цель исследования - выявить педагогические и психологические условия, способствующие развитию КМ; разработать методические рекомендации для учителя литературы по развитию КМ.
Гипотеза:
развитие КМ старшеклассников будет эффективным, если: у учителей сформировано ценностно-смысловое отношение к развитию КМ учащихся;  в образовательный процесс на уроках литературы внедрена разработанная модель профессиональной деятельности учителя по развитию КМ старшеклассников, включающая целевой, содержательный, технологический, контрольно-оценочный компоненты;создан благоприятный психологический климат на уроках; проводится учет возрастных, личностных, индивидуальных особенностей старшеклассников; в образовательный процесс включен субъективный опыт школьников.
Критическое мышление
Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления. Они развиваются в синтезе, взаимообусловлены.
Признаки критического мышления:
мышление продуктивное, в ходе которого формируется позитивный опыт из всего, что происходит с человеком; аргументированное, поскольку убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;многогранное, так как оно проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон;индивидуальное, ибо оно формирует личностную культуру работы с информацией;социальное, поскольку работа осуществляется в парах, группах; основной прием взаимодействия – дискуссия.
Технологичекие этапы развития КМ
Методические приёмы
Стадия осмысления содержания
Методы активного чтения:(маркировка текста) ведение различных записей типа дневников, бортовых журналов;поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.
Рефлексия
Заполнение таблиц. Приём «толстых и тонких вопросов».Составление кластера (способ графической организации материала).Создание синквейна или хокку.Работа в парах, группах.Организация различных видов дискуссий.Написание творческих работ, создание проектов и др.
Достоинства технологии развития КМ:
равные партнёрские отношения; учитель перестаёт быть главным источником информации.
Динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года:
Период
10в класс, % качества
11б класс, % качества
2008 – 2009
76%
78%
2009 – 2010
76%
79%
2010 - 2011
83%
86%
Результаты внеурочной деятельности
2011г. - Борисова Владислава заняла 2 место в регионе в Международном конкурсе «Русский медвежонок».2011г. - Горбачёва Юлия – 3 место в регионе в Международном конкурсе «Русский медвежонок». 2011г учащиеся приняли участие в турнире М.В.Ломоносова. Лахтикова Ангелина и Суханова Алиса награждены грамотами по лингвистике, Апокина Варвара – по литературе.2011г. – Алдушина Мария приняла участие в региональном конкурсе школьных сочинений «Судьбы мирных жителей в истории Великой Отечественной войны».2011г. – Апокина Варвара и Водичева Ирина – призёры муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе.2012г. – Суханова Алиса стала призёром заочного тура Олимпиады «Ломоносов», проводимой МГУ, и вышла в очный тур.
Заключение
КМ повышает интеллектуальную активность и самостоятельность учащихся, способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию. КМ закладывает основы теоретического мышления, способствует осознанной социализации, познанию и раскрытию своих и чужих ошибок и недостатков с целью их преодоления, снимает психологические барьеры, учит правильно воспринимать конструктивную критику и по-деловому отвечать на нее, вырабатывает активную жизненную позицию. КМ в старшем школьном возрасте - это путь к более глубокому самопознанию, формированию адекватной самооценки, т.е. стремление к совершенствованию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование критического мышления учащихся на уроках русского языка и литературы.

Современный этап развития педагогической теории и практики характеризуется состоянием постоянной изменчивости. Всё острее ощущается необходимость обновления имеющихся знаний и освоенных технологий пре...

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»

Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...

Программа мастер- класса "Методические приемы критического мышления, используемые на уроках русского языка и литературы"

Цель проведения мастер - класса: создать условия для обобщения опыта по проблеме  «Способность критически   оценивать собственную практику». Задачи:- передача учителем-мастером сво...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...

Методическая разработка урока по теме: « Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»

Данная разработка показывает, какие приёмы технологии развития критического мышления можно использовать на уроках литературы....

Развитие критического мышления старшеклассников при подготовке к письменным высказываниям.

Развитие критического мышления на примере подготовки к заданию 40 в ЕГЭ (письменное высказывание с элементами рассуждения) с использованием заданий на чтение и аудирование...