Развитие критического мышления старшеклассников при подготовке к письменным высказываниям.
статья (10, 11 класс)
Развитие критического мышления на примере подготовки к заданию 40 в ЕГЭ (письменное высказывание с элементами рассуждения) с использованием заданий на чтение и аудирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления старшеклассников при подготовке к письменным высказываниям.
Критическое мышление — один из самых необходимых навыков на сегодняшний день, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует. Старшеклассникам необходим данный навык при выполнении задания 40 в ЕГЭ – написание opinion essay. К сожалению, я и мои коллеги часто сталкиваемся с проблемой неумения детей понять тему сочинения и сформулировать аргументы в поддержку своего мнения и мнения оппонентов по поставленному вопросу. Для решения данной задачи я использую в своей работе задания по аудированию и чтению текстов по темам кодификатора экзамена. В данной статье я хотела бы подробнее рассказать про данный метод подготовки к письменным высказываниям.
К сожалению, школьный УМК не предоставляет достаточное количество заданий, позволяющих детям накопить необходимую информацию для успешного написания эссе, поэтому большую часть материала я беру из интернет источников.
В начале 10ого класса я раздаю ученикам список тем кодификатора ЕГЭ с формулировками тем эссе прошлых лет, и нашей целью на последующие 2 года становится максимальная проработка и накопление информации по данному списку. Результатом этой работы становится заполненная аргументами и необходимой лексикой презентация или электронный документ с общим доступом через Гугл класс. Ребята могут самостоятельно редактировать его или дополнять новой информацией, которую в дальнейшем будут использовать для написания эссе по данной теме. Таким образом, к концу 11 класса мы с ребятами собираем свой информационный банк, который, несомненно, поможет им при подготовке к экзамену.
Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из прочитанного или услышанного. Ученики выполняют различные упражнения по аудио или текстовому материалу и обязательно отвечают на следующие вопросы:
- Какая проблема описана в тексте?
- Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются?
- Как автор строит свои рассуждения?
- Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация?
- Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста?
Анализируя текст или аудио, ребята обязательно формулируют собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях. Свои идеи, мнения и необходимую лексику по разобранной теме ученики записывают в презентацию.
На мой взгляд, наша задача как учителей – обеспечить учащихся необходимым информационным материалом и показать ребятам как правильно с ним работать. Ведь критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени. Чем выше будет уровень критического мышления учащихся, тем проще им будем даваться освоение школьной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение младших школьников монологическому высказыванию на основе технологии развития критического мышления.
Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Кроме того, компьютерные технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-144729-1353049766.jpg)
Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чт...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171801-1357147676.jpg)
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»
Исследовательская работа «Развитие критического мышления старшеклассников на уроках литературы»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-130250-1417379120.jpg)
Методическая разработка "Система заданий, методов и приёмов, направленных на совершенствование навыков устной речи, развитие критического мышления и творческих способностей у старшеклассников"
Обобщение опыта работы с применением системно-деятельностного подхода в процессе реализации рабочей программы дополнительного образования "Совершенный английский" для учащихся старшего школь...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-688132-1444921823.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-688132-1444921823.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному ...