Решение задач на проценты, 5 класс. Учебник Виленкина Н.Я. и др.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Отработка навыков решения задач на проценты всех трех видов. В задачах используется материал, связанный с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Решение задач на проценты».

Задачи урока:

1.        образовательные: отрабатывать навык решения задач на проценты всех трех видов; учить составлять задачи на проценты, использовать для этого дополнительную и справочную литературу, газетные материалы, связанные с родным городом.

  1. развивающие:    развивать    математическое   мышление    учащихся,    память, внимание,   речь,   расширять   кругозор;   познакомить   с   одним   из   городов Республики Башкортостан - городом Туймазы.
  2. воспитательные:     воспитание    и     формирование     навыков     самооценки, самоконтроля, воспитание любви к родному краю.

Форма урока: игровое путешествие.

-   Добрый день! Садитесь.

  • Сегодня с вами буду работать я, преподаватель математики Хакимова Юлия Ануровна.
  • Вы очень похожи на моих пятиклассников,  и,    я думаю, у нас с вами все получится.
  • А вот как получится, мы сможем оценить в конце урока,  и помогут нам это сделать фишки, которые сейчас лежат на ваших партах. За каждый верный ответ, правильно решенную задачу вы получаете фишку.

И в Уфу, и в мой город наконец-то пришла весна. Я хочу пригласить вас на прогулку по моему любимому родному городу. А откуда я приехала, вы узнаете, выбрав правильные ответы на мои вопросы.

  1. От моего города до Уфы 280 км. Автобус, на котором я ехала, шел со скоростью 70 км/ч. Сколько часов я была в пути?        4
  2. Наш район был образован в 1930  году.  Какую юбилейную дату он отмечает в этом году? Сколько ему лет?        75
  3. В моем городе 46,5% жителей составляют мужчины. Какой % всех жителей составляют женщины?        53,5
  4. Найдя произведение чисел 0,7 и 9, вы получите S моего города, выраженную в тыс. га.        6,3
  5. Мой город лежит на реке Усень, скорость течения которой вы узнаете, если 170 % переведете в десятичную дробь.                                1,7
  6. Округлив   число 96 245,952 до целых, вы   получите численность городского населения.        96246
  7. Найди корень уравнения х * 20,2 = 202 и ты узнаешь количество школ в моем городе.        10 Туймазы

Молодцы!

-        На этой прогулке нам пригодятся ваши знания процентов. На сколько хорошо вы их знаете?

а) Сколько % каждой фигуры заштриховано?

(50%, 100%, 60%, 15%;  смотри рисунки  на доске)

-  Проценты вы знаете. А еще бы мне хотелось познакомить вас со словами математика Д. Пойа, которые являются эпиграфом к нашему уроку:

«Умение решать задачи - практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лодках или игре на фортепиано: научиться тому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь».

-     На уроке мы будем заниматься практическим искусством.  А каким именно?

Решать задачи на проценты.

-    Записываем дату, тему урока.

-        Я пригласила вас на прогулку, а начнем мы ее с волшебной тропинки от остановки «Математическая».

Остановка «Математическая»

-        Каждый ряд получает лист с заданием: «Найди % от числа».
Первый учащийся выполняет 1 задание, передает соседу лист.

-        Тот ряд, который справился быстро и качественно с работой, получает 1 фишку!

-    Какой тип задач  мы решали? (нахождение процента от числа).  По волшебной тропинке мы пришли в Туймазинский лес.

Остановка «Биологическая»

-        Туймазинцы живут на западе Башкортостана. В наших лесах водятся лоси,  лисицы, зайцы, куницы и даже рыси! И только любимый народом, живущий на севере и востоке РБ, отсутствует в наших лесах. Что это за зверь?

Задание: найди соответствие между столбцами.

     ЧЕТВЕРТЬ        50  %         Д

ПРИМЕРНО ТРЕТЬ        25 %        М

ПОЛОВИНА        66 %         Е

ПЯТАЯ ЧАСТЬ        8 0 %        Д

ПРИМЕРНО ДВЕ ТРЕТИ   75%        Ь

    ЧЕТЫРЕ ПЯТЫХ        33 %        Е

ТРИ ЧЕТВЕРТИ        20 %        В

Медведь - второй по величине после лося зверь. Высота его более 1 метра, длина 2, 5 м (как лев), а  вес достигает 500 кг - в два раза тяжелее льва и тигра!

Сила у медведя огромная - ударом лапы он легко переламывает хребет лошади, лося.

-        Ребята, а вы знаете, чем питается медведь? (вовлечь)

Медведь  -  всеядный  зверь:   питается  не  только  мясом,  но   и  различными насекомыми, ягодами, желудями. Ловит рыбу. Ну и, конечно же, любит мед.

  • В ноябре медведь забирается в берлогу и в ней засыпает до весны. Подкожный жир, накопленный за лето, спасает его от холода и голода!
  • И вот сейчас, весной, медведь просыпается, потеря в весе составляет 40%.
    Сколько весит медведь после спячки?

  1. 500/100*40=200(кг) медведь теряет в весе
  2. 500-200=300 (кг) масса медведя весной

  -    Какой тип задачи мы решали?

Остановка «Спортивная»

  • В нашей школе среди 5-8 классов был проведен опрос на тему: «За какую футбольную   команду   я   болею», его   результаты   приведены   на   круговой диаграмме.
  • Какую информацию можно получить из этой диаграммы?

Укажите тип задачи.

Проводится разминка.

- В   моем  классе  ребята  не  только  являются   болельщиками,   они  еще  и занимаются спортом: 12 мальчиков из 24 человек играют в футбол. Так сколько же это % учащихся?

                 Укажите тип задачи.

Остановка «Краеведческая»

- Площадь Башкортостана 143600 км2. Около 40% территории занимают леса, источник здоровья человека, какова площадь лесов (в км2)?

- Прочитайте задачу про себя. Прочитайте вслух. Что узнали из задачи? Почему
леса называют источником здоровья?

(Прогулка среди деревьев и свежий воздух, обогащенный ароматами лесных трав, - лучший отдых; поглощение СО2 и выделение О2)

Ответ 57440 км2.        

                  Укажите тип задачи.

  • А еще для здоровья человека очень важное  значение имеет вода.
  • Какие озера есть в РБ? Самое большое - Аслыкуль, озеро Кандры – Куль поменьше, оно является природным памятником Туймазинского района.

SK = 16 км2, это около 64% от

SA - ? км2                                                                                          |
                                  

  • Попробуйте по краткой записи задачи восстановить ее условие.
    16/64*100=0,25*100=25 км2.  

                        Укажите тип задачи.

  • А вот сейчас у вас есть возможность заработать еще 2 фишки!
    Проверка домашнего задания

На доске запишу ответы, с помощью которых вы сможете свою работу проверить.

№ 1554    На 120 % рабочий выполнил план, на 20 % перевыполнил.

№ 1555   17,5% соли содержит раствор.

№ 1581    42,5% класса - мальчики, 57,5% - девочки.

№ 15 82    60% всех отдыхающих - женщины.

  • Ребята, те кто решил   верно все задачи, возьмите 2 фишки;
  • У кого только 3 задачи  верно решены - 1 фишка;
  • Кто решил верно только 2  задачи - не отчаивайтесь!!!
  • Какую   же   радость   вы   испытаете,   когда   найдете   свои   ошибки,   ведь сегодняшний урок  вам в этом поможет!

РСДЬАОТ

-        А теперь отыщите слово, которое спряталось за этими буквами на доске!
РАДОСТЬ — я испытываю радость, потому    что познакомила вас со своим любимым городом, потому что вы хорошо работали.

Подведем ИТОГИ урока, ведь наша прогулка подошла к концу.

  •    Поднимитесь те, кто получил за урок 5 фишек. Я ГОРЖУСЬ ВАМИ!
  •   Поднимите руки те, кто получил 4 фишки. МОЛОДЦЫ!

ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ:  придумайте  три  типа задач  на проценты.

-        Наш урок подошел к концу и, я думаю, вы хотите сказать, что

  • МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДАЛОСЬ...
  • Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ СЕБЯ ЗА...
  • А ЗА ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ПОХВАЛИТЬ УЧИТЕЛЯ?
  •  У вас на парте лежат листочки. Вы можете выразить свое мнение, а я узнаю, насколько вам понравился мой урок.

(Посмотрев листочки) Ребята, я убедилась, что вы пополнили свой багаж знаний о процентах и можете успешно продолжать обучение, правда без меня.

-         Благодарю за урок и на память дарю вам календарь с достопримечательностями нашего города (показываю на нём СОШ № 8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

урок в 6 классе "Решение задач на проценты с помощью пропорции"

содержит разработку урока математики в 6 классе на тему "Решение задач на проценты с помощью пропорции"...

Решение задач химия 9 класс учебник О. С. Габриелян

Задача. Определение относительной плотности газов по воздуху. Упражнение 1,4  к параграфу 7, и  15...

урок математики с презентацией в 7 классе на тему "Решение задач на проценты"

Урок закрепления темы " Решение задач на проценты"...

Урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"

Обобщающий урок математики в 5 классе по теме "Проценты. Решение задач на проценты"...

"Решение уравнений и решение задач на проценты" математика 6 класс

Пояснительная записка Автор: Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики.Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Клюквинская средняя общеобразовател...

Проценты. Решение задач на проценты

Проценты. Решение задач на проценты...