Рабочая программа подготовки к ОГЭ
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Гумерова Альбина Илдусовна

Рабочая программа предназначена для подготовки учащихся  9 классов к ОГЭ по математике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboch_prog_dop_zanyat.docx21.86 КБ
Microsoft Office document icon fpodgotovka_gia_9_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа

по математике

на тему:

Технология работы с КИМ в рамках подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ

Выполнила : учитель математики ЧОСШ «Елена Сервис» Гумерова Альбина Илдусовна

Пояснительная записка

Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9х классов.
С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена: малое ЕГЭ, затем ГИА и в последний 2014-2015 учебном году ОГЭ.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. 
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу. 
Учитывая новую форму сдачи государственных экзаменов в форме единого государственного экзамена, предлагается элективный курс по алгебре: «Технология работы с контрольно  измерительными материалами».
Данный курс имеет основное назначение – введение открытой, объективной независимой процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой будут способствовать осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а так же могут учитываться при формировании профильных 10 классов; развивает мышление и исследовательские знания учащихся; формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Экзаменационные материалы реализуют современные подходы к построению измерителей, они обеспечивают более широкие по сравнению с действующим экзаменом дифференцирующие возможности, ориентированы на сегодняшние требования к уровню подготовки учащихся.

Цели элективного курса: подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы;
  • Расширить знания  по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы;
  • Выработать умение пользоваться контрольноизмерительными материалами.

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
  • прикидка границ результатов;
  • прием «спирального движения» (по тесту).

Основные методические особенности курса:

  1. Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  2. Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  3. Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости»;
  4. Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  5. Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
  6. Активное применение развивающих технологий: «Мозговой штурм», «Приз».

Структура курса

Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства.
  • Координаты и графики.
  • Функции.
  • Арифметическая и геометрическая пргрессии.
  • Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений. 
Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5-10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Контроль и система оценивания

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических и лабораторных работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации .
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Итоговый контроль реализуется в двух формах: традиционного зачёта и тестирования.

Тема 1.  Числа и выражения. Преобразование выражений (2 часа)

Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Тема 2.  Уравнения (2 часа)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробнорациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Системы уравнений (2 часа)

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    
Тема 4. Неравенства (4 часа)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 5. Координаты и графики (3 часа)

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Тема 6. Функции (3 часа)

Функции, их свойства и графики (линейная, обратнопропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

Тема 7. Арифметическая и геометрическая прогрессии ( 3 часа)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула пого члена. Характеристическое свойство. Сумма ппервых членов. Комбинированные задачи.

Тема 8. Текстовые задачи (4 часа)

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». Задачи геометрического содержания.

Тема 9. Уравнения и неравенства с модулем (3 часа)

Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля и способы их решения.

Тема 10. Уравнения и неравенства с параметром (2 часа)

Линейные и квадратные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Применение теоремы Виета. Расположение корней квадратного уравнения относительно заданных точек. Системы линейных уравнений.

Тема 11. Обобщающее повторение (4 часа)

Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ЕГЭ (первая часть).

Тема 12. Обобщающее повторение (2 часа)

Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ЕГЭ (полный текст).

Список  литературы:

  1. Ф.Ф.   Лысенко , Алгебра. 9 класс Подготовка  к ГИА, Ротов-на-Дону, «Легион- М», 2011
  2. Ким Е.А. Алгебра. Поурочные планы по учебнику А. Г. Мордковича 7-9 классы. Волгоград: «Учитель», 2008.
  3. Мальцева Д.А,. Клово А.Г,  Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация. Предпрофильная подготовка, М.: «НИИ школьных технологий», 2012.
  4. Кочагина М.Н., Кочагин В.В.  Математика. 9 класс. Подготовка  к «малому ЕГЭ».    М.: «Эксмо», 2009.
  5. Шестакова С.А., Высоцкий И.Р. и др. Сборник задач для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «АСТ: Астрель», 2008.
  6. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 9 класс. М.: «Экзамен», 2012.
  7. Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7-9 классы. М.: «Мнемозина», 2012.

Учебно-тематический план

Номер

п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

1

Числа и выражения. Преобразование выражений

2

2

Уравнения

2

3

Системы уравнений

2

4

Неравенства

4

5

Координаты и графики

3

6

Функции

3

7

Арифметическая и геометрическая прогрессии

3

8

Текстовые задачи

4

9

Уравнения и неравенства с модулем

3

10

Уравнения и неравенства с параметром

2

11

Обобщающее повторение

4

12

Обобщающее повторение

2



Предварительный просмотр:

               .

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 9 классов (дополнительные услуги) разработана  в соответствии с программой основного общего образования по математике (базовый уровень), с учётом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и заданий повышенного уровня сложности на дифференцированную проверку владения материалом курса математики.                                                                                                        Задания базового уровня предназначены для подготовки учащихся  первой части итоговой аттестации по математике. Среди которых: задания с выбором ответов, с кратким ответом и задания в таблицах. По сравнению с традиционными заданиями учебника задания профильного курса усилены подбором заданий практических  жизненных ситуаций, которые проверяют не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, содержание предлагаемых заданий, а также умение применять знания в простейших жизненных ситуациях; пользоваться разными  приемами  решения заданий.        

        Задания повышенного уровня сложности предусматривают развернутый ответ с записью хода решения.  Задания требующие свободного владения материалом и высокого уровня математического развития. Учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записывать решения, приводя при этом необходимые пояснения.  Выполнение сложных заданий требует уверенного владения полученными знаниями, владением широким набором  приемов и способов рассуждений.

Научить применять способы:

  • способ граничных точек;
  • способ оценки величин;
  • способ проверки размерности ответов;
  • способ проверки ответов;
  • способ обратной задачи;

Профильная подготовка образования направлена на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных  дисциплин, продолжения образования;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общественной культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
  •  На   занятиях  профильной подготовки познакомить учащихся с основными положениями проведения ОГЭ-9, с рекомендациями по написанию экзамена, структурой и формой заполнения бланков на экзамене
  • Рабочая программа курса рассчитана на 60 учебных  часов  

. Поскольку в контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена по математике за курс средней школы и государственного экзамена за курс основной школы включены задания по геометрии, результаты выполнения которых учитываются при определении порога успешности, то этот факт актуализирует своевременное изучение геометрии в полном объеме. Прежде всего, незнание фундаментальных метрических формул, а также свойств основных планиметрических фигур полностью лишает учащихся возможности применять свои знания по планиметрии при решении соответствующих задач ОГЭ и ЕГЭ.

Обращаем внимание на основной список тем по геометрии, подлежащий контролю в конце IX класса на уроках планиметрии:

  •  Виды треугольников. Замечательные линии и точки в треугольнике (медиана, средняя линия, высота, биссектриса, серединный перпендикуляр к стороне).
  •  Вписанная и описанная окружности.
  •  Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника.
  •  Теорема Пифагора. Теоремы синусов и косинусов.
  •  Виды четырехугольников. Свойства и признаки параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции.
  •  Формулы площадей плоских фигур.
  •  Координатный и векторный методы решения задач.

Для учащихся, собирающихся продолжить обучение в старшей школе важно сформировать представление о геометрии как об аксиоматической науке. Это позволит им получить целостное представление о математике и иметь предпосылки для успешного обучения в будущем.

Список  литературы (основной и дополнительной):

  1. Л.В.Кузнецова  Сборник заданий  для подготовки к государственной аттестации в 9 классе. М. Просвещение. 2011г.
  2. М.А.Попов Учебно-методический комплект. М. Экзамен 2010г
  3. .А.Н.Рурукин   Полякова С.А. Пособие для учителя. М. ВАКО 2010г
  1. А.А.Черняк ЖА.Черняк ЕГЭ: Шаг за шагом Геометрия 7-11 классы
  2. С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий,Сборник задач для поготовки и проведения письменного экзамена по математике за курс основной школы.АСТ Астрель 2012 год
  3. Мальцева Д.А. Клово А.Г. Алгебра 9класс Итоговая аттестация .Предпрофильная подготовка., М  «НИИ школьных технологий» 2013 год.
  4. Мордкович А.Г.Алгебра Часть 1 Учебник 7-9 классы М  «Мнемозина», 2009 год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«РЕШЕНИЕ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЙ  НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАНИЙ ПО МАТЕМАТИКЕ»

Количество часов: всего     60 час.; в неделю ___2_____ час.

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов на изучение  раздела (темы)

Примерная дата проведения

Фактическая дата проведения

Контроль знаний (вид)

1.

Диагностическая работа

1

Глава 1 Дополнительные сведения из планиметрии

2.

Метрические соотношения в плоских фигурах

1

3.

Метрические соотношения в плоских фигурах

1

4.

Площади плоских фигур

1

5.

Площади плоских фигур

1

6.

Угловые соотношения в плоских фигурах

1

Угловые соотношения в плоских фигурах

7.

Пропорциональные соотношения в плоских фигурах

1

8.

Пропорциональные соотношения в плоских фигурах

1

9.

Итоговый контроль

1

Итого:

Глава 2. Решение текстовых задач  практического содержания.

9

10.

Задачи на проценты

2

11

Решение задач заданных таблицами

1

12.

Задачи на движение

2

13.

Задачи на выполнение работы

2

14.

Задачи заданные графиками, диаграммами

1

15.

Задачи на сплавы и смеси

2

16/

 Задачи  практических жизненных ситуаций

1

17

Итоговый контроль

1

1

Итого:

12

Глава 3. Нестандартные задания разного уровня сложности

18.

Множества чисел. вычисления  числовых выражений. Сравнения чисел.

1

19.

Буквенные выражения. действия над ними в различных заданиях.

2

20.

Решение уравнений, содержащих знак модуля .

2

 21

Решение неравенств , содержащих знак модуля

2

22

Построение графиков функций, содержащих знак модуля.

2

1

23

Итоговый контроль

1

1

24

..Решение уравнений содержащих параметры

3

25

Решение неравенств содержащих параметры

3

26

Итоговый контроль

1

Итого

17

.

Глава 4 Решение треугольников

.27

Свойства медианы

1

28

Свойство биссектрисы треугольника

1

29

Формула Герона

1

30

Задача Эйлера

1

31

Теорема Менелая

1

32

Теорема Чевы

1

33

Решение задач

4

34

 Итоговый контроль

1

Итого

11

Глава 5 Функции и последовательности

35

Числовые функции

1

36

Кусочное задание функции

1

37

Операции над функциями. Композиция

функций.

2

38

Преобразования графиков функций

1

39

Числовые последовательности и способы их задания

1

40

Последовательности сумм и разности

1

41

Итоговый контроль

1

Итого

8

42

Диагностическая  работа

2

43

Анализ ошибок Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по математике"

Данная рабочая программа предназначена для подготовки к ОГЭ индивидуальные занятия и по группам.  Данный материал будет полезен, как начинающим учителям, так учителям и со стажем....

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по биологии

Согласно Базисному учебному плану, рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю. Этого количества явно недостаточно для полноценной подготовки к сдаче ЕГЭ...

Рабочая программа подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Пишичитай-ка».

Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических ка...

Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса

Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...

Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса

Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному учебному курсу "Подготовка к ЕГЭ по информатике и ИКТ" 10 класс (базовый уровень)...

Рабочая программа Подготовки к ЕГЭ по обществознанию для 11 класса (2 часа в неделю; всего 68 часов)

Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего) обра...