Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ в рамках ФГОС 5 класс
    материал (5 класс) по теме

    БУРМИСТРОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

    РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС)

     

    Типичные ошибки входной контрольной работы:

    1.     Вычислительная ошибка.

    2.     Выполнили действие не соответствующее условию, сформулированному в косвенной форме.

    3.     Вычислительная ошибка, неверно составлено выражение.

    4.     Вычислительная ошибка, выполнили действие не соответствующее условию, ошибка в формуле площади квадрата.

    На основании типичных ошибок работа проводится по направлениям:

    1)РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

    ·         в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

    ·         в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

    ·         в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

    ·         в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    ü  Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

    ·         выделение главного в тексте;

    ·         интерпретация текста в знаковую единицу;

    ·         составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

    ·         умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

    ·         грамотно пересказать прочитанный текст.

    ü  Использовать различные приемы работы с текстом, задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

    1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
    «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

    «Толстые» вопросы

    «Тонкие» вопросы

    Объясните почему….?
    Почему вы думаете….?
    Предположите, что будет если…?
    В чём различие…?
    Почему вы считаете….?

    Кто..? Что…? Когда…?
    Может…? Мог ли…?
    Было ли…? Будет…?
    Согласны ли вы…?
    Верно ли…?

    2. Приём «Составление краткой  записи  задачи»  Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

    3. Приём  «Составление вопросов к задаче» 
    Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

    4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника»  Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах
    1. Прочитайте текст. 
    2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
    3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
    4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
    Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

    5. Приём «Рабочая тетрадь с печатной основой»  Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий.  

    6. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

    1. Чтение индивидуальное. 
    Читая, ученик делает пометки в тексте: 
    V – уже знал; 
    + – новое; 
     – думал иначе; 
    ? – не понял, есть вопросы.

    2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

    Уже знал (V)

    Узнал новое (+)

    Думал иначе  (–)

    Есть вопросы (?)

    будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

    7. Приём  «Кластер»  Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
    Предлагать ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

    8. Приём  «Верные и неверные утверждения»  Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
    Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».
     

     

     

    2)РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Типичные ошибки входной контрольной работы:

    5.      Вычислительная ошибка.

    6.      Выполнили действие не соответствующее условию, сформулированному в косвенной форме.

    7.      Вычислительная ошибка, неверно составлено выражение.

    8.      Вычислительная ошибка, выполнили действие не соответствующее условию, ошибка в формуле площади квадрата.

     

    ü  Устный счет на каждом уроке;

    ü  Решение компетентностно - ориентированных задач;

    ü  Отработка вычислительных навыков (карточки на вычисления);

    ü  Терминологические диктанты, карточки;

    ü  Карточки для индивидуальной работы с различными видами дифференцированных заданий

    ü  Сочетании игровых мето­дов и методов прямого обучения.

    ü  «Перебор, подбор, оценка» -  учить школьников наблюдениям, прививать им навыки исследовательской творческой работы.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РАБОТА В 5Б КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОЙ ГОДУ БУРМИСТРОВОЙ Е.Ю. (ФГОС)

    Типичные ошибки входной контрольной работы:

    1. Вычислительная ошибка.
    2. Выполнили действие не соответствующее условию, сформулированному в косвенной форме.
    3. Вычислительная ошибка, неверно составлено выражение.
    4. Вычислительная ошибка, выполнили действие не соответствующее условию, ошибка в формуле площади квадрата.

    На основании типичных ошибок работа проводится по направлениям:

    1)РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:  

    • в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
    • в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
    • в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
    • в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
    • Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
    • выделение главного в тексте;
    • интерпретация текста в знаковую единицу;
    • составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
    • умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
    • грамотно пересказать прочитанный текст.
    • Использовать различные приемы работы с текстом, задания, которые  позволят расширить предметную область и способствуют  формированию важнейших метапреметных умений.

    1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
    «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

    «Толстые» вопросы

    «Тонкие» вопросы

    Объясните почему….?
    Почему вы думаете….?
    Предположите, что будет если…?
    В чём различие…?
    Почему вы считаете….?

    Кто..? Что…? Когда…?
    Может…? Мог ли…?
    Было ли…? Будет…?
    Согласны ли вы…?
    Верно ли…?

    2. Приём «Составление краткой  записи  задачи»  Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

    3. Приём  «Составление вопросов к задаче»  
    Анализ информации, представленной в объёмном тексте  математической задачи, формулировка  вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

    4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника»  Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах
    1. Прочитайте текст. 
    2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
    3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 
    4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 
    Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

    5. Приём «Рабочая тетрадь с печатной основой»  Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий.  

    6. Приём «Инсерт» Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

    1. Чтение индивидуальное. 
    Читая, ученик делает пометки в тексте: 
    V – уже знал; 
    + – новое; 
     – думал иначе; 
    ? – не понял, есть вопросы.

    2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

    Уже знал (V)

    Узнал новое (+)

    Думал иначе  (–)

    Есть вопросы (?)

    будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

    7. Приём  «Кластер»  Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
    Предлагать ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

    8. Приём  «Верные и неверные утверждения»  Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
    Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

    2)РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

    Типичные ошибки входной контрольной работы:

    1. Вычислительная ошибка.
    2. Выполнили действие не соответствующее условию, сформулированному в косвенной форме.
    3. Вычислительная ошибка, неверно составлено выражение.
    4. Вычислительная ошибка, выполнили действие не соответствующее условию, ошибка в формуле площади квадрата.

    • Устный счет на каждом уроке;
    • Решение компетентностно - ориентированных задач;
    • Отработка вычислительных навыков (карточки на вычисления);
    • Терминологические диктанты, карточки;
    • Карточки для индивидуальной работы с различными видами дифференцированных заданий
    • Сочетании игровых методов и методов прямого обучения.
    • «Перебор, подбор, оценка» -  учить школьников наблюдениям, прививать им навыки исследовательской творческой работы.
    • ИКТ, компьютерные презентации к урокам, электронные версии учебников.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации "Развитие геометрических навыков учащихся на уроках математики в рамках ФГОС".

              Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих...

    Методическая разработка по теме: Изучение элементов комбинаторики и математической статистики на уроках математики в 5-9 классах.

    Комбинаторика, вероятность и математическая статистика - прикладные разделы математики, которые хорошо усваиваются почти всеми учениками.Начиная с 5 класса, на уроках во время устного счёта, самостоят...

    Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

    Совершенствование качества  обучения и воспитания в школе напрямую зависит  от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...

    Презентация Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС

     Презентация по теме "Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД  на уроках математики в рамках ФГОС" .Работа  представляется на примере урока ...

    Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС

    В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...