Урок алгебры в 8 классе. Решение математических задач экономического содержания по теме "Энергосбережение"
план-конспект урока по алгебре (8 класс) на тему
Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?»
Эпиграф: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление! " Решение задач прикладного характера. Урок сопровождается компьютерной презентацией.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 187.99 КБ | |
| 1.48 МБ | |
| 381.36 КБ |
Предварительный просмотр:
11.12.2015. Тема: Решение математических задач экономического содержания
на тему «Энергосбережение».
Автор: Учитель математики Пимкина В.И.
МОУ Волосатовской СОШ
Селивановского района Владимирской области
Цели и задачи:
Образовательные:
- сформировать умения и навыки решать математические задачи экономического содержания.
Воспитательные
- привлечь внимание учеников к проблеме экономии энергии и энергоресурсов;
- способствовать воспитанию культуры энергопользования;
- создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии;
- стимулировать интерес учащихся к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
Равивающие
- развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
- развитие связной устной речи.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал для учащихся, медиапроектор, экран, презентация к уроку.
Формы ведения урока:
- диалог,
- объяснение,
- практическая работа,
- упражнения,
- демонстрация,
- наблюдение,
- самостоятельная работа,
- использование ТСО,
- проблемные ситуации.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в парах, индивидуальная, общеклассная, работа с диаграммой.
Тип урока – урок – проблема «Легко ли быть хозяином?»
Эпиграф: «Энергосбережение – не экономия, а умное потребление!
1. Организационный момент.
Учитель:
- Сегодня у нас необычный урок. Прочитайте эпиграф нашего урока и скажите, о чём пойдет речь?
-Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
-Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
-Как вы считаете, каким образом энергия приходит в наши дома? в школу? (Ответы детей)
-Итак, энергия это тоже электричество, которое поступает к нам по проводам.
2. Целеполагание и мотивация.
Сегодня на уроке мы поведем речь о, пожалуй, самом главном помощнике в доме…
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … ? (электричество)
Учитель:
Электричество приносит нам большую пользу.
- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом, есть электричество – есть и жизнь!
Учитель:
- Чтобы добыть электроэнергию, необходимы большие затраты, которые, к сожалению, приводят к гибели лесов и др. природных ресурсов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь часть энергии у нас в школе.
На уроке будем решать задачи и рассматривать проблемы, затронутые в них.
Учитель: А вначале давайте хотя бы на минутку представим, что мы оказались с вами в 18 веке, когда не было электричества, или вдруг наша школа на один день оказалась без света.
Учитель:
- А как раньше люди обходились без электричества? Как освещали свои жилища?
Послушаем, рассказы ребят.
(выступления детей)
Ученик 1:
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? (факел)
Ученик 2:
- Время шло, и люди совершенствовали свои жилища.
Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.
Ученик 3:
- Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
Ученик 4:
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Учитель:
- А вот что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку: Составь слово
Реши примеры по теме «Квадратные корни» – составь слово (лампочка) (слайд 6).
Время шло, лампы видоизменялись, совершенствовались. Сейчас появились энергосберегающие лампочки, которые состоят из колбы, наполненной парами ртути и аргоном. При нагревании ртуть начинает создавать ультрафиолетовое излучение, которое преобразуется в видимый свет. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет получается мягкий и равномерный, более приятный для глаз и лучше распространяется в помещении.
Чем же хороши такие лампы? (ответы детей)
-такие лампочки потребляют меньше электроэнергии;
-экономят деньги;
срок службы больше;
дают ровный свет
У нас в школе практически все лампочки – энергосберегающие. Давайте сравним две лампы энергосберегающую и обычную в плане потребления энергии, решим задачу.
Устная работа
Задача1.
Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт·ч, а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания?(Вычисления детей)
Учитель : Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
(На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.)
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
- Выключать электрический свет, если в классе никого нет.
- Не включать свет, когда солнце освещает помещение.
- Не закрывать окна шторами в дневное время.
- Использовать энергосберегающие лампы.
Задача 2: В нашей школе еще имеется 10 обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт·ч. Какую экономию за день может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 5 руб.)
Работа с классом: составляем план, решаем у доски
Итак, мы можем сэкономить 4р только за 1 день. Какую экономию может получить школа за год?
Вычисления детей
4Х365 =1460 руб – экономия за год
Перед вами диаграмма расхода электроэнергии в нашей школе в течение года
Учитель:
-Назовите месяц наибольшего потребления электричества?
- Назовите месяц наименьшего потребления электричества?
- Попробуйте определить причину возрастания потребления эл/энергии с октября по декабрь?
«Расчёт оплаты за квартал »
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 9 146 кВт·ч | 14 344 кВт·ч | 11 996 кВт·ч | 7 630 кВт·ч | 7 240 кВт·ч | 4 035 кВт·ч | 905 кВт·ч | 390 кВт·ч | 7 642 кВт·ч | 7 761 кВт·ч | 9 905 кВт·ч | 14 266 кВт·ч |
- Сколько же денег будет стоить электроэнергия, израсходованная нашей школой за год? В какой период года расход денег был максимальный?
- для того, чтобы сравнить расход, давайте рассчитаем оплату по квартально.
Квартал – это 3 месяца.
Тариф оплаты за 1 кВт·ч для нашей школы в среднем составляет 5 рублей.
- Как мы можем это узнать? (умножением стоимости 1 кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии за 3 месяца)
Работает у доски 1 человек, ведет расчет за 1 квартал.
Остальной расход за свет вам предстоит вычислить самостоятельно.
- Самостоятельная работа по группам
(Класс разделить на 3 группы)
Детям раздаются индивидуальные карточки с заданиями и карточки с образцом выполнения задания.
Задача: вычислить расход денег поквартально (за 2,3,4 кварталы)
На каждом проводе висит по 5 лампочек
Всего на проводах:
3 лампочки по 40 ватт;
3 лампочки по 60 ватт
2 лампочки по 100 ватт
1 пара- 1 квартал
2 пара- 2 квартал
3 пара- 3 квартал
4 пара- 4 квартал
- Давайте проверим, что у нас получилось (проверка на доске).
-Как же теперь нам найти общий расход денег за год? (сложить полученные данные)
-Учащиеся выполняют вычисления.
- Могла ли наша школа сэкономить и как? (ответы учащихся)
Учитель
Разминка «Игра с лампочками»
Напиши на каждой лампочке её мощность
Задача 3
А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день?
1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов (ответы детей)-5
2) Сколько ламп в каждом кабинете?
8светильников по 2 лампы в каждом- 8х2=16 ламп
3) Продолжительность всех перемен -10 мин +15 мин+15 мин+10 мин + 10 мин =60 мин=1 ч
Мощность 1 лампы- 20 Вт
Вычисления:
1)Общее количество ламп во всех учебных кабинетах?
8х2х5=80
2)Каков расход энергии?
80х20х1ч =1600 Вт·ч = 1,6 кВт·ч
3) Какова стоимость электроэнергии исходя из тарифа:
1,6 кВт·ч х 5 руб=8 руб
Ответ : экономия составит 8 руб за 1 день
Учитель:
- Давайте рассчитаем, какую сумму школьного бюджета можно было бы сэкономить, если мы, благодаря советам по энергосбережению, сократили потребление электроэнергии за год на 20 %. Стоимость 1 кВт·ч составляет сейчас 5 руб.
-Учащиеся выполняют вычисления.
А знаете ли вы ,что 1 кВт электроэнергии достаточно, чтобы испечь 38 кг хлеба или сшить 2 пары обуви, произвести 14 кг сыра, 12 часов смотреть цветной телевизор, 2 часа пылесосить
Такое же количество энергии потребляют за 10 часов бессмысленного горения лампочки в 100 Вт
Учитель:
- Ваши предложения по экономии эл /энергии в нашей школе.
Ответы учащихся :
- при ненадобности свет отключать;
-периодически протирать лампочки (хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной);
- замена ламп накаливания на энергосберегающие, которые экономят до 80% электроэнергии.
Инсценировка по мотивам « Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
Я б к колодцу не ходила,
Кран с водой установила б.
Лихо бы лилась вода-
Подходи, бери всегда»
« Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,-
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом»
Только вымолвить успела,
дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
« Здравствуй ,красная девица,-
Говорит он,-будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой-
Полной чашей дом родной!»
Учитель: Электричеством надо пользоваться экономно и дома, и в школе, выключать свет всегда и везде, когда он горит зря.
Каждый год в последнюю субботу марта миллионы людей во всем мире выключают свет на час, потому что им важно будущее нашей планеты Земля. «Час Земли» – это символ бережного отношения к природе, заботы об ограниченных ресурсах нашей планеты.
Итог урока (Рефлексия)
Сегодня мы решали часть проблемы экономии бюджета школы. Вы получили ответы на вопросы, как можно сохранить этот бюджет и стать маленьким «хозяином» в школе? А что для этого необходимо? (Ответы детей)
Экономить надо свет-
Это вовсе не запрет,
А для всех для нас совет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи : Привлечь внимание к проблеме экономии энергии и энергоресурсов. Способствовать воспитанию культуры энергопользования . Создать мотивацию для сбережения ресурсов и энергии. Стимулировать интерес обучающихся к научным исследованиям и практическому применению знаний. Формировать умения и навыки решать математические задачи экономического содержания.
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество! Это … ? Электричество
Электричество
История электричества
Устный счет л о а ч м к п а
«Только там народ богат, где энергию хранят, Где во всем царит расчёт и всему известен счёт».
Устная работа Задача1. Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Вт·ч , а энергосберегающая лампа - 20 Вт·ч. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания ?
- Выключать электрический свет, если в классе никого нет. - Не включать свет, когда солнце освещает помещение. - Не закрывать окна шторами в дневное время.
Задача 2 Задача 2: В нашей школе еще имеется 10 обычных ламп накаливания потреблением 100 Вт·ч. Какую экономию за день может получить наша школа, если заменить данные лампы на энергосберегающие мощностью в 20 Вт·ч при работе ламп в течение 1 часа. ( тариф за 1 кВт·ч равен 5 руб.)
Месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Расход электроэнергии кВт / час 9 146 кВт·ч 14 344 кВт·ч 11 996 кВт·ч 7 630 кВт·ч 7 240 кВт·ч 4 035 кВт·ч 905 кВт·ч 390 кВт·ч 7 642 кВт·ч 7 761 кВт·ч 9 905 кВт·ч 14 266 кВт·ч
Задача 3 А теперь давайте посчитаем, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебных кабинетах школы во время перемен за 1 учебный день? 1) Для начала сосчитаем количество учебных кабинетов 2) Сколько ламп в каждом кабинете?
Энергосберегающие лампы
Экономить надо свет- Это вовсе не запрет, А для всех для нас совет
Энергосбережение очень важно для улучшения окружающей среды — и в том месте, где мы живем, и на всей планете. Никто не может сделать все, но каждый может сделать что-то, и если каждый что-то делает, мы многого можем достичь вместе! 11 ноября - Международный день энергосбережения Международный оргкомитет SPARE: spare-coordination@spareworld.org
Замена ламп накаливания компактными люминесцентными лампами обеспечит, по крайней мере, 4-х-кратную экономию электроэнергии!
Энергосбережение – это использование энергии, находящейся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. ____– Энергосбережение –
Расход энергии
Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту» Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон. 4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%). 5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания). 6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок. 8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. 10. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.
Предварительный просмотр:
Ученик 1:
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как называли эту палку? (факел)
Ученик 2:
- Время шло, и люди совершенствовали свои жилища.
Когда наступал вечер, люди брали маленькие тонкие деревянные щепки – лучины, вставляли их в специальные приспособления, которые назывались «светцы». Таким образом, освещали свои дома.
Ученик 3:
- Освещение жилища лучиной вызывало свои неудобства и тогда люди придумали свечи. Первые свечи появились около 2тысяч лет назад, их делали из камыша. Камыш обмакивали в растопленное сало. Когда сало застывало, поджигали камыш, и он грел как свечка. В дальнейшем свечи стали изготавливать из воска. Такими свечами пользуемся и мы с вами.
Ученик 4:
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными. Подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
Инсценировка по мотивам « Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
« Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
В тусклом свете не сидела б,
Люстра классная горела б.
День и ночь сиял бы свет
Очень долго, много лет».
« Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
Я б к колодцу не ходила,
Кран с водой установила б.
Лихо бы лилась вода-
Подходи, бери всегда»
« Кабы я была царица,- Третья молвила сестрица,-
Провела бы в каждый дом
Электричество, потом
Воду в каждую избу.
Газ, и свет, да и вода
Людям ведь нужны всегда.
Но при этом-то при всем
Счетчик надо в каждый дом»
Только вымолвить успела,
дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
« Здравствуй ,красная девица,-
Говорит он,-будь царица,
Будь хозяйкой в нашем царстве,
В тридесятом государстве.
С экономною женой-
Полной чашей дом родной!»
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 9 146 кВт·ч | 14 344 кВт·ч | 11 996 кВт·ч | 7 630 кВт·ч | 7 240 кВт·ч | 4 035 кВт·ч | 905 кВт·ч | 390 кВт·ч | 7 642 кВт·ч | 7 761 кВт·ч | 9 905 кВт·ч | 14 266 кВт·ч |
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 9 146 кВт·ч | 14 344 кВт·ч | 11 996 кВт·ч | 7 630 кВт·ч | 7 240 кВт·ч | 4 035 кВт·ч | 905 кВт·ч | 390 кВт·ч | 7 642 кВт·ч | 7 761 кВт·ч | 9 905 кВт·ч | 14 266 кВт·ч |
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 9 146 кВт·ч | 14 344 кВт·ч | 11 996 кВт·ч | 7 630 кВт·ч | 7 240 кВт·ч | 4 035 кВт·ч | 905 кВт·ч | 390 кВт·ч | 7 642 кВт·ч | 7 761 кВт·ч | 9 905 кВт·ч | 14 266 кВт·ч |
Месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Расход электроэнергии кВт / час | 9 146 кВт·ч | 14 344 кВт·ч | 11 996 кВт·ч | 7 630 кВт·ч | 7 240 кВт·ч | 4 035 кВт·ч | 905 кВт·ч | 390 кВт·ч | 7 642 кВт·ч | 7 761 кВт·ч | 9 905 кВт·ч | 14 266 кВт·ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"
Интегрированный урок алгебры и химии "Решение химических задач различными способами"...
Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс "Решение практических задач по теме умножение и деление степеней"
В методических рекомендацциях содержится коеспект урока, технологическая карта и буклет...

Конспект урока - практикума "Решение текстовых задач экономического содержания" 5 класс
Разработка открытого урока по математике....

Урок интегрированный по теие "Решение экстремальных задач геометрического содержания (2 ч)"
Конспект урока интегрированного (алгебра + геометрия) по теме "Решение экстремальный задач геометрического содержания" содержит подборку заданий для итогового повторения тамы применени...

Рабочая программа элективных занятий по математике (базовый уровень) для 11 класса «Решение математических задач повышенной сложности»
РП элективного курса для подготовки к ЕГЭ...


