Использование экологического компонента на уроках математики
презентация к уроку на тему

Просвиркина Ирина Викторовна

Архив содержит доклад и презентацию на данную тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ispolzovanie_ekol_komponenta.zip1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Использование экологического компонента

 на уроках математике» 

Подготовила: Просвиркина И. В.,

учитель математики

2014-2015 учебный год

 Перед Вами две математические задачи:(Слайд 2)

1.На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов?

2. Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20раз дольше, а пластиковая бутылка -  на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?

Какую из задач Вам хочется быстрее решить и узнать ответ?  (Ответ: вторую)

А почему?

Да, она интереснее по содержанию, дает в результате решения полезную информацию.

По наблюдениям  ученики тоже хотят решать на уроках математики интересные содержательные задачи, узнавать из них что- то новое, удивительное.

 (Слайд):Нетрудно заметить, что именно математика может дать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

                   Вообще, люди начинают задумываться об ужасающем состоянии окружающей среды, когда видят конкретные числовые показатели того, что происходит с нашей природой.

                   А как было бы здорово, если бы наши ученики решали бы на уроках не только абстрактные задачи или задачи про яблоки и книжки на полках, а полезные задачи , например, о состоянии окружающей среды. И когда ребята видят страшные цифры  о вырубленных лесах, загрязненных реках и о многих других негативных факторах в решенных ими задачах, то может быть лично каждый из них задумается и оценит свое отношение к окружающей среде. Но, проблема в том, что задания с экологическим компонентом очень редко встречаются в наших учебниках. анализируя содержание учебников 5,6,7 классов на предмет содержания в них экозадач, можно прийти к следующему выводу, что  задачи с экологическим компонентом практически отсутствуют в наших учебниках. (Анализ Таблицы на слайде)

Не плохо было бы создать сборник математических задач с экологическим содержанием.

Итак, моя цель сейчас – заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента на уроках математики, а вы могли сделать ваши уроки необычными, интересными, увеличили воспитательный потенциал своего урока.

Итак, как же рождаются экозадачи?  

Из каких источников и кем создаются задачи?

Потребуются разнообразные формы работы по созданию сборника: (Слайд)

  • Домашние задания по оформлению книжек-малышек с задачами на экологическую тему;
  • Групповая работа по решению экозадач в классе по статистическим данным;
  • Мини-проекты по созданию экозадач;
  • Индивидуальная работа- исследовательская работа,

Этим формы работы не ограничиваются, их можно постоянно разнообразить.

Способы конструирования экозадач

1. По статистическим данным.(Слайд)

                             Пример задачи:

По сообщению Природнадзора  Югры, за 4 месяца 2013 года в результате проведенных мероприятий было выявлено 101 место несанкционированного размещения отходов на общей площади 3,46 га . В настоящее время 81 свалка уже ликвидировано.

Какие вопросы можно сформулировать, чтобы из этих данных получилась задача?

Сколько свалок осталось ликвидировать?

Сколько процентов свалок ликвидировано?

 Сколько процентов несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать?

2. На основе жизненных ситуаций (Слайд )

                   Пример задачи:

    Отряд мэра г. Сургута ежедневно с одной детской площадки собирает 4 мешка мусора в среднем по 15 кг каждый. Сколько мусора могли бы не оставить после себя жители микрорайона на детских площадках в течение 10 дней, если их в микрорайоне 9? (4*15*9*10)

3.Наложения задания на разные темы (Слайд )

     Пример задачи: Решив уравнение, вы узнаете за какое время в нашем климате в почве разлагается пластиковая бутылка :

                       -2,5(х + 100)= -3х

4 С недостающими и лишними данными (слайд)

Для решения таких задач учащимся необходимо либо из различных источников узнать недостающие сведения, либо догадаться не использовать в решении задачи лишние числа.

              Пример задачи:

-На территории ХМАО-Югры находится 2 государственных природных заповедника, находящихся в федеральной собственности: «Малая Сосьва» и «Юганский», общая площадь которых составляет 874198 га. Какой процент от всей площади Югры составляют природные заповедники?(лишнее число-2)

Слайд

 (Для решения задачи необходимо знать  площадь ХМАО –  534,8 тысяч кв. км.)

Решение: 874198:534800=1,63%.)

5.Ребусы, шифровки, тесты (Слайд)-работа с аудиторией

а)Ребус на слайде(расшифровка-экология стала самым громким словом на земле громче войны и стихии

  б) Задание: (раздать всем) обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.

  • Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
  • Береги свои леса: лес – богатство и краса.
  • Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые      бутылки.
  • Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
  • Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
  • Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
  • Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
  • Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
  • Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.

( должно получиться слово  « Дроби»)

в) Игра. Двое человек поочереди как можно точнее называют срок разложения предметов из различных материалов. Кто ближе к истине, тот выигрывает.(получает приз) третий человек из аудитории – в жюри. Подстчитывает количество более близких ответов, после игры всем раздает таблички (слайд) – в подарок.

Материалы  - из таблицы:

          

г)Последнее задание: карточки - всем присутствующим.

Учебные и воспитательные задачи при работе с экозадачами (слайд)

  • Уметь применять в жизни числа, рассуждать над проблемами экологии, решать текстовые задачи ;
  • Экологическое воспитание школьников прививает любовь и уважение к окружающей среде;
  • Прикладная направленность уроков с актуализацией экологического компонента повышает познавательный интерес учащихся;
  • Количественные показатели в решенных задачах стимулируют учащихся к рациональному природопользованию.

Заключение. Я надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас своей темой, как можно актуализировать такую глобальную проблему как экология на уроках математики. Я думаю, что это поможет вам разнообразить ваши уроки, мотивировать ваших учеников к изучению нашего с вами нелегкого предмета.  

(Слайд)Свое выступление я хочу закончить , на мой взгляд. необыкновенными словами: Природа для человека — все: школа, вуз, академия (где учатся всю жизнь); она — музей (где собрано все лучшее, что создано годами, тысячелетиями); она — художественная галерея (с неповторимыми картинами); она — театр (музыкальный, драмы, комедии, теней и др.); она — наша столовая, аптека; она—наш дом (где хочется чистоты, уюта, красоты, удобства, взаимопонимания, любви, спокойствия). Береги свой дом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экологических задач на уроках математики.

В работе говорится о важности экологического образования. Об интеграции учебного процесса. Приводятся примеры математических задач с экологическим содержанием....

Мастер-класс по теме "Актуализация экологического компонента на уроках математики"

цель Це                   Цель моего мастер-класса : заинтересовать вас, уважаемые коллеги, идеей актуализации экологического компонента н...

Использование регионального компонента на уроках математики.

Математический паноптикум.Мифы и легенды адыгов....

Использование национально-регионального компонента на уроках математики

В статье представлен обобщение опыта по использованию материалов по краеведению на уроках математики...

Использование материала с региональным компонентом на уроках математики

Использование материала с региональным компонентом на уроках  математики....

Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.

Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...

Творческий отчет по теме: Использование экологического компонента на уроках математики"

В своей работе я показала как на различных этапах урока в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспита...