Творческий отчет учителя
статья по алгебре на тему

Надеина Екатерина Александровна

Мои успехи и достижения в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_nadeina_e.a.docx86.51 КБ

Предварительный просмотр:

           

Творческий отчет

учителя математики

МКОУ «Вилинская СОШ №1»

Надеиной Екатерины Александровны

2015 год


Введение

Я, Надеина Екатерина Александровна, родилась 20 мая  1981 году в с.Отрадное Бахчисарайского района.

Имею высшее образование, первую квалификационную категорию.

 В 1987 году пошла в первый класс в Каштановскую среднюю общеобразовательную школу, которую успешно окончила в 1998 году. С детства я мечтала о профессии учителя. Моя мечта осуществилась. В 2000 году я закончила  Крымский  государственный  институт  по специальности «Начальное обучение» и получила квалификацию учитель начальных классов. В этом же году я стала работать в Бахчисарайской общеобразовательной школе №3 учителем начальных классов.

Росли мои ученики, им на смену  приходили другие учителя. Вместе с ними росла и  я,  достигая секреты педагогического мастерства.  В  2004  году закончила  Полтавский  государственный  педагогический  университет  им. В.Г.Короленко и получила полное высшее образование по специальности «Психолог» и получила квалификацию практический психолог и учитель начальных классов.

 Для меня важно сделать урок интересным, увлекательным и добиться прочного усвоения материала учениками. Главной задачей моей  педагогической деятельности - формирование у учащихся способность самостоятельно успешно усваивать новые знания ,  умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться.

Направление в моей работе :

2001/2005 уч.год – «Обучение учащихся решению составных задач»

2005/2010 уч.год – «Формирование навыков быстрого устного счета на уроках математики»

2010/2014 уч.год  – «Отработка чистописания на уроках каллиграфии»

После изучения данных проблем и проведения открытых уроков, изученной литературы, я поняла – мне нужно идти дальше. И вот я , студент IV курса Крымского федерального университета  им. Вернадского гуманитарно-педагогической академии в г.Ялта, по  специальности «Математика».

С 2014 года и по настоящее время я работаю в Муниципальном казенном образовательном учреждении «Вилинская средняя общеобразовательная школа №1» учителем математики.

 Как ни странно, но наши маленькие ученики, приходя в среднее звено, забывают напрочь все, что им давали, «сеяли» в начальной школе. Они не умеют выполнять письменное деление и умножение в столбик, разбирать задачи, применять свойства сложения и умножения. И я решила остановиться на изучении проблемы «Формирование навыков быстрого устного счета на уроках математики в 5-6 классах».

Глава I. Формирование навыков быстрого устного счета на уроках математики в 5-6 классах.

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у обучающихся сознательных и прочных вычислительных навыков.

Вычислительная культура формируется у обучающихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее закладывается в первые 5-6 лет обучения. В этот период школьники обучаются умению осознанно использовать законы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и закрепляются в процессе изучения математики, физики, химии и других предметов. Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления дают возможность не только быстро производить расчеты в уме, но и контролировать, оценивать, находить и исправлять ошибки в результатах вычислений, выполненных с помощью калькулятора. Кроме того, освоение вычислительных навыков развивает память и помогает школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического цикла.  

Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками (математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое). В него входит  алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, рассматриваются свойства действий над числами и величинами и другие вопросы, с помощью устного счета можно создать проблемную ситуацию и др.  Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. 

 Какие же требования должен соблюдать учитель, при проведении устного счета?
1.  Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
2.  Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
3.  Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
4.  К устному счету должны привлекаться все ученики.
5.  При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Формы восприятия устного счета
1.  Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2. Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3.  Комбинированный :
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
упражнения в форме игры (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”).

Устный счет как обязательный этап урока должен проводиться на уроках математики как начальных классах, так в средних и старших классах. 

5 КЛАСС.

У обучающихся необходимо закреплять умение выполнять все арифметические действия с натуральными (многозначными) числами. В результате прохождения программного материала пятиклассники должны уметь выполнять основные действия с десятичными дробями; применять законы сложения и умножения к упрощению выражений, округлять числа до любого разряда, определять порядок действий при вычислении значения выражения.

6 КЛАСС.

У обучающихся необходимо закрепить умение находить числовое значение выражения с использованием всех действий с десятичными дробями. В процессе изучения нового материала обучающиеся должны уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножение и деление дробей. Совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, применять переместительный и сочетательный законы сложения к упрощению вычислений с дробями, использовать распределительный закон умножения, выполнять действия с положительными и отрицательными числами.

Успех в вычислениях во многом определяется степенью отработки у обучающихся навыков устного счета. Не секрет, что у детей с прочными вычислительными навыками гораздо меньше проблем с математикой.

Глава II. Формы устного счета

Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Обучающиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но последние задания предлагаются уже не с помощью карточек, а только устно. Ниже содержание двух карточек записано в рамках, а без рамок даны те примеры, которые предлагаются устно.

 

       

3,8+8,7-1,8=?                                            3,9+8,7-2,6=?

Две карточки могут демонстрироваться одновременно так, как показано ниже:

 

        

Выполнив действия, ребята должны сообщить, на какой карточке ответ больше. Для такой работы полезно подбирать упражнения, в которых особенно заметен эффект прикидки. Так, в последнем задании ответ справа больше, поскольку сразу видно, что 90:3∙7>16:4∙5. Но многие ребята не умеют делать прикидки, поэтому медлят с ответом. Тем более поучителен для них успех тех учеников, которые быстро дали правильный ответ, не тратя времени на дроби.

«Равный счет». Учитель записывает на доске упражнение с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух воспринимать названные числа и определять, верно ли составлен пример.

Счет – дополнение. Учитель записывает на доске какое – то число, допустим, 1,5. Затем он медленно называет число, которое меньше, чем 1,5. Ученики в ответ должны назвать другое число, дополняющее данное до 1,5. Те числа, которые называет учитель, и те, что дают ученики, не записываются. Этим обеспечивается большая тренировка в запоминании чисел.

Лесенка. На каждой ступеньке записано задание в одно действие.

Команда обучающихся из пяти человек (столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда. Но применим и более мягкий вариант игры: команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда продолжает подъем. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки.

                                                  1,5:3

                                    7,5-3,2

                        0,9+2

             0,3:5

0,2∙6

        

По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоем. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

                                                    2∙

                                       ∙2                    ∙5

                          0,4:2                                         2:     

              0,2∙2                                                         0,8∙2            

        

Ребята с увлечением выполняют устный счет, когда наградой служит право определенным образом дополнить рисунок. Например, изобразим печку, составив две лесенки. Тот, кто выполнит все необходимые действия «у печки», может разжечь ее, т. е. нарисовать дым из трубы. Какое нехитрое поощрение и как дети хотят его заслужить!

                                 45,3:15         36,24:12

               6,02-5,09                                            7,25-4,8

 24,8:40                                                                                2,7:90

5∙0.6                                                                                                         0,8∙5

Молчанка. На доске изображается фигуры. Вне каждой из них располагаются четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы можно давать молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

                    4,1                                                   0,8                     7,2

       1,2                        9,2

                    4,5                                                   9,7                     19,6

                8,3                                                                    12

       8,03                      12,9

                 0,09                                                    2,7                     -7,3

   Эстафета. На доске заранее написаны примеры в два столбика. Ученики делятся на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на свои места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске, решает второй пример и передает эстафету дальше. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свои задания.

Занимательный квадраты. Занимательные квадраты могут быть нескольких видов. Особенности их числовых свойств вызывают у детей повышенный интерес к устному счету.

а) Квадраты, в которых суммы чисел в клеточках по горизонтальному и вертикальному направлениям, а в некоторых квадратах и по диагоналям равны.

б) Квадрат с частично заполненными клетками. Нужно заполнить все клетки так, чтобы при подсчете в горизонтальном и вертикальном направлениях суммы чисел в клеточках были равны.

в) Квадрат с незаполненными клетками и с отдельными квадратиками или кружками, в которых написаны числа для заполнения. Работа обучающихся состоит в том, чтобы расположить эти числа в пустых клетках так, чтобы получился занимательный квадрат.

Цепочка – одна из форм устной работы.

Каждому учителю ясно, что устная работа является одним из важнейших этапов урока. Она имеет немаловажное значение как для учителя, так и для обучающихся. И это понятно: во-первых, во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен теоретический материал; во-вторых, соответствующий подбор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового; в-третьих, это одна из удобных форм организации повторения. Кроме того, во время устной работы можно задействовать большое количество обучающихся, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным. В зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо обучающиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят предложения.

Чтобы успешно формировать устные вычислительные навыки есть множество таблиц – тренажеры для проведения устного счета на уроках математики в 6 классе. Таблицы имеют однотипную структуру, предусматривают задания различные по уровню сложности. Это позволило разнообразить использование таблиц, учитывать уровень подготовленности учащихся.

Таблица «Умножение дробей»

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

3

5

6

2

4

7

1

4

5

6

Данная таблица имеет 6 строк и 7 столбцов. Каждая строка включает в себя однотипные задания, с увеличением номера строки увеличивается уровень сложности задания.

Например:

  1. строка - Содержит задания на прямое применение правила умножения дробей.
  2. строка – Содержит задания, при выполнении которого необходимо выполнить сокращение дроби.
  3. и 4. строка – Содержат задания на умножение целого числа на дробь и дроби на число.
  1. строка – Содержит задания, при выполнении которых необходимо дважды выполнить сокращение дробей.
  2. строка – Содержит задания, при выполнении которых необходима замена смешанного числа неправильной дробью.

Заключение

Осваиваю новую программу, учебники, педагогические технологии и методы обучения. В систему моей педагогической деятельности входит работа с современной информационно-образовательной  средой : использование информационно коммуникационной технологии, электронных  образовательных ресурсов, интернет ресурсов.

2014 год

Повышение квалификации в федеральном государственном автономном учреждении «Федеральный институт развития образования» ( 42 часа)

2015 год

1.Прошла обучение  в центре онлайн-обучения «Фоксфорд»  «Математика. Олимпиадная подготовка учащихся 8-11 классов» (72 часа)

2. Прошла обучение  в центре онлайн-обучения «Фоксфорд» «Математика. Подготовка учащихся к ЕГЭ и вузовским олимпиадам» (72 часа)

Участвовала в авторских вебинарах :

1.Излательство «Просвещение» «Конструирование урока математики в контексте деятельностной парадигмы средствами УМК «Сферы. Математика. 5-6» (2 часа)

2.Издательство «Просвещение» «Эффективные приемы формирования ключевых компетентностей при работе с УМК «Сферы. Математика» издательства «Просвещение» (2 часа)

3.Издательство «Просвещение» Открытый урок с использованием электронной формы учебника (2 часа)

4.Издательство «Просвещение» «Использование УМК по математике в условиях введения и реализации Концепции математического образования РФ (на примере конструирования урока по УМК Никольского С.М. и др.)» (2 часа)

5.Издательский центр «Вентана граф» «Место проектной деятельности достижении планируемых результатов ФГОС НОО» (2 часа)

6.Издательство «Просвещение» «Открытый урок с использование электронной формы учебника по геометрии для 7 класса (УМК Атанасяна Л.С.)» (2 часа)

Система моей работы по предмету в учебное и внеучебное время направлена на выявление и развитие у обучающихся способностей к научной, интеллектуальной деятельности. 

Результаты работы:

2013 год

1.Международный проект videouroki.net «Дистанционная олимпиада по математике» - 3 человека принимали участие(2-е место Надеина Е.)

2014 год

1.Всероссийский международный математический конкурс-игра «Кенгуру» - 11 человек принимали участие ( 2-е место в районе Денисенко Мария)

2.Международный проект videouroki.net «Дистанционная олимпиада по математике» - 5 человек принимали участие (2-е место Таран А., Золотарева Ю., 3-е место Трусилова М.)

3.Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Мега – Талант» - 3 человека принимали участие (участники)

2015 год

1.Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда» сезон I – 2 человека принимали участие ( призер Золотарева Ю.)

2.Принимали участие в интернет-тестировании «Входной контроль 2015 для седьмых классов» «Кенгуру» 22 человека

3.Международный проект videouroki.net «Дистанционная олимпиада по математике» - 4 человек принимали участие (участники)

4.Всероссийская дистанционная олимпиада по математике «Мега – Талант» - 2 человека принимали участие (участники)

5.II Всероссийская дистанционная олимпиада «Знания без границ» по математике – 5 человек (результат ожидаем)

6. Муниципальная  районная олимпиада по математике – 2 человека (участники)

7.Образовательный центр «Сириус» - 3 человека принимали участие (участники)

Являюсь участником школьных и  районных мероприятий, направленных на повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания участников учебно-воспитательного процесса.  Распространяю собственный опыт профессиональной деятельности на мероприятиях школьного и районного уровня. Принимаю участие в работе районного методического объединения учителей математики.

2014/2015 учебный год

Выступление на  районном семинаре-практикуме  учителей математики по теме  "Организация образовательного  процесса по математике в 5 классе в условиях перехода на ФГОС. Преемственность между  начальной и основной школой» 

 

Имею личные странички на общеобразовательных порталах ns.portal, мультиурок, педсовет,  якласс. Выставляю свои методические разработки: разработки уроков, внеурочных мероприятий.

2014/2015 учебный год

1.Разработка урока «Сложение целых чисел 6 класс» ( ns.portal, мультиурок)

2. «Использование современных технологий, методов и приемов обучения в условиях введения ФГОС» (ns.portal )

2015/2016 учебный год

1.Статья «Новогодняя открытка». Материал подан на конкурс "Конкурс публикаций "Под флагами Нового года" на сайте педсовет.

Предлагаю учащимся работать на сайте якласс.ру. Это очень хороший помощник не только ученикам, но и учителям. Учащиеся закрепляют полученные  знания при помощи решения тестовых заданий, есть так же возможность повторить тему и алгоритм решения. Учителя же могут создать виртуальные  классы, которым можно давать проверочные , тестовые или самостоятельные работы как на уроке, так и для домашней работы. Проверять работы не надо. Достаточно зайти в личный кабинет, в журнал и там можно отслеживать успеваемость учащихся, рейтинг класса, школы.

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь « В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет учителя

Я работаю в системе общего образования 15 лет, из них 12 лет учителем русского языка и литературы в МБОУ "Долговская СОШ". В 2008-2009 учебном году я аттестовывалась на первую квалифи...

Творческий отчет учителя по теме самообразования

В презентации отражены вопросы индивидуальных особенностей восприятия и познания учащихся в обучении иностранному языку....

Творческий отчет учителя английского языка

В данном творческом отчете представлен анализ педагогической деятельности, своего рода отчет о проделанной работе за 5 лет....

творческий отчет учителя

Цели и задачи : 1.  Обучение английскому языку с задачей коммуникативной направленности.2. Использование говорения как средства обучения языковому  материалу и другим видам речевой деятельно...

Творческий отчет учителя технологии.

Творческий отчет учителя технологии....

Творческий отчет учителя географии

Технологии в процессе обучения географии....