Программа практического курса "Решение текстовых задач"
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Кувандыкова Гулсара Нурсеитовна

Программа практического курса "решение текстовых задач" для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_tekstovyh_zadach.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АКТОБЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №20

                                                   

                                                      УТВЕРЖДЕНО

Приказом Отдела образования города Актобе

                                                          от «__»___________2015 года

                                                    №____

ПРОГРАММА

ПРАКТИЧЕСКОГО КУРСА

«Решение текстовых задач»

7 класс

Актобе - 2015

Программа курса «Решение текстовых задач» для 7 класса разработана и составлена учителем математики Кувандыковой Г.Н. на основе пособия А.В.Шевкина «Текстовые задачи» и направлена на углубление и совершенствование знаний по математике, формирование практических умений и навыков по решению текстовых задач.

Программа курса «Решение текстовых задач» для 7 класса обсуждена на заседании Научно-Методического Совета средней школы-лицея №20.

Протокол №1 от  ___________________ года.

Директор школы-лицея №20 __________________________Урумбаева Б.А.

_______________________________________согласовано на заседании городской экспертной комиссии.

Протокол №_____                                       «__»___________2015 года

Председатель экспертной комиссии    ____________ Мухамбетова Ж.Ж.

Рецензия

на программу курса по математике для учащихся 7 класса

учителя математики СШЛ№20 Кувандыковой Г.Н.

Программа курса «Решение текстовых задач» разработана учителем средней общеобразовательной школы-лицея №20 Кувандыковой Г.Н. на основе требований Государственного стандарта и общеобразовательных программ по математике с учетом современных требований к предмету, что способствует расширению и углублению знаний по математике, повышению уровня математической подготовки.

Применение на практике различных задач на составление уравнений способствует развитию мышления, формированию предметных компетенций, развитию функциональной грамотности учащихся.

Программа содержит все необходимые структурные элементы: пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи, календарное планирование, основное содержание которого включает распределение материала по часам, список литературы.

Программа данного курса предназначена для учащихся 7 класса, изучающих математику на профильном уровне, и рассчитана на 34 часа.

Курс предполагает использование современных методов обучения, работу учащихся с учебной и дополнительной литературой, способствует развитию вычислительных навыков учащихся.

Рецензент                                                                 Хан Д.И.,                    

                                                                 профессор физико-математических

                                                                 наук  кафедры математики и МПМ

                                                                            АРГУ им.К.Жубанова                                              

Пояснительная записка

Основная задача обучения математике – обеспечить прочное и  сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Текстовые задачи как никакие другие наиболее полно формируют у обучающихся понимание сути математического моделирования, готовят их  к использованию математических знаний в качестве инструмента  познания, позволяют привить им навыки моделирования реальных процессов. Задачи являются материалом для ознакомления школьников с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека, то есть развивают функциональную грамотность. Этапы решения задачи являются формами развития мыслительной деятельности, обеспечивается развитие сообразительности и наблюдательности, умения самостоятельно осуществлять небольшие исследования.

Данная программа «Решение текстовых задач» адресована учащимся 7 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), включая теоретический материал и практические задания.

Цели курса:

- развитие интереса школьников к предмету;

- знакомство с основными методами и идеями решения текстовых задач различных типов, в том числе практического и прикладного характера;

- создание условий для обоснованного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о решении текстовых задач.

Задачи:

- систематизировать ранее полученные знания по решению задач;

- способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем;

- расширить знания о методах и способах решения математических задач;

- сформировать умения моделировать реальные ситуации и креативные умения при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования;

- развивать коммуникативные умения.

В результате изучения курса обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

  1. Основные способы решения задач.
  2. Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
  3. Классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;

УМЕТЬ:

  1. Работать с текстами задачи, определять ее тип.
  2. Составлять план решения задачи.
  3. составлять уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи;
  4. решать основные типы задач, перечисленные в плане;
  5. уметь выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;
  6. уметь переводить условие задачи на математический язык;
  7. применять полученные знания в практической и повседневной жизни.
  8. Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
  9. Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
  10. Работать в группе.

Ожидаемыми результатами занятий являются расширение знаний о методах и приемах решения задач, развитие познавательных, интеллектуальных способностей и получения представления о роли математики  в познании мира.

Содержание курса

1. Задачи на движение. /9ч/

Движение из одного пункта в другой в одном направлении (1ч). Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути (1ч). Движение из разных пунктов навстречу друг другу (1ч). Движение по водному пути (1ч). Определение скорости при встречном прямолинейном движении (1ч). Задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время (1ч). Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время (1ч). Задачи, в которых тело движется по окружности (1ч). Задачи, на составление неравенств (1ч).

2.Задачи на совместную работу. /4ч/

Понятие совместной работы (1ч). Задачи на вычисление неизвестного времени работы (1ч). Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами (1ч). Задачи на вычисление неизвестной производительности работы (1ч).

3. Задачи на планирование. /3ч/

Задачи на вычисление объема выполняемой работы (1ч). Задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ (1ч). Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы (1ч).

4. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. /4ч/

Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы (1ч). Задачи, в которых используется формула двузначного числа (1ч). Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам (1ч). Задачи, компонентами которых являются геометрические величины (1ч).

5. Задачи на проценты. /7ч/

Основная формула процентов (1ч). Средний процент изменения величины (1ч). Общий процент изменения величины (1ч). Задачи, решаемые арифметическим способом (1ч). Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого (1ч). Задачи экономического характера (1ч). Задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов (1ч).

6. Задачи на сплавы и смеси. /5ч/

Схематизация при решении задач (1ч). Процентное содержание вещества (1ч). Количества вещества (1ч). Задачи с химическим содержанием (1ч). Нестандартные задачи на сплавы и смеси (1ч).

  1. Графические задачи. /2ч/

Точечные диаграммы (1ч).  Столбчатые диаграммы (1ч).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Тема

Кол-во часов

Сроки

Задачи на движение

1

Движение из одного пункта в другой в одном направлении

1

2

Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути

1

3

Движение из разных пунктов навстречу друг другу

1

4

Движение по водному пути

1

5

Определение скорости при встречном прямолинейном движении

1

6

Задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время

1

7

Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время

1

8

Задачи, в которых тело движется по окружности

1

9

Задачи, на составление неравенств

1

Задачи на совместную работу

10

Понятие совместной работы

1

11

Задачи на вычисление неизвестного времени работы

1

12

Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами

1

13

Задачи на вычисление неизвестной производительности работы

1

Задачи на планирование

14

Задачи на вычисление объема выполняемой работы

1

15

Задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ

1

16

Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы

1

Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий

17

Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы

1

18

Задачи, в которых используется формула двузначного числа

1

19

Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам

1

20

Задачи, компонентами которых являются геометрические величины

1

Задачи на проценты

21

Основная формула процентов

1

22

Средний процент изменения величины

1

23

Общий процент изменения величины

1

24

Задачи, решаемые арифметическим способом

1

25

Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого

1

26

Задачи экономического характера

1

27

Задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов

1

Задачи на сплавы и смеси

28

Схематизация при решении задач

1

29

Процентное содержание вещества

1

30

Количества вещества

1

31

Задачи с химическим содержанием

1

32

Нестандартные задачи на сплавы и смеси

1

Графические задачи

33

Точечные диаграммы

1

34

Столбчатые диаграммы

1

Литература

Основная

  1. А.В.Шевкин. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 1997г.
  2. И.С.Петраков «Математика для любознательных» - М., «Дрофа», 2002г.
  3. Н.Я.Виленкин и др. «За страницами учебника математики» - М., «Просвещение», 2000г.
  4. С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И., Писаченко «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» - М., «Изд-во Московского университета», 1991г.

Дополнительная

5. А.Симонов. Экономические задачи на уроках математики. Математика, приложение к «Первое сентября», №44, 2000г.

6. В.Ф. Чаплыгин. Некоторые соображения по решению текстовых задач. Математика в школе, №4, 2000г

7. Журнал «Математика в школе».

8. Открытый банк задач mathege.ru, mathgia.ru

9. Занимательные задачи, И.Маслицкая, 2003г

10. Решение уравнений, С.Салаватова, 2003г

Справочная

11. А.Г. Цыпкин, А.И. Пинский. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы – М. Наука, 1999г.

12. Математика, Справочник школьника, 2010г, В.А.Гусев, А.Г.Мордкович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" (7 класс)

Текстовые задачи - наиболее яркий в школьном курсе алгебры пример применения аппарата уравнений. Текстовые задачи активно используются и как цель, и как средство обучения, математического развития обу...

Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс

Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...

Программа курса "Решение текстовых задач" для 8 класса

программа факультативного курса для 8 класса...

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 5 класс

Рабочая программа курса включает в себя иписание курса, литературу, планирование....

Рабочая программа курса "Решение текстовых задач" 6 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями....

Программа элективного курса « Текстовые задачи »

Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...