Программа курса "Решение текстовых задач по математике"
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Якушенко Татьяна Андреевна

Курс для обучающихся 9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ярковская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»                                                                                                 «Утверждено»

Зам. директора  по УВР                                                                        Директор МКОУ ЯСОШ

___________/Асеева О.С./                                                           ___________/Альбах Е.А./

« ___»___________2018 год                                                           « ___»___________2018 год

Рабочая программа факультативного   курса

 по математике в 9 классе

"Решение текстовых задач по математике"

учителя математики

высшей квалификационной категории

МКОУ Ярковской СОШ

 Доволенского района

Новосибирской области

Якушенко Т.А.

2018-2019 уч. год

Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа

1. Пояснительная записка.

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи. Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом. Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Программа курса имеет практическую направленность. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся. Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности.

Цели курса. 

  1. Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
  2. Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
  3. Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 Кл.)
  4. Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
  5. Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).

Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.

2. Содержание обучения. 

  1. Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
  2. Задачи на проценты (обобщение знаний).
  3. Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
  4. Задачи на работу и наполнение резервуара.
  5. Задачи на смеси и сплавы.
  6. Задачи на многократные переливания.

Используемые задачи имеют повышенный уровень сложности, существенно превышающий обязательный.

3. Требования к математической подготовке обучающихся.

В результате изучения курса, обучающиеся должны уметь:

1. Опорные знания:

  • решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
  • знать определения понятий: %, концентрация, производительность.

2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:

  • на движение (по прямой, по реке, по окружности);
  • на работу и наполнение резервуара;
  • на смеси и сплавы;
  • на многократные переливания;
  • на проценты.

3. Работать с алгебраической моделью:

  • работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
  • работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.

4. Учебно-тематический план (17 часов)

№ занятия

Тема занятия

Форма занятия

Дата проведения

1

Введение. Задачи на движение по прямой

Лекция-практикум

2

Решение задач на движение по прямой

Семинар

3

Задачи на движение по реке

Лекция-практикум

4

Решение задач на движение по реке

Семинар

5

Задачи на движение по окружности

Лекция-практикум

6

Решение задач на движение по окружности

Семинар

7

Задачи на работу, наполнение резервуара

Лекция-практикум

8

Решение задач на работу, наполнение резервуара

Семинар

9

Задачи на смеси и сплавы

Теоретический семинар

10

Решение задач на смеси и сплавы

Практикум

11

Задачи на многократные переливания

Теоретический семинар

12

Задачи на многократные переливания

Практикум

13

Решение задач на многократные переливания

Практикум

14

Задачи на проценты

Лекция-практикум

15

Решение задач на проценты

Семинар

16

Решение задач на проценты

Практикум

17

Зачет по материалу курса

Смотр знаний

5. Список литературы. 

  1. Л.В.Кузнецова и др. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл.-М.: Дрофа, 2002.
  2. А.В.Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. - М.:Педагогический университет «ПС», 2006.
  3. С.С.Минаев, Т.В.Колесникова. Типовые тестовые задания. 9 класс. - М.:”Экзамен», 2008, 2009.
  4. Л.В.Кузнецова и др. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.:АСТ. Астрель, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов при работе с текстовыми задачами по математике

Использование метода проектовпри работе с текстовыми задачами по математикев 6 классе коррекционной школы....

Моделирование при обучении решению текстовых задач по математике.

Аннотация.В данной статье раскрывается роль моделирования при решении текстовых задач по математике. Исследуется применение различных вспомогательных моделей для правильного анализа и решения задач. П...

Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"

Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...

Программа групповых занятий по математике для учащихся 7 класса "Решение текстовых задач по математике"

Решение текстовых задач способствует развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подгото...

Программа индивидуально групповых занятий по математике для 7 класса "Решение текстовых задач по математике"

Основной целью следует считать решение интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемые на уроках. Если умело поддерживать любознательность учеников, предлагая им...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Решение текстовых задач» по математике, 9 класс

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако, статистические данные анализа результа...