Технология модульного обучения.
методическая разработка по алгебре на тему

Халупо Ирина Анатольевна

Данная разработка освещает понятия модульной технологии: определение модуля,алгоритм построения учебного модуля, введение модулей в учебный процесс, недостатки и достоинства модульной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_modulnogo_obucheniya_matematike.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Халупо И.А., учитель математики ГБОУ СОШ №297 г. Санкт-Петербурга

Технология модульного обучения математике.

Современное образование претерпевает изменения. Концепция модернизации российского образования, определяющая цели образования подчеркивает необходимость «ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». На повестку дня ставятся новые  задачи, появляются новые подходы и методики, меняются материально-технические возможности, открываются новые перспективы.  Неизменным остается, по сути дела, только само состояние непрерывного реформирования отечественного образования.  Формулировки целей реформирования тоже, в принципе, не меняются: модернизация, улучшение качества, индивидуализация  обучения. Но под модернизацией сегодня мы понимаем уже совсем другое, чем десять, и даже пять лет назад. Понятие качества  образования тоже совершенно другое по сравнению с недавним прошлым. Хотя очень часто можно видеть, как качество образования  оценивается все еще по традиционному "знаниевому" шаблону - "Качество обученности" и "Качество знаний".

Сама оценка знаний на выходе тоже принципиально меняется как по содержанию, так и по характеру. Экзамен принимает не тот, кто учил, а независимая комиссия. Технология сдачи экзамена гарантирует объективность результата, но требует конкретных организационных усилий, отработки специфических навыков, стрессоустойчивости и т.д.
         Наконец, меняется и главная цель обучения. Это уже не только и не столько формирование мировоззрения, воспитание  "гармонически развитой личности". В первую очередь - это воспитание успешной личности, востребованной в современных  социально- культурных условиях, на рынке труда. Несколько утрируя, можно сказать, что это не столько человек, знающий много, сколько человек, умеющий применить то, что он знает и умеет с максимальной отдачей. То есть на первое место выходят не  знания, которые, конечно же очень важны, а компетенции.
         Компетентностный подход к обучению школьников - это то, что определило развитие моего опыта преподавания математики за последнее пятилетие. А вследствие этого изменился, естественно, и выбор технологических приемов обучения. Но неизменным осталось название опыта ""Успешное обучение математике" и основополагающий принцип
"Ученик должен быть успешным!"

Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Модульное обучение, в качестве одной из основных целей, преследует формирование, у учащихся, навыков самостоятельной деятельности и самообразования. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Обучение основано на формировании механизма мышления, а не на эксплуатации памяти! Рассмотрим последовательности действий построения учебного модуля.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Алгоритм построения учебного модуля:

  1. Формирование блока-модуля содержания теоретического учебного материала темы.
  2. Выявление учебных элементов темы.
  3. Выявление связей и отношений между учебными элементами темы.
  4. Формирование логической структуры учебных элементов темы.
  5. Определение уровней усвоения учебных элементов темы.
  6. Определение требований к уровням усвоения учебных элементов темы.
  7. Определение осознанности усвоения учебных элементов темы.
  8. Формирование блока алгоритмического предписания умений и навыков.

Система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение:

разработать модульную программу, состоящую из КДЦ (комплексно - дидактические цели) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели:

  1. Структурировать учебное содержание в определенные блоки.
    Формируется КДЦ, имеющая два уровня: уровень усвоения учебного содержания ученикам и ориентация на его использование в практике.
  2. Из КДЦ выделяются ИДЦ (интегрирующие дидактические цели) и формируются модули. Каждый модуль имеет свою ИДЦ.
  3. ИДЦ делится на ЧДЦ (частные дидактические цели) на их основе выделяются УЭ (учебные элементы).

Для управления учением учащихся важным является принцип обратной связи.

  1. Перед каждым модулем проводить входной контроль ЗУН учащихся.
  2. Текущий и промежуточный контроль в конце каждого УЭ (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом).
  3. Выходной контроль после завершения работы с модулем. Цель: выявить пробелы в усвоении модуля.

Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Можно сочетать традиционную систему обучения, с модульной. Хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации УПД учащихся, работа индивидуальная, в парах, в группах. Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности учащихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Учащиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой. Хорошо владеют общеучебными навыками: сравнения, анализа, обобщения, выделения главного и т.п. Активная познавательная деятельность учащихся способствует развитию таких качеств, приобретаемых знаний, как прочность, осознанность, глубина, оперативность, гибкость.
        В качестве модуля, как правило, выступает тема учебника, отдельные ее части (не обязательно по параграфам учебника)  являются УЭ (учебными элементами). Учащиеся имеют пакет методических материалов (рабочие тетради по математике, сборники  дидактических материалов, распечатки инструкций, заданий, отдельных конспектов и т.д.). Ученики, кроме традиционных рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ, имеют зачетные книжки, тетради для самостоятельных работ, тетради для конспектов и тетради для сдачи конспектов, в которых они воспроизводят конспект при его «сдаче».

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определённые условия:

1)Готовность школьников принять участие в предлагаемой программе, готовность их действовать в процессе учебно - познавательной деятельности самостоятельно и наличие у участников определённого минимума знаний и общих учебных умений;

2)Возможность тиражирования модулей, т.к. каждый ученик должен быть обеспечен программой действий.

Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, либо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, "полного усвоения", КСО и т.д.

Достоинства модульного обучения:

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

4. Поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

5. Достигается определенная  "технологизация" обучения. Обучение в меньшей степени становится зависимым  от педагогического  мастерства учителя.

6. Обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

7. Первоочередное формирование навыков самообразования.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2.   Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3.  Уровень проблемных  модулей  часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных.

Несомненно,  эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряжённого труда. Однако сама система даёт неплохие результаты.

Список использованной литературы

1.Снаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980.

2.Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М., 1982..

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.: ИНТОР, 1996.

5.журнал «Советская педагогика», № 1, 1990

6.Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

8. Ермаков В.Г. Развивающее образование и функции текущего контроля. В 3 частях. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2000.

9. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий (продолжение) // Школьные технологии. 1997, № 1.

10. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Ростов н/Д. «Март», 2002 г

11. Горкин А.П. Информационные технологии на уроках математики. Современная иллюстрированная энциклопедия.2006.

12. Фридман Д.Математика в школе. - М.: Просвещение, 1983.

13. Безрукова Н.П., Козлова Л.Я., Изместьева Н.Д. Компьютерные технологии в преподавании математики в школе. - М., 2004 г.

14. Третьяков П.И., Сенновский И.В. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. Москва. Новая школа, 2001 г

15. Гульчевская В.Г. Технологии развивающего обучения.-Ростов н/Д,1998.

16. Гульчевская В.Г. Современные педагогические технологии в профильном и предпрофильном обучении : учебно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования, 2005. – 100 с.

17. Олейникова О.М. Модульные технологии: проектирование и разработки образовательных программ: учебное пособие, 2010.- 256с.

18. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: 2007.- 256 с.

19. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 .



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология модульного обучения (презентация)

кратко можно познакомиться с основными идеями технологии модульного обучения, понять ее принцип применения....

Технология модульного обучения на уроках математики (презентация)

В краткой форме можно познакомиться с технологией модульного обучения, ее применением, ее достоинствми и недостатками....

Презентация.Технология модульного обучения.

Модуль- это функциональный целевой узел, в который обединены учебное содержание и технология овладения им....

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В БИОЛОГИИ

Данная публикация представляет собой обобщение опыта работы педагога в виде доклада, содержащего как теоретическую часть, так и практическую - результаты внедрения МО в работу педагога, разработку про...

«Строение мышц» 8 кл Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ.

Форма: Нестандартный урокОборудование:  таблицы : «Строение мышц» презентация, проектор , контрольные листы;Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульн...