Процентные расчёты на каждый день.
элективный курс по алгебре (8 класс) на тему
Программа элективного курса "Процентные расчёты на каждый день" для 8 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Утверждена
приказом директора
МКОУ СОШ №4
от « » сентября 2015г. №
________________
М.В.Кравцова
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «ПРОЦЕНТНЫЕ РАСЧЁТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ» ДЛЯ 8-Х КЛАССОВ
Автор- составитель:
В.Н.Студенецкая
Л.С.сагателова
Учитель-пользователь:
Маринкевич Наталья
Владимировна
2015 – 2016 учебный год
Структура программы
Программа является обучающей и содержит:
• Пояснительную записку.
• Цели курса.
• Содержание курса.
• Примерное тематическое планирование.
• Требования к умениям и навыкам.
• Методические рекомендации.
• Литературу.
• Приложения.
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
— сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
— сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
— решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
— привить учащимся основы экономической грамотности;
— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий.
Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Программа может быть эффективно использована в 9 классе с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.
В результате изучения курса обучающиеся должны:
— понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
— уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % — 1/2; 20 % — 1/5; 25%—1/4ит.д.);
— знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
— производить прикидку и оценку результатов вычислений;
— при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекция | Практика | Семинар | ||||
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
2 | Сложные проценты | 2 | 2 | |||
3 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 3 | 2 | 1 | ||
4 | Задачи на сплавы, смеси, растворы | 2 | 0,5 | 0,5 | 1 | |
5 | Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА | 3 | 3 | |||
6 | Задачи с литературными сюжетами | 1 | 1 | |||
7 | Деловая игра «Проценты в современной жизни» | 1 | 1 | |||
8 | Решение задач по всему курсу | 2 | 2 | |||
9 | Заключительное занятие. | 1 | 1 | |||
ИТОГО | 17 |
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (2 часа). Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Сложные проценты. (2 часа)
Рассматриваются задачи более сложные, чем в курсе 5 и 6 классов. Форма занятий: практическая работа. Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 3. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (3 часа).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на ГИА (3 часа)
Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к ГИА. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 6. Задачи с литературными сюжетами. (1 час)
Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа
Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (1 час) Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
Форма занятий: урок-деловая игра
Форма контроля: самостоятельная работа.
Тема 8. Решение разнообразных задач по всему курсу. (2 часа).
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: самостоятельная работа.
Заключительное занятие. (1 час).
Итоговая проверочная работа.
Критерии оценок.
Оценка «отлично» —обучающийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
Оценка «хорошо» — обучающийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений обучающегося.
Оценка «удовлетворительно» — обучающийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. — М.: Просвещение, 2002.
2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления. Математика в школе. —2003.
3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. — М., 1997.
4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. — М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»).№27— 1995.
5. Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. — М., 1997.
6. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе.—2001. №4.
7. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4—6 кл.): пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981.
8. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10—11 класс. — М.:
Издательский дом <Генжер», 2001.
9. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10— 11 классы: учеб.-метод. пособие. — М.: Дрофа, 2003.
10. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты. Математика в школе.—№5. —1995.
11. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе . Математика в школе. —№ 4— 1991
12. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. — М.: Вита-Пресс, 1994.
13. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. — М.: Наука, 1990.
14. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты. Математика в школе.— №1.— 1992
15. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). — М.: Просвещение, 1995.
16. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты. Математика в школе. — 1998. — №4.
Рассмотрена Согласована
на заседании зам. директора по УВР
МО учителей математики _____________
и рекомендована к утверждению. Дубовик О.Т.
Протокол заседания
МО учителей математики
от « » ___________________ №
Руководитель МО
_____________
Н.В.Маринкевич
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Домашнее задание |
Проценты. Основные задачи на проценты. (6 часов) | |||
1 | 16.01.2016 | Проценты в прошлом и настоящем. | |
2 | 23.01.2016 | Решение основных задач на проценты. | |
3 | 30.01.2016 | Решение основных задач. | |
4 | 06.02.2016 | Решение задач на проценты с помощью уравнений. | |
5 | 20.02.2016 | Нахождение процентов от процентов. | |
6 | 27.02.2016 | Простой процентный рост. Сложный процентный рост. | |
Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (4 часа) | |||
7 | 05.03.2016 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | |
8 | 12.03.2016 | Распродажа. Тарифы. Штрафы. | |
9 | 19.03.2016 | Банковские операции. Вычисление процентных ставок в банках. | |
10 | 02.04.2016 | Процентный прирост. Определение начальных вкладов. | |
Задачи на сплавы, смеси, растворы. (2 часа) | |||
11 | 09.04.2016 | Задачи на смеси, растворы, сплавы. | |
12 | 16.04.2016 | Задачи на смеси, растворы, сплавы. | |
Решение задач по всему курсу. (5 часов) | |||
13 | 23.04.2016 | Решение задач на проценты. | |
14 | 30.03.2016 | Решение текстовых заданий на проценты. | |
15 | 07.05.2016 | Решение различных заданий на проценты. | |
16 | 14.05.2016 | Проверочная работа. | |
17 | 21.05.2016 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66223.jpg)
Элективные курсы по математике "Процентные расчёты на каждый день".
Презентация. Вы научитесь... Курс поможет вам.....
"Процентные расчеты на каждый день"
Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...
"Процентные расчеты на каждый день"
Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой а...
программа курса по выбору "Процентные расчёты на каждый день" 9 класс
Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189375-1359280925.jpg)
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Элективный курс по математике "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики...
Элективный курс «Процентные расчёты на каждый день» 8 класс
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценн...