Элективный курс «Процентные расчёты на каждый день» 8 класс
элективный курс по алгебре (8 класс) на тему
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процента, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и чёткое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс
«Процентные расчёты на каждый день»
8 класс
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процента, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и чёткое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчёты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
— сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчётов в реальной жизни;
— способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
— сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
— решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
— привить учащимся основы экономической грамотности;
— помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Тематическое планирование. 34 часов.
- Проценты. Основные задачи на проценты. 4ч
- Процентные вычисления в жизненных ситуациях. 5ч
- Штрафы 5ч
- Тарифы 5ч
- Банковские операции 5ч
- Задачи на сплавы, смеси, растворы. 5ч
- Решение задач по всему курсу. 3ч
- Защита реферативных работ. 2ч
Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (4 часа) Сообщается история появления процентов; устанавливаются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а)нахождение процента от числа; б)нахождение числа по его проценту; в)нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Метод обучения: лекция, беседа, объяснение. Форма контроля: решение тестовых задач
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (операции с ценами) (5 часов) Показ широты применения в жизни расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата. Выполнение тренировочных упражнений. Метод обучения: лекция, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 3. Штрафы (5 часов) Введение понятий «штраф» и «пеня». Разъяснение причин наложения штрафов. Установка процентных ставок для штрафов и их выражение числом. Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, репродуктивный Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 4. Тарифы (5 часов) Введение понятия «тариф» и «пеня». Разъяснение правил установки тарифов и момента возникновения пеня. Решение задач, связанных с тарифами на телефоны и различными платежами. Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, репродуктивный Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач
Тема 5. Банковские операции (5 часов) Разъяснение различных ситуаций, связанных с банковскими операциями. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений . Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, проблемный, самостоятельное составление задач. Форма контроля: участие в семинаре с самостоятельно составленными задачами.
Тема 6. Задачи на сплавы, смеси, растворы (5 часов) Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Метод обучения: лекция, объяснение решений тренировочных упражнений, самостоятельное составление задач. Форма контроля: участие в семинаре с самостоятельно составленными задачами.
Тема 7. Решение задач по всему курсу (3 часа) Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Метод обучения: выполнение практических заданий, самостоятельное составление задач и пример их решения, составление презентации своего выступления (2 последних урока проводятся в компьютерном классе)
Тема 8. Защита зачетной работы (2часа)
Форма контроля: Учащиеся предоставляют на обсуждение классного коллектива не менее 5 самостоятельно составленных задач по любой из тем (или по разным темам), дают их решение в форме презентации, после чего получают зачет по изучению данного элективного курса.
Литература:
- Сборник элективных курсов. Математика 8-9 классы. Студенецкая, Сагателова.
- Башарин «Элементы финансовой математики»
3. Задачи на части и проценты. А.Р.Рязановский. Математика в школе 1992
4. Избранные вопросы математики. Дорофеев. Математика в школе. 2003 №10
5. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Б.В.Соболь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66223.jpg)
Элективные курсы по математике "Процентные расчёты на каждый день".
Презентация. Вы научитесь... Курс поможет вам.....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/04/picture-74626.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основно...
программа курса по выбору "Процентные расчёты на каждый день" 9 класс
Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189375-1359280925.jpg)
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Элективный курс по математике "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/07/picture-731275-1452185640.jpg)
Процентные расчёты на каждый день.
Программа элективного курса "Процентные расчёты на каждый день" для 8 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-76950-1465638945.jpg)
Учебные задачи закрытого и открытого типа на занятиях элективного курса "Процентные расчеты на каждый день"
В статье рассмотрены теоретичексие основы учебных задач закрытого и открытого типа, приведены примеры данных задач в рамках элективного курса....