РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__elekt.kurs__2011-2012_uch.god_.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Процентные расчеты на каждый день»
Учитель: Столбова Фаина Витальевна
Год реализации программы: 2011/ 2012 учебный год
Класс: 9а,б,в,г,д
Общее количество часов по плану: 16 часов
Количество часов в неделю: 2 часа (I четверть)
Рабочая программа составлена на основании программы элективного курса по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
«___» ____________ 2011 ________________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Основой для рабочей программы элективного курса по математике «Процентные расчеты на каждый день на 2011-2012 учебный год являются:
- Программы. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская,
Л. С. Сагателова. Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.
- Учебный план МАОУ СОШ «Земля родная» на 2011/2012 учебный год.
Программа элективного курса по математике «Процентные расчеты на каждый день» рассчитана на 16 часов для учащихся 9а,б,в,г,д классов МАОУ СОШ «Земля родная» в рамках предпрофильной подготовки.
Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.
Данный курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
- создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.
Задачи курса:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- обучить решению основных задач на проценты с применением формул простого процентного роста и сложного процентного роста;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.
На занятиях предусмотрено использование мультимедиапроектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.
Содержание изучаемого курса
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (3 часа)
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях (4 часа)
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений.
Форма занятий: объяснение, практическая работа.
Метод обучения: выполнение тренировочных задач.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, растворы (3 часа)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Форма занятий: комбинированные занятия.
Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 4. Проценты в заданиях единого государственного экзамена (2 часа)
Форма занятий: практическая работа.
Метод обучения: объяснение, выполнение практических заданий.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 5. Решение разнообразных задач по всему курсу (2 часа)
Форма занятий: практическая работа.
Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.
Тема 6. Заключительное занятие. Зачётная работа (2 часа)
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем курса | Кол-во часов |
1 | Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты | 3 |
2 | Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях (в том числе, задачи на формулы: простой процентный рост и сложный процентный рост) | 4 |
3 | Тема 3. Задачи на смеси, сплавы и растворы | 3 |
4 | Тема 4. Проценты в заданиях единого государственного экзамена | 2 |
5 | Тема 5. Решение разнообразных задач по всему курсу | 2 |
6 | Тема 6. Заключительное занятие. Зачётная работа | 2 |
Итого | 16 |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения курса учащиеся должны:
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;
знать:
– как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;
– как делается обратный перевод;
– широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и формулу сложного процентного роста;
уметь:
– соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);
– производить прикидку и оценку результатов вычислений;
– при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Литература
- Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе. – 2003. – №5. – С. 50-59.
- Башарин Г. П. Начала финансовой математики. – М., 1997.
- Водинчар М.И., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
- Дорофеев.Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10 – 11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.- Дрофа, 2003. – 144с.
- Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты //Математика в школе. - № 1. – 1992. – С. 18.
- Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - № 4. – 1998.
- Симонов А. С. Сложные проценты // Математика в школе. - № 5. – 1998.
- Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - № 6. – 1998.
- Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси //Математика в школе. - № 1. – 1997. – С. 12-13.
- Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 1967.
- Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. ЕГЭ – 2008. Математика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.:
Интеллект-Центр, 2007.
- Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В., Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному
тестированию по математике. – 3-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата | |
П | Ф | |||||
1 | Проценты. Основные задачи на проценты | 3 | Понятие процента. Виды задач на проценты: нахождение процента от числа (величины); нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого | Знать: определение процента, как сотой части числа; правила нахождения процента от числа и нахождения числа по его проценту. Уметь: находить процент числа по определению; различать виды задач на проценты; находить процент числа по определению; находить процент от числа и число по его проценту | ||
2 | Проценты. Основные задачи на проценты | |||||
3 | Проценты. Основные задачи на проценты | |||||
4 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | 4 | Понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня, вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов | Знать: базовые понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня ставка процентов в банках; процентный прирост; начальный вклад, формулы простого процентного роста и сложного процентного роста. Уметь: решать задачи, связанные с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов, задачи на проценты повышенного уровня сложности с применением формулы простого процентного роста и формулы сложного процентного роста | ||
5 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | |||||
6 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | |||||
7 | Процентные расчеты в жизненных ситуациях | |||||
8 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | 3 | Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Закон сохранения массы | Знать: понятия концентрации вещества, процентного раствора; закон сохранения массы. Уметь: решать задачи, связанные с понятиями концентрации вещества, процентного раствора; на применение закона сохранения массы. Обобщить полученные знания при решении задач на проценты. | ||
9 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | |||||
10 | Задачи на смеси, сплавы и растворы | |||||
11 | Проценты в заданиях единого государственного экзамена | 2 | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Уметь: решать разноуровневые задачи на проценты; задачи на проценты в заданиях единого государственного экзамена | ||
12 | Проценты в заданиях единого государственного экзамена | |||||
13 | Решение разнообразных задач по всему курсу | 2 | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Уметь: решать разнообразные задачи на проценты, задачи по всему курсу | ||
14 | Решение разнообразных задач по всему курсу | |||||
15 | Заключительное занятие. Зачётная работа | 2 | Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения | Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения. Уметь: решать разнообразные задачи на проценты, разноуровневые задачи по всему курсу | ||
16 | Заключительное занятие. Зачётная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс
Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА
программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...
Программа курса по выбору «Процентные расчеты на каждый день»
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет к...
Факультативный курс "Процентные расчеты на каждый день", 7 класс
Факультативный курс расчитан на 34 часа, затрагивает различные задачи, направленные на практическую деятельность....
Учебные задачи закрытого и открытого типа на занятиях элективного курса "Процентные расчеты на каждый день"
В статье рассмотрены теоретичексие основы учебных задач закрытого и открытого типа, приведены примеры данных задач в рамках элективного курса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса по обществознанию «Права на каждый день» для 9 класса
программа учебного курса "Права на каждый день"...