РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «Процентные расчеты на каждый день»
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме

Столбова Фаина Витальевна

Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты». Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__elekt.kurs__2011-2012_uch.god_.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Земля родная»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«Процентные расчеты на каждый день»

Учитель: Столбова Фаина Витальевна

Год реализации программы: 2011/ 2012 учебный год

Класс: 9а,б,в,г,д

Общее количество часов по плану: 16 часов

Количество часов в неделю: 2 часа (I четверть)

Рабочая программа составлена на основании программы  элективного  курса по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская, Л. С. Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.

 «___» ____________ 2011                                                                                      ________________

                                                                                                                   (подпись учителя)

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка

 

      Основой для рабочей программы элективного курса  по математике «Процентные расчеты на каждый день на 2011-2012 учебный год являются:

  1. Программы. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып. 1 / авт. – сост. В. Н. Студенеская,

Л. С. Сагателова. Волгоград: Учитель, 2007. – 205 с.

  1. Учебный план МАОУ СОШ «Земля родная» на  2011/2012 учебный год.

      Программа элективного курса  по математике «Процентные расчеты на каждый день» рассчитана на 16 часов для учащихся 9а,б,в,г,д  классов МАОУ СОШ «Земля родная» в рамках предпрофильной подготовки.

      Данный элективный курс рассматривает один из разделов математики, связанный с темой «Проценты».  Проведение данного курса обусловлено непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представлении о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс сейчас весьма актуален, ибо понятие «кредит» (будь то ипотека или автокредит) прочно вошло в жизнь современного человека. Люди берут банковские кредиты и, как правило, не могут правильно рассчитать процентные выплаты.

     Данный курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

  1. сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  2. способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем;
  3. создать возможность для учащихся реализовать свой интерес к математике.

Задачи курса:

  1. сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  2. обучить решению основных задач на проценты с применением  формул простого процентного роста и  сложного процентного роста;
  3. привить учащимся основы экономической грамотности;
  4. помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

      Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач.

      На занятиях предусмотрено использование мультимедиапроектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.

Содержание изучаемого курса

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты (3 часа)

        Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

 Тема 2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях (4 часа)

      Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках;  процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных   упражнений.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, растворы (3 часа)

      Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 4. Проценты в заданиях единого государственного экзамена (2 часа)

Форма занятий: практическая работа.

Метод обучения: объяснение, выполнение практических заданий.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 5. Решение разнообразных задач по всему курсу (2 часа)

Форма занятий: практическая работа.

Методы занятий: беседа, творческие задания.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач, самостоятельная работа.

Тема 6. Заключительное занятие. Зачётная работа (2 часа)

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Кол-во часов

1

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты

3

2

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях (в том числе, задачи на формулы: простой процентный рост и сложный процентный рост)

4

3

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы и растворы

3

4

Тема 4. Проценты в заданиях единого государственного экзамена

2

5

Тема 5. Решение разнообразных задач по всему курсу

2

6

Тема 6. Заключительное занятие. Зачётная работа

2

Итого

16

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В  результате изучения курса учащиеся должны:

понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины, его роли в экономической и социальной жизни общества;

знать:

–  как переводить на язык процентов такие речевые обороты как «увеличить число в 2,5 раза», «уменьшить на четверть» и т. д.;

–  как делается обратный перевод;

–  широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу простого процентного роста и  формулу  сложного процентного роста;

уметь:

 соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);

–  производить прикидку и оценку результатов вычислений;

–  при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

Литература

  1. Барабанов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе. – 2003. – №5. – С. 50-59.
  2. Башарин Г. П. Начала финансовой математики. – М., 1997.
  3. Водинчар М.И., Нежданова Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М., 1997.
  4. Дорофеев.Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. 10 – 11 классы: учеб.-метод. пособие. – М.- Дрофа, 2003. – 144с.
  5. Рязановский А.Р. Задачи на части и проценты //Математика в школе. - № 1. – 1992. – С. 18.
  6. Симонов А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - № 4. – 1998.
  7. Симонов А. С. Сложные проценты  // Математика в школе. - № 5. – 1998.
  8. Симонов А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей // Математика в школе. - № 6. – 1998.
  9. Соломатин О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси //Математика в школе. - № 1. – 1997. – С. 12-13.
  10.  Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 1967.
  11. Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др. ЕГЭ – 2008. Математика. Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.:

Интеллект-Центр, 2007.

  1.  Соболь Б.В., Виноградова И.Ю., Рашидова Е.В., Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному

тестированию по математике. – 3-е изд.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Календарно-тематическое планирование

занятия

  Тема занятия

Кол-во часов

Содержание учебного материала

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

П

Ф

1

Проценты. Основные задачи на проценты

3

Понятие процента.

Виды задач на проценты: нахождение процента от числа (величины); нахождение числа по его проценту; нахождение процента одного числа от другого

Знать: определение процента,  как сотой части числа; правила нахождения процента от числа и нахождения  числа по его проценту.

Уметь: находить процент числа по определению;  различать виды задач на проценты; находить процент числа по определению; находить процент от числа и число по его проценту

2

Проценты. Основные задачи на проценты

3

Проценты. Основные задачи на проценты

4

Процентные расчеты в жизненных ситуациях

4

Понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня, вычисление ставок процентов в банках;  процентный прирост; определение начальных вкладов

Знать: базовые понятия экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня ставка процентов в банках;  процентный прирост;  начальный вклад, формулы простого процентного роста и сложного  процентного роста.

Уметь: решать задачи, связанные  с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках;  процентный прирост; определение начальных вкладов, задачи на проценты повышенного уровня сложности  с применением формулы простого процентного роста и формулы

сложного  процентного роста

5

 Процентные расчеты в жизненных ситуациях

6

 Процентные расчеты в жизненных ситуациях

7

 Процентные расчеты в жизненных ситуациях

8

Задачи на смеси, сплавы и растворы

  3

Понятия концентрации вещества, процентного раствора. Закон

сохранения массы

Знать: понятия концентрации вещества, процентного раствора; закон сохранения массы.

Уметь: решать задачи, связанные  с понятиями концентрации вещества, процентного раствора; на применение  закона сохранения массы. Обобщить полученные знания при решении задач на проценты.

9

Задачи на смеси, сплавы и растворы

10

Задачи на смеси, сплавы и растворы

11

Проценты в заданиях единого государственного экзамена

2

Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения  

Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения.

Уметь: решать разноуровневые задачи на проценты; задачи на проценты в заданиях единого государственного экзамена

12

Проценты в заданиях единого государственного экзамена

13

Решение разнообразных задач по всему курсу

2

Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения  

Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения.

Уметь: решать разнообразные  задачи на проценты, задачи по всему курсу

14

Решение разнообразных задач по всему курсу

15

Заключительное занятие. Зачётная работа

2

Понятие процента, формулы, виды задач, разные способы их решения  

Знать: понятия, формулы, виды задач на проценты, способы их решения.

Уметь: решать разнообразные  задачи на проценты, разноуровневые задачи по всему курсу

16

Заключительное занятие. Зачётная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА

программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...

Программа курса по выбору «Процентные расчеты на каждый день»

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет к...

Факультативный курс "Процентные расчеты на каждый день", 7 класс

Факультативный курс расчитан на 34 часа, затрагивает различные задачи, направленные на практическую деятельность....

Учебные задачи закрытого и открытого типа на занятиях элективного курса "Процентные расчеты на каждый день"

В статье рассмотрены  теоретичексие основы учебных  задач закрытого  и открытого типа,  приведены примеры  данных задач в рамках элективного курса....