Факультативный курс "Процентные расчеты на каждый день", 7 класс
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) на тему

Критинина Ольга Михайловна

Факультативный курс расчитан на 34 часа, затрагивает различные задачи, направленные на практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakul._7_v_2016-17.docx38.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      

Бутурлиновского муниципального района

 Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания  МО учителей

от _____ 201_  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МО            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________________    

 подпись                             Ф.И.О.

__________ 201_  года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора школы

__________     Штельцер И.Е.

№______  

  от _________        201__г .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    __факультативному  курсу по математике «Процентные расчеты на каждый день»___

(указать учебный предмет, курс)

Уровень образования (класс) __основное общее образование, 7 в  класс____     

                                             (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)

Количество часов __ 34 

Учитель    __Критинина О.М._________________________________________________

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по математике (www.mon.gov.ru, 2005 год) и в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по алгебре «Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-2-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2009»

_____________________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка

Факультативный курс для подготовки учащихся 7 класса посвящен одному из очень важных в современной жизни математических понятий - понятию процента.

Курс расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный факультативный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, способствует выработке у учащихся содержательного понимания смысла термина «процент», значительно расширяет круг задач, решаемых с его применением. Курс позволяет показать учащимся широту применения в жизни такого простого и известного математического аппарата, как процентные вычисления. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся.

Задачи финансовой математики представляют в настоящее время интерес не только для будущих финансистов и экономистов, но и для всех людей. В жизни каждый из нас ежедневно встречается с ценами на товары и услуги. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товара в рассрочку, при выплате пени, налогов, страхования. И именно школьная математика в ответе за то, чтобы эти встречи не оборачивались для людей финансовыми потерями. Не маловажным является тот факт, что такие задачи выразительно демонстрируют практическую ценность математики.

Одновременно с этим, содержание курса даёт возможность каждому ученику активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.

При подготовке и проведении занятий факультативного курса рекомендуется применять исследовательский и деятельностный подход, с тем, чтобы способствовать процессу самоопределения учащихся и помочь им адекватно оценить себя, не занизив уровень самооценки. В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. Кроме того, такая методика проведения занятий обеспечивает системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения новых знаний и позволяет осуществлять уровневую дифференциацию.

Цель курса: расширить представления учащихся о процентных вычислениях за счет обогащения жизненного опыта разнообразным спектром задач; способствовать осознанному выбору профиля дальнейшего обучения; повысить уровень компетентности.

Задачи курса

1.        Ознакомить учащихся с историей возникновения процента.

2.        Показать учащимся применение процентов в различных жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, голосование).

3.        Познакомить учащихся с некоторыми банковскими операциями, при выполнении которых требуется применить проценты.

4.        Показать учащимся методы решения задач на сплавы, смеси, растворы с помощью процентов.

5.        Привить учащимся основы экономической грамотности.

6.        Развивать способности учащихся к математической деятельности.

7.        Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.

8.        Обогатить жизненный опыт учащихся методами решения задач с помощью

процентов.

Содержание курса

Тема 1. Понятие процента, история возникновения.

Понятие процента. История возникновения. Процентные отношения (сколько процентов составляет А от В; на сколько процентов А больше, чем В; на сколько процентов А меньше, чем В).

Тема 2. Проценты в жизненных ситуациях.

Применение процентов при решении задач о распродажах, тарифах, штрафах и голосовании. Представленные задачи часто могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее ему удобный и понятный. При решении задач предполагается использование калькулятора - всюду, где это целесообразно. Решение задач.

Тема 3. Проценты и банковские операции.

Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Решение задач.

Тема 4. Задачи на смеси, сплавы и растворы.

Концентрация вещества. Процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Решение задач.

Тема 5. Итоговое занятие.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения факультативных занятий  у учащихся закрепятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики; улучшатся вычислительные навыки и навыки работы с величинами, учащиеся получат навыки самостоятельной и творческой работы с дополнительной математической литературой.

Исторический материал позволит повысить интерес учащихся к изучению математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей.

Предлагаемые факультативные занятия, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, усилят прикладную направленность преподавания математики. Таким образом, программа факультативных занятий, отвечая образовательным, воспитательным и развивающим целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность познакомить учащихся с интересным занимательным математическим материалом, который окажется полезным не только для расширения их знаний по математике, но и для развития познавательных интересов и творческой активности. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит учащимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.

Учебно-тематический план курса.

Тема занятия

Кол-во часов

1.

История возникновения процента.

2

Понятие процента.

2.

Проценты в жизненных ситуациях

10

3.

Проценты и банковские операции

10

4.

Задачи на смеси, сплавы и растворы

11

6.

Итоговое занятие

1

Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Барабанов 0.0. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. \\ Математика в школе, № 5, 2003.
  2. Барабанов 0.0. Конкурсный экзамен по математике. Формулы успеха. - Ковров, 1998.
  3. Денишева Л.О., Миндюк М.Б., Седова Е.А. Дидактические материалы по алгебре началам анализа. Пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1995.
  4. Захарова А.Е. Несколько задач про «цены». \\ Математика в школе, №8, 2002.
  5. Петров В. А. Элементы финансовой математики на уроках.\\ Математика в школе, №8,2002.
  6. Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). В двух книгах. Книга 1. Алгебра / Под ред. М.И.Сканави. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.
  7. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа - Пресс, 1999.
  8. Спивак В.А. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. / А.В.Спивак. - М.: Просвешение, 2002.
  9. Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием,\\ Математика в школе,№8,2002.
  10. Ю.Студенецкая В.Н., СагателоваJI.C. Сборник элективных курсов - Волгоград: Учитель,2007

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа      

Бутурлиновского муниципального района

 Воронежской области     397505, Воронежская обл., г.Бутурлиновка, ул. Дорожная, 71  

тел.:(47361)2-83-30, 2-83-31, эл.  адрес: but-school@mail.ru

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Васильченко В.Д.

            подпись             Ф,И,О,

________________2016 года

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Факультативного  курса по математике «Процентные расчеты на каждый день»___

Класс_ 7 в  класс_________________________________________________________     

Учитель    __Критинина О.М._______________________________________________

Количество часов __ 34  часа; в неделю  ___1___час

Учитель    __Критинина О.М._________________________________________________

Планирование составлено на основе рабочей программы, согласованной МО учителей физики, математики, информатики, утвержденной приказом №155 от 29.08.2016г.

2016

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание материала

Количество уроков

Дата

По плану

По факту

1

История возникновения процента

1

2

Понятие процента

1

3

Вычисление процентов на распродажах. Решение задач.

1

4

Вычисление процентов на распродажах. Решение задач.

1

5

Вычисление процентов при штрафах. Решение задач.

1

6

Вычисление процентов при штрафах. Решение задач.

1

7

Вычисление процентов при голосовании. Решение задач.

1

8

Вычисление процентов при голосовании. Решение задач.

1

9

Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач.

1

10

Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач.

1

11

Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач.

1

12

Вычисление процентов при повышении коммунальных услуг. Решение задач.

1

13

Знакомство с банковскими операциями.

1

14

Простые и сложные проценты.

Решение задач.

1

15

Простые и сложные проценты.

Решение задач.

1

16

Простые и сложные проценты.

Решение задач.

1

17

Простые и сложные проценты.

Решение задач.

1

18

Кредит и проценты. Решение задач.

1

19

Кредит и проценты. Решение задач.

1

20

Кредит и проценты. Решение задач.

1

21

Вклады и проценты. Решение задач.

1

22

Вклады и проценты. Решение задач.

1

23

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

24

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

25

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

26

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

27

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

28

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

29

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

30

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

31

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

32

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

33

Решение задач на сплавы, растворы и концентрацию.

1

34

Итоговое занятие.

1

Учебно-методическое обеспечение курса.

  1. Барабанов 0.0. Задачи на проценты как проблема нормы словоупотребления. \\ Математика в школе, № 5, 2003.
  2. Барабанов 0.0. Конкурсный экзамен по математике. Формулы успеха. - Ковров, 1998.
  3. Денишева Л.О., Миндюк М.Б., Седова Е.А. Дидактические материалы по алгебре началам анализа. Пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 1995.
  4. Захарова А.Е. Несколько задач про «цены». \\ Математика в школе, №8, 2002.
  5. Петров В. А. Элементы финансовой математики на уроках.\\ Математика в школе, №8,2002.
  6. Сборник задач по математике для поступающих в вузы (с решениями). В двух книгах. Книга 1. Алгебра / Под ред. М.И.Сканави. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001.
  7. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. - М.: Школа - Пресс, 1999.
  8. Спивак В.А. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. / А.В.Спивак. - М.: Просвешение, 2002.
  9. Фирсова М.М. Урок решения задач с экономическим содержанием,\\ Математика в школе,№8,2002.
  10. Ю.Студенецкая В.Н., СагателоваJI.C. Сборник элективных курсов - Волгоград: Учитель,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"

На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в ре...

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА ПО МАТЕМАТИКЕ «Процентные расчеты на каждый день» ДЛЯ 8 КЛАССА

программа факультатива по математике "Процентные расчеты на каждый день" для 8 класса на 34 часа...

«Процентные расчеты на каждый день» 8-й класс

Программа и рабочая программа факультатива по алгебре для 8 класса...

Рабочая программа по элективному курсу в 9 классе "Процентные расчеты на каждый день"

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по элективному курсу "Процентные расчеты на каждый день" для работы в 9 классе....

Рабочая программа по элективному курсу математики для 9 класса" Процентные расчеты на каждый день" ,"Модуль"

Модуль«Процентные расчёты на каждый день».Программа данного курса состоит  из 18 часов и включает в себя прикладные задачи из разделов экономики, химии, физики, обусловлена она непрод...