«Процентные расчеты на каждый день» 8-й класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Гурушкина Наталья Валерьевна

Программа и рабочая программа факультатива по алгебре для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa._8_klass._doc.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

Факультативный курс

«Процентные расчеты на каждый день»

8-й класс

Пояснительная записка

  Факультатив «Процентные расчеты на каждый день» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

  Рассматриваемые вопросы предназначены для дополнения знаний обучающихся, полученных ими на уроках. Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление обучающихся.

  Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда обучающиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторное обращение к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. В тоже время, текстовые задачи на проценты включены в материалы ГИА и ЕГЭ. Практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся.  В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует обучающимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует обучающихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса обучающихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

– сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
– способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

– сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
– обучить решению основных задач на проценты с применением формул сложных процентов;
– привить обучающимся основы экономической грамотности;
– помочь школьнику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

  Предлагаемый курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни (это задачи на нахождении скидки, уплаты штрафа, распродажи товаров, расчета заработной платы). Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

  Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар.

..Блочное построение курса дает возможность обучающимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.

  Программа может быть эффективно использована в 8–9-х классах с любой степенью подготовленности, а также способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации. Минимальные требования к оснащению учебного процесса: раздаточный материал для проведения практических работ.

  В результате изучения курса обучающиеся должны:

понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/2; 20 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.

Тематическое планирование

Наименование раздела курса

Количество часов

Форма контроля

Вводное занятие. Понятие процента.

1

Проценты. Основные задачи на проценты.

5


Самостоятельная работа.

Проценты и уравнения.

4

Тест.

Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

6

Проверка самостоятельно решенных задач.

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

5

Проверка самостоятельно решенных задач.

Проценты и банковские операции.

3

Практическая работа.

Формула  «сложных процентов»

3

Практическая работа.

Задачи с литературными сюжетами.

3

Защита проекта.

Решение задач по всему курсу.

3

Проверка самостоятельно решенных задач.

Заключительное занятие. Деловая игра

«Проценты в нашей жизни»

1

 

Содержание программы

Вводное занятие. Понятие процента. 

История появления процентов; понятие процента.

Проценты. Основные задачи на проценты. 

Основные задачи на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: лекция, беседа, объяснение.

Форма контроля: самостоятельная работа.

Проценты и уравнения. 

Решение задач на составление уравнения с применением нахождения процента от числа.

Форма контроля: тест.

Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Выполнение тренировочных упражнений.

Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Метод обучения: выполнение тренировочных задач.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

Усвоение обучающимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Проценты и банковские операции.

Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Простые и сложные проценты. Срок кредита. Учетная ставка. Оформление векселей. Дисконт. Вычисление процентной ставки. Решение задач.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Формы контроля: практическая работа.

Формула  «сложных процентов»

Формула начисления «сложных процентов»

Формула простого процентного роста.

Решение задач на применение этих формул.

Форма занятий: комбинированные занятия.

Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Формы контроля: практическая работа.

Задачи с литературными сюжетами.

Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях. 

Методы занятий: беседа, творческие задания.
Форма контроля: защита проекта

Решение разнообразных задач по всему курсу.

Форма занятий: практическая работа.

Методы занятий: беседа, творческие задания.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Заключительное занятие.

Форма занятия: деловая игра «Проценты в нашей жизни». Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний обучающихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.

Форма занятий: урок - деловая игра

Литература для учителя:

  1. Барабанов, О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещение, 2002.
  2. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). – № 27. – 1995.
  3. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.
  4. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4–6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
  5. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995.
  6. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. – № 4. – 1991.
  7. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. –№6.
  8. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. – 1998. – №
  9. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997.
  10.  Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. – 1997. – № 6.

Литература для обучающихся:

  1. Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. – С. 73.
  2. Виленкнн, Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С., Шварцбурд, С. И. Математика 6. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.
  5. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. – М., 1967.
  6. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1989.
  7. Соболь, Б. В., Виноградова, И. Ю., Рашидова, Е. В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике. – 3-е изд.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  8. Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. – М.: Наука, 1984.


РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА   ПО  ИЗУЧЕНИЮ  ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА  

 «Процентные расчеты на каждый день»

(8 класс)

Пояснительная записка к рабочей программе

Предмет – алгебра

Класс – 8 «А»

Уровень – базовый

Всего часов на изучение программы - 34ч

Из них: теоретические занятия – 34 ч

Количество часов в неделю- 1 ч

Программа: «Процентные расчеты на каждый день», автор - составитель Гурушкина Н.В.

Рабочая программа составлена на основе программы «Процентные расчеты на каждый день» с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования по математике.


Календарно – тематическое планирование

на 2014 – 2015 учебный год

Наименование раздела программы

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Дата

проведения

план

факт

Вводное занятие. Понятие процента.

1

Вводное занятие. Понятие процента.

История появления процентов; понятие процента. Выражение числа в процентах, процентов в виде десятичной дроби.

02.09

Проценты. Основные задачи на проценты.

2 - 6

Нахождение процента от числа.

Основные задачи на проценты: нахождение процента от числа, нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого.

09.09

Нахождение числа по его проценту.

16.09

Сколько процентов одно число составляет от другого.

23.09

Увеличение на p%. Уменьшение на q%.

30.09

Увеличение на p%. Уменьшение на q%.

07.10

Проценты и уравнения.

7 - 10

Алгоритм решения задач методом составления уравнений.

Чтение задачи.

Выделение известных и неизвестных величин.

Установление связи между условием и вопросом.

Моделирование.

Введение неизвестного.

Выражение через это неизвестное других величин.

Установление равенства.

Составление уравнения.

Решение уравнения.

Формулировка ответа.

Проверка.

14.10

Системы двух уравнений с двумя переменными.

Решение задач с помощью систем уравнений. Методы решения систем двух уравнений с двумя переменными.

21.10

Системы трех уравнений с тремя переменными.

Решение задач с помощью систем уравнений.

28.10

Решение задач с помощью систем уравнений.

11.11

Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

11 - 16

Распродажа.

Понятия «скидка», «распродажа»

18.11

Бюджет. Зарплата.

Понятие  «бюджет». Задачи на вычисление примерных доходов и расходов семьи.

25.11

Тарифы.

Понятия тарифы и штрафы.

02.12

Штрафы. Пеня.

Понятия «пеня», «штрафы».

09.12

Проценты в политике.

16.12

Проценты в экономике.

23.12

Задачи на сплавы, смеси, концентрацию.

17 - 21

Растворы. Концентрация.

Процентное содержание, процентный раствор. Концентрация.

13.01

Растворы. Концентрация.

Понятие объемной (массовой) концентрации. Решение задач, связанных с понятиями «концентрация», процентное содержание.

20.01

Смеси и сплавы.

Решение задач на смеси и сплавы.

27.01

Смеси и сплавы.

03.02

Старинный способ решения.

10.02

Проценты и банковские операции.

22 - 24

Задачи, связанные с банковскими расчетами.

Начальный капитал, прибыль. Особенности вкладов.

17.02

Применение процентов в банковской сфере.

Процент прибыли, конечный капитал.

24.02

Кредит, ссуда или сберегательный вклад?

Банковские операции.

03.03

Формула  «сложных процентов»

25 - 27

Правило начисления «сложных процентов»

Формула начисления «сложных процентов», формула простого процентного роста. Решение задач на применение этих формул.

10.03

Задачи на сложные проценты.

Текстовые задачи с практическим содержанием.

17.03

Задачи на сложные проценты.

07.04

Задачи с литературными сюжетами.

28 - 30

Задачи с историческими сюжетами.

Решение сюжетных задач.

14.04

Задачи с литературными сюжетами.

21.04

Старинные задачи на проценты.

28.04

Решение задач по всему курсу.

31 - 33

Задачи на проценты математического конкурса «Кенгуру»

Решение расчетных задач всех видов.

05.05

Задачи на проценты  на ГИА.

Решение задач КИМов ГИА по математике.

12.05

Задачи на проценты  на ЕГЭ.

Решение задач КИМов ЕГЭ по математике.

19.05

Итоговое занятие.

34

Итоговое занятие.

Деловая игра «Проценты в нашей жизни»

26.05