Рабочая программа по элективному курсу для 8-9 класса "Процентные расчеты на каждый день"
календарно-тематическое планирование по алгебре (9 класс) по теме

Маркачева Ирина Валерьевна

  На изучение данной темы в курсе математике отводится малое количество времени. Данный курс позволяет изучить тему более глубоко. Элективный курс показывает на сколько важна тема "Проценты" в реальной действительности, в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                                                                                   «Утверждено»

На педагогическом совете                                                             Директором МОУ «Чеховская  ООШ»

Протокол №____ от «___» ________                                           Приказ №_____ от «____» __________

Муниципальное казенное учреждения

«Чеховская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа

По элективному курсу «Процентные расчеты на каждый день»

в 8-9 классе

Учитель 2 категории :Маркачева Ирина Валерьевна

с.Чехово

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» составлена на  основе авторской  программы элективного курса по математике для 8-9 класса «Процентные расчеты на каждый день» Автор:В.Н. Студенецкая, Л.С. Сагателова  2007год..

Курс предназначен для обучающихся 9 класса. Рассчитан на 12часов . В учебном плане взят за счет компонента образовательного учреждения и проводится по  субботам во втором полугодии.

Актуальность курса:  Разработка рабочей программы данного курса  обусловлена  непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить  полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается . Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутсвует компактное четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены так же и в материалы итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ.Однако практика показывает , что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных представлений и навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умения производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую , социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства. Ориентирует учащихся на обучение по естественно –научному и  социально –экономическому профилю.

 Цель курса:

  1. Сформировать пониман ие необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни.
  2. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической  деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем

Задачи курса:

  1. Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.
  2. Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов.
  3. Прививать учащимся основы  экономической грамотности
  4. Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Для успешного усвоения курса обучающимся необходимы следующие знания и умения:

  1. Знание основных понятий: проценты, доля,
  2. Умения Соотносить процент с соответствующей дробью
  3. Знать широту применения процентных вычислений    

                                                             

Виды(формы)  учебной деятельности: 

  1. Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, семинаров. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценивания работы обучающихся: 

Обучающийся получает «зачет» при условии посещения лекционно-практический занятий, предусмотренных программой курса, обнаруживая при  этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини – тестов, «Итоговая проверочная работа».

Ожидаемые результаты:

  1. Использование полученных при изучении курса знаний и опыта для  успешной социализации в условиях рыночной экономики.
  2. Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.
  3. Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)
  4. Производить прикидку и оценку результатов вычислений
  5. При вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор, использовать приемы рационализирующие вычисления.

Учебно –тематический план курса

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические занятия

Контрольные и диагностические работы

Примечание

1

Проценты . Основные задачи на проценты

3

1

2.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях

3

1

3

Задачи на сплавы, смеси, растворы

3

1

4

Решение задач по всему курсу

3

1

 

Содержание тем курса

Проценты . Основные задачи на проценты (3часа)

История появления процентов, устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты(нахождение процента от числа и нахождение числа по его проценту, нахождение процента одного числа от другого). Актуализируются знания об арифметических приемах решения задач. Методы: лекция, беседа, объяснение. Формы контроля :практическая  работа.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях (3часа)

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок, процентов в банке, процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа.

Методы обучения: выполнение тренировочных задач

Формы контроля: контрольная работа

Задачи на сплавы, смеси, растворы (3часа)

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Формы занятий: комбинированные. Методы обучения: рассказ, объяснение  , выполнение практических заданий

Решение задач по всему курсу (3 часа)

Решение разнообразных задач. Итоговая контрольная работа. Форма занятий: практичекая работа

Методы обучения: беседа, творческие задания

Форма контроля : контрольная работа

Требования  к уровню подготовки выпускников основной школы 

В результате изучения курса «Процентные расчеты на каждый день» в основной школе учащиеся должны:

иметь представление

  1. Об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня и др.

Понимать

  1. Понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины.

Уметь:

  1. Уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях)
  2. Производить прикидку и оценку результатов вычислений
  3. При вычислениях сочетать устные и письменные приемы , применять калькулятор, использовать приемы рационализирующие вычисления.

Учебно –методическая литература:

  1. Никольский С.Н., Потапов М.К Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещения 2002
  2. Баранов О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления //Математика в школе 2003 №5 с50-59
  3. Барашин Г.П. Начальная финансовая математика – М. 1997

Приложение

  1. Терминологический словарь:

Рыночная экономика, Издержки фирмы, процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, профицит, изменение тарифов, пеня, концентрации вещества, процентного раствора.

 

Календарно – тематическое планирование элективного курса «Процентные расчеты на каждый день» в рамках предпрофильной подготовки в 8-9 классе.

№ урока

Тема урока

Предполагаемая дата

Урок№1

«Проценты в прошлом и настоящем»

Урок№2-3

Простой процентный рост и сложный процентный рост

Урок№4

Распродажа, тарифы, штрафы, скидки

Урок№5

Банковские операции

Урок№6

Сложные проценты. Контрольный тест

Урок№7

Задачи на смеси, растворы, сплавы. Понятие «концентрация»

Урок№8-9

Задачи на смеси, растворы, сплавы. Закон сохранения массы.

Урок№10

Решение задач по всему курсу

Урок №11

Решение творческих задач

Урок№12

Итоговая проверочная работа