Современный урок математики
материал по алгебре на тему

Современный урок математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_matematiki.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

1. Проектирование урока.

2. Системно – деятельностный подход как основа ФГОС.

3. Оргдеятельностные методы обучения. Целеполагание и рефлексия на уроке.

4. Вывод.


Введение

Обучение, согласно ФГОС, больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые. Ученики пасуют перед новым. Эту проблему можно решить, если формировать универсальные учебные действия (УУД). Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке.

Материал доклада рассматривает проектирование урока в рамках ФГОС.


1. Проектирование урока

Проектирование - деятельность, под которой в предельно сжатой характеристике понимается промысливание того, что должно быть.

Под проектированием урока будем предполагать деятельность учителя по созданию проекта урока, которая включает в себя создание плана урока, а также технологии его проведения, механизмов, позволяющих организовать деятельность учеников подчиненную цели урока.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Требования к современному уроку:

- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока.

- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора.

- Обязательная рефлексия учащихся на уроке.

- Высокая степень речевой активности учащихся.

Структурные элементы урока:

1. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: «вспомнить – узнать – научиться».

3. Момент осознания недостаточности имеющихся знаний.

4. Коммуникация.

5. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

6. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Схема урока

Таблица 1

Традиционный урок  

Современный урок

Организационный момент

Мобилизующий этап

Проверка домашнего задания

Самоопределение учащихся   на   основе антиципации

Объяснение нового материала

Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний

Закрепление

Закрепление нового материала

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

Домашнее задание

 

Требования к заданиям на уроке:

- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.

- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.

Деятельность ученика

Мобилизующий этап:

1. Выполняя предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока;

2. Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию;

3. Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.

Этап овладения новыми знаниями:

1. Формулирует задания к упражнениям;

2. Выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия;

3. Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

Рефлексия:

1. Вспоминает ход урока;

2. Анализирует свою деятельность или деятельность товарищей;

3. Формулирует свои впечатления

Требования к учителю:

1. Чётко и точно формулирует задания.

2. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.

3. Не повторяет задание 2 раза.

4. Не комментирует  ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.

5. Не повторяет то, что уже сказали ученики.

6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.

7.Подбирает комплексные задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников  формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.


II.Системно – деятельностный подход как основа ФГОС.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который  предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

• ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

• учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

• разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

• гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Концептуальной базой для реализации системно-деятельностного подхода выступают:

Положение системно-деятельностного подхода

Реализация

Формирование умения учиться  

УУД, метапредметная деятельность, общеучебные компетенции. Как важнейшие: навыки целеполагания и рефлексии.

Целенаправленная организация учебной деятельности

Соответствующие типы заданий, эвристический подход как концепция

рождения знаний в деятельности, оргдеятельностные технологии, проектная деятельность.

Содержание обучения через значимые жизненные задачи

Компетентностный подход, обращение к личности ученика, его личным целям и проблемам.

Важная роль сотрудничества

Развитие коммуникативных компетентностей, групповая работа, проектная деятельность, включая публичную защиту проекта.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.


3. Оргдеятельностные методы обучения. Целеполагание и рефлексия на уроке

Методы ученического целеполагания

 Выбор учениками целей из предложенного учителем набора; классификация составленных детьми целей с последующей детализацией; обсуждение ученических целей на реалистичность, их достижимость; конструирование учениками целей с помощью заданных алгоритмов; формулирование целей на основе результатов рефлексии; соотношение индивидуальных и коллективных целей, целей ученика, учителя, школы; разработка ценностных норм и положений в школе.Методы ученического планирования.

Школьникам предлагается спланировать свою образовательную деятельность на определенный период – урок, день, неделю, или – на тему, раздел, творческую работу. План может быть устный или письменный, простой или сложный, главное, чтобы он обозначал основные этапы и виды деятельности ученика по реализации его цели. В ходе работы план может меняться, дополняться или заменяться; ученик фиксирует изменения, выясняет их причины, а в конце работы осуществляет рефлексию планирования.

Методы создания образовательных программ учеников.

Создание индивидуальных образовательных программ требует от учеников владения комплексом методов: смысловым видением предмета своих занятий; установлением главных целей и направлений деятельности; отбором изучаемых вопросов и тем, методом самоопределения в их многообразии; методом планирования; методом определения условий для достижения своих целей; методом адекватной самооценки и рефлексии.

Методы нормотворчества.

Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности – эвристический процесс, который требует применения методологических методов: рефлексии деятельности, определения ее элементов, установление субъектов деятельности и их функциональных прав, задание организационных и тематических рамок, формулирование правил и законов. Примеры заданий, развивающих методологические, педагогические, рефлексивные способности в процессе нормотворчества. Составить инструкции: «Как решать задачу», «Как наблюдать явление», и др.

Методы самоорганизации обучения.

Работа с учебником, первоисточниками, приборами, реальными объектами; решение задач, выполнение упражнений; изготовление моделей, поделок; творческие исследования и др. Становятся значимыми также методы самоорганизации учащихся по осуществлению индивидуальных образовательных программ: методы разработки программ, их координации с другими программами (учителя, учеников), коррекции программ, методов оценки результатов и др.

Методы взаимообучения.

Учащиеся в парах, группах или в коллективных занятиях с целым классом выполняют функции учителя, применяя доступный им набор педагогических методов.

Метод рецензий.

Умение критически взглянуть на образовательный продукт товарища, его устный ответ, на материал учебника, просмотренный видеофильм, проанализировать их содержание, выделить главные моменты – необходимые условия самоопределения учащихся. Введению метода рецензий в обучение предшествует подготовительная работа. Первые рецензии составляются с помощью специальных опорных схем.

Оценки и суждения учеников поощряются, закрепляется положительное отношение к рецензиям. Рецензии учащихся оцениваются наравне с другими продуктами их творческой деятельности. Анализ ученических рецензий позволяет установить обратную связь с учениками, осуществить диагностику их знаний, скорректировать дальнейшее обучение.

Методы контроля.

Личностно-ориентированное обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный проект ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценки его образовательной деятельности. В личностно-ориентированном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Методы рефлексии.

Образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.


4. Вывод

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами,  учителя математики,  – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов педагогической техники в рамках современного урока математики

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательнос...

Современный урок математики

Поговорим немного о современном математическом образовании. Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира,...

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК МАТЕМАТИКИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»

Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение вс...

Статья "Современный урок математики"

В настоящее время математика пропитывает насквозь всю нашу жизнь. Мы уже не представляем мир без многочисленных технических средств и приспособлений, которые каждый день совершенствуются....