Спецкурс «За пределами школьного курса математики»
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Елена Владимировна Шелехова

Элективный курс по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_predelami_matematiki.docx0 байтов
Файл 7 класс 24.56 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

7 класс

Пояснительная записка

Математика- это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания,  и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.

           Данный спецкурс примыкает к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Распределение часов по темам дано из расчета 50 часа в год (2 час в неделю), из части , формируемой участниками образовательного процесса. Данная программа спецкурса предназначена для платных образовательных услуг.

Цель данного спецкурса: Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности. Повышение уровня математической культуры обучающихся.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы;
  • показать практическое значение математики;
  • развить интерес к математике;
  • способствовать развитию логического мышления.

Формы проведения занятий: Сочетание индивидуальных форм с групповыми

Уроки-конференции (защита творческих работ)

 Результат работы обучащиюхся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора; развитие логического мышления.

     Инструментарием для оценивания результатов: тестирование; творческие работы. Сведения о прохождении программы спецкурса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.

 В результате освоения  содержания программы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:

1)Познавательная деятельность. Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.

2)Информационно-коммуникативная деятельность. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.

3)Рефлексивная деятельность. Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Формирование ключевых компетентностей:

  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность.

Содержание программы спецкурса

7 класс. 50 часов

Делимость чисел.Числа с именами (фигурные, треугольные, квадратные, дружественные, совершенные, числа Ферма, и др.). Делимость произведения. Признаки делимости. Делимость суммы и разности.

Цель: научить применять признаки делимости чисел при решении заданий.

Текстовые задачи. Задачи  на составление уравнений. Задачи на простой и сложный процентный рост. Задачи на концентрацию и процентное содержание.  Задачи на разрезание и перекраивание фигур.  Задачи на взвешивание. Графы в решении задач. Решение логических задач.

Цель: обучение детей действиям моделирования, развитие логического мышления при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. Преодолеть психологическую "боязнь задачи"

Комбинаторика. Перестановки. Размещения. Сочетания.  Статистические характеристики

Цель: развить умение решать комбинаторные задачи с применением правил

Показать практическое применение данного типа задач.

 Функции. Кусочно-заданные функции. Построение графиков функций, содержащих знак модуля. Графики функций . Графический метод решения уравнений.

Цель:формировать навыки построения и чтения графика функции; познакомить с разнообразными видами функций; расширить кругозор.

Уравнения. Простейшие уравнения, содержащие модуль. Линейные уравнения, содержащие параметр. Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Цель: дать  представление о классе задач с параметрами и модулем  как об исследовательских задачах, показать  основные способы. Познакомить со   стандартные уравнениями   содержащими  параметр  модуль.

Решение геометрических задач. Задачи на построения. Геометрическое место точек.  Геометрические упражнения со спичками.

Цель: формировать навыки работы с чертежными инструментами, способствовать развитию геометрического абстрактного мышления через занимательные задания.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание.

Количество часов.

I. Делимость чисел.

  1.  Числа с именами ( фигурные, треугольные, квадратные, дружественные, совершенные, числа Ферма, и др.)
  2.  Делимость произведения. Признаки делимости.
  3. Делимость суммы и разности.

II. Решение текстовых задач.

  1. Решение задач на составление уравнений.
  2. Решение задач на простой и сложный процентный рост.
  3. Решение задач на концентрацию и процентное содержание.
  4.   Задачи на разрезание и перекраивание фигур
  5.  Задачи на взвешивание
  6. Графы в решении задач
  7. Решение логических задач

      8.   Тест №1  

V. Комбинаторика.

  1. Перестановки.Размещения.
  2. Сочетания.
  3.  Статистические характеристики
  4.  Тест №2

VI. Функции.

  1. Кусочно-заданные функции.
  2. Построение графиков функций, содержащих знак модуля.
  3. Графики функций .
  4. Графический метод решения уравнений.
  5. Тест №3

VII. Уравнения.

  1. Простейшие уравнения, содержащие модуль.
  2. Линейные уравнения, содержащие параметр.
  3. Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

VII. Решение геометрических задач.

  1. Задачи на построения. Геометрическое место точек.
  2. Геометрические упражнения со спичками.
  3. Тест №4

5

1

2

2

16

2

3

2

2

2

2

2

1

7

2

2

2

1

9

2

2

2

2

1

8

2

2

2

2

5

2

2

1

Тематика творческих работ:

  1. Обозначение чисел в древности.
  2. Признаки делимости и их применения на практике.
  3.  Применение алгоритма Евклида.

4.  Диофантовы уравнения. Неопределенные уравнения

5.  Паркеты и ремонт.

Литература для учителя:

  1. Г.И.Зубелевич  «Занятия математического кружка», М. «Просвещение», 2005г
  2. Т.Д.Гаврилова  «Занимательная математика на уроках в 5-11 классах», Волгоград, 2008.
  3. Ю.М.Колягин «Поисковые задачи по математике», М. «Просвещение», 2006г
  4. «Математические олимпиады в школе», М. Айрис – пресс, 2005 г
  5. А.В.Фарков. «Внеклассная работа по математике», Москва, Айрис – пресс, 2007г
  6. С.В.Виноградов «Математика в 5-11 кл.», Волгоград, «Учитель», 2007г
  7. Н.В.Заболотная, «Задачи для подготовки к олимпиадам», «Учитель», 2007г
  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.   «Математическая шкатулка» , - Москва: «Просвещение», 1988.
  9. Пичурин Л.Ф.   За страницами учебника алгебры.   -  Москва: «Просвещение», 1990.
  10.   Никольская И.Л.  Факультативный курс по математике.- Москва: «Просвещение», 1991.
  11.  Шуба М.Ю.  Занимательные задания в обучении математике.  -  Москва: Просвещение», 1995.
  12. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Кострыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  13. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.   «Математическая шкатулка» , - Москва: «Просвещение», 1988.
  14. Пичурин Л.Ф.   За страницами учебника алгебры.   -  Москва: «Просвещение», 1990.
  15.   Никольская И.Л.  Факультативный курс по математике.- Москва: «Просвещение», 1991.
  16.  Шуба М.Ю.  Занимательные задания в обучении математике.  -  Москва: Просвещение», 1995.
  17. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. Н.П. Кострыкина. “Просвещение”, Москва, 1991 г.
  18. Журнал «Математика в школе»,№3-2000г., Покорный Ю.В., Лазарев К.П. «О модулях и знаках чисел».
  19. Журнал «Математика в школе»,№5-1999г., Зиновьева Л.А., Щеглова Н.Д., Зиновьев А.И. «Уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля».
  20. Журнал «Математика в школе»,№9-2003г., Смоляков А.Н. «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля».
  21. Журнал «Математика в школе»,№9-2003г., Чаплыгин В.Ф. «Сравнение и классификация в упражнениях с модулями».
  22. Первое сентября. Математика.№44-2004г., Шестаков С. «Геометрический смысл модуля и его применение к решению уравнений и неравенств».
  23. Электронный учебник «Алгебра» 7-11 класс.

Литература  для учащихся:

  1. «Задачи для подготовки к олимпиадам», Н.В.Заболотная. «Учитель», 2007
  2. «Математические олимпиады в школе»,  А.В.Фарков. М. Айрис – пресс, 2005 г.
  3. Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
  4. Алгебра-7, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
  5. Конкурсные задачи, основанные на теории чисел. В.Я. Галкин, Д.Ю. Сычугов. МГУ, ВМК, Москва, 2005г.
  6. Алгебра 7, Мордкович А.Г., “Просвещение”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов»

Рабочая программа спецкурса по математике «Нестандартные задачи в школьном курсе математики» для 10-11 классов» на 2014-2015 учебный год...

Элективный курс по теме "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"

Данный элективный курс помогает подготовить учащихся к успкшной сдаче ЕГЭ...

Программа спецкурса "Трудные вопросы школьного курса математики" 9 класс

   Данный спецкурс направлен на организацию заключительного повторения перед экзаменом по математике в 9 классе, он направлен на выработку умений выполнять устно промежуточные преобра...