Проблемное обучение на уроке математики
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Согласно концепции ФГОС достижение таких результатов происходит в процессе овладения обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) и метапредметным содержанием, обеспечивающим интеграцию учебных предметов, формирование у учащихся целостной картины мира, широкие возможности практического применения знаний.
Федеральные государственные стандарты предусматривают также совершенно иной подход к организации процесса обучения – системно-деятельностный. Он задает другой подход к уроку, утверждает другие ценности: урок в частности и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого ученика, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.
Формирование метапредметных и личностных результатов предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.doc | 103.5 КБ |
pedagogicheskiy_opyt.pptx | 278.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии проблемного обучения на уроках математики
(5 класс)
Формирование у учащихся метапредметных результатов относится сегодня к важнейшему требованию, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Согласно концепции ФГОС достижение таких результатов происходит в процессе овладения обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, регулятивными и коммуникативными) и метапредметным содержанием, обеспечивающим интеграцию учебных предметов, формирование у учащихся целостной картины мира, широкие возможности практического применения знаний.
Федеральные государственные стандарты предусматривают также совершенно иной подход к организации процесса обучения – системно-деятельностный. Он задает другой подход к уроку, утверждает другие ценности: урок в частности и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого ученика, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.
Формирование метапредметных и личностных результатов предполагает активное включение учащихся в процесс обучения. Технология проблемного обучения становится педагогическим инструментом решения этой задачи.
Проблемное обучение, и как метод, и как технология, направлено на развитие творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. Именно поэтому технология проблемного обучения является одной из 17 технологий, выделенных Министерством Образования и Науки как современные, и предусматривается как ведущая технология обучения во многих УМК.
Поэтому моей целью является «Применение проблемного обучения на уроках математики для формирования метапредметных и личностных результатов.»
Задачи, которые необходимо решить для реализации данной цели:
1) продолжить изучать новаторские идеи для внедрения «проблемного обучения»;
2)определить психолого-педагогические основы проблемного обучении;
3) определить роль и место проблемного обучения на уроках математики;
4) разработать методику использования элементов проблемного обучения на уроках математики.
На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Выделены четыре главных условия успешности проблемного обучения:
- обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
- обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого;
- необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
Важным этапом проблемного обучения является создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Ее введением и осознанием завершается первый этап.
На втором этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему.
Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
- Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам их решает; учащиеся лишь мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале урока «Площадь поверхности цилиндра», мы с учащимися решаем задачу: « Мама перед уходом на работу дала задание покрасить бочку для воды. Сколько потребуется краски для покраски поверхности бочки, если известна высота и радиус бочки и на 1 метр поверхности приходится 150 гр. краски. И учащиеся решая задачу понимают, что у них не достаточно знаний для решения этой задачи и тут возникает необходимость введение формулы площадь поверхности цилиндра.».
- Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на практических работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Например, при изучении геометрического материала я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск.
- Самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в научно-исследовательской работе) с последующим контролем учителя. Это уже выход учащихся на научно-практические конференции, участие в краевых и всероссийских олимпиадах.
Для уроков математики характерно создание проблемной ситуации с затруднением, когда возникает противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, а также использование подводящего к теме диалога и сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно», обеспечивающего принятие темы учениками. Причем данный прием эффективен при работе, как с учащимися младших классов, так и в старшей школе.
Рассмотрим несколько уроков математики, где были использованы приемы и методы проблемного обучения.
Математика 5 класс. Проблемное изложение нового материала.
Изучение новой темы начинаю с постановки вопроса:
На доске записать:
39+ 67; 27 – d; 44 + с; 127 – 33; а + в; 59 – 28;
- Ребята, скажите , на какие две группы можно разделить эти выражения?
- Запишите выражения в 2 столбика
39+67; 27-d;
127 – 33; 44 + с;
59-28; а + в;
- почему вы их так разделили?
- придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные).
- сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске:
«Числовые и буквенные выражения»
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Пример: Урок математики в 5 классе по теме « Сравнение дробей»
Дана дробь:
- Ребята, что изображено на доске? (ответы детей). Как вы поняли, что это дробь, а не натуральное число? (ответы детей) Скажите, что показывает знаменатель; числитель; дробь.
Поочередно на слайде появляются дроби: , , , , ,
- Учитель: я разделила арбуз на 12 равных частей и 5 из них съела. Моя доля в арбузе составила
По аналогии ребята проговаривают каждую дробь, появляющуюся на доске
- А теперь давайте вспомним кто, сколько долей арбуза съел: Учитель – 5, Саша – 5, Наташа - 5 … Получили числовой ряд: 5 5 5 1 2 3. Расставьте эти числа в порядке возрастания. Сравните их. Какое из них наименьшее, какое наибольшее? (Дети очень быстро дают правильный ответ: 1‹2‹3‹5)
- Каким способом вы определили очередность данных чисел? Сколько способов сравнения чисел вы знаете? (Порядковый счет, с помощью координатного луча)
- Ребята, как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?
Предложения детей. Направление их рассуждений к теме «Сравнение дробей».
Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Приём «Яркое пятно».
Пример :Урок математики в 5 классе по теме «Угол».
Анализ | Учитель | Ученики | |
Постановка проблемы | «яркое пятно» Тема | - Сегодня мы познакомимся с фигурой, но какой – вы догадаетесь сами. Я буду предлагать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить одним словом. Первые буквы слов и образуют тему урока. – Какими единицами моряки измеряют скорость? - Старинная монета, равная половине копейки? - Как называют прямую линию, соединяющую две точки? - Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки? - Какое слово я загадала? - Значит, тема урока? | - Узлами.
- Грош.
- Отрезок.
- Локоть.
-Угол. - Угол. |
Поиск решения учебной проблемы. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников.
Пример :Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Анализ | Учитель | Ученики | |
Постановка проблемы |
Вопрос на новый материал
Побуждение к осознанию проблемы Побуждение к проблеме Тема | - Посмотрите на примеры на доске. - Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны? - Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? - Так чего мы ещё не знаем? Фиксирует на доске вопрос. | 2*2*2*2*2 5*5*5 6*6 - Два умножить на пять, пять умножить на три, шесть умножить на два. - Записать число, которое получится при вычислении. (Проблемная ситуация) - Несколько разных мнений. (Осознание противоречия) - Как короче записывать произведение? (Вопрос) |
На современном этапе развития обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Поэтому перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Именно такой технологией обучения детей большинство ученых признают проблемное обучение, без которого, по их мнению, невозможно развитие интеллектуальных способностей.
Таким образом, проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся; самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Литература:
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М., 2011.
- Методика преподавания математики в средней школе. – М., «Просвещение», 1980.
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.: ил. – ISBN 5-09-001290-3
- Никифоровский В.А. В мире уравнений. – М.: Наука, 1987. – 176 с. (Серия «История науки и техники»).
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики:Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.:Просвещение, 2013. – 287 с.: ил. – ISBN 5 -09-000412-9
- Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика: Учебн. для 5 кл. сред. шк. – Санкт-Петербург: Макет, 2014. – 256 с.: ил. – ISBN 5-298-05973-8
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. М.Марков
Актуальность Актуальная значимость данной темы педагогического опыта заключается в том, что при переходе к стандартам нового поколения меняется роль учителя и ученика, меняется стиль их взаимодействия. Ученик – активный, творческий, мыслящий, ищущий участник процесса обучения, который умеет работать с информацией, умеет делать выводы, анализировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Учитель же выполняет роль успешного организатора процесса, в котором ученик может развивать все перечисленные выше мыслительные операции.
Задачи: 1 ) определить психолого-педагогические основы проблемного обучении; 2) определить роль и место проблемного обучения на уроках математики; 3) продолжить изучать новаторские идеи для внедрения «проблемного обучения »; 4) разработать методику использования элементов проблемного обучения на уроках математики.
Теоретико-методологическую основу педагогического опыта составили: теория мышления в интеллектуальном развитии (С.Л. Рубинштейн); проблемное и развивающее обучение (Н.А. Менгинская, Г.Я. Гальперин, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др.); самостоятельная исследовательская деятельность (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег); проблемное обучение (В. Оконь, Ч. Куписевич, И. Петков, М. Марков).
П роблемное обучение (технология проблемного обучения) - такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Главные условия успешности проблемного обучения : обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы ; обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного ); значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого ; - необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда с вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися.
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения: Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции, либо диалогическом режиме семинара; Частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на практических работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед; Самостоятельная исследовательская деятельность , когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее (в научно-исследовательской работе) с последующим контролем учителя. Это уже выход учащихся на научно-практические конференции, участие в краевых и всероссийских олимпиадах.
постановка проблемы подводящий к теме диалог «яркое пятно» в форме шуточного стихотворения игровые моменты исторические экскурсы жизненные факты противоречия между необходи- мостью выполнить определенное задание и невоз- можностью его осуществить специальное домашнее задание занимательные задачи научно- популярные рассказы
Проблемное изложение нового материала Изучение новой темы начинаю с постановки вопроса: На доске записать: 39+ 67; 27 – d ; 44 + с; 127 – 33; а + в; 59 – 28; - Ребята, скажите , на какие две группы можно разделить эти выражения? - Запишите выражения в 2 столбика 39+67; 27- d ; 127 – 33; 44 + с; 59-28; а + в; - почему вы их так разделили? - придумайте название каждому столбику: (числовые и буквенные). - сформулируйте тему сегодняшнего урока. Дети формулируют тему урока, а я записываю ее на доске: «Числовые и буквенные выражения»
Проблемный диалог
Анализ Учитель Ученики Постановка проблемы «яркое пятно» Тема - Сегодня мы познакомимся с фигурой, но какой – вы догадаетесь сами. Я буду предлагать вам вопросы, а вы попытаетесь на них ответить одним словом. Первые буквы слов и образуют тему урока. – Какими единицами моряки измеряют скорость? - Старинная монета, равная половине копейки? - Как называют прямую линию, соединяющую две точки? - Расстояние от концов пальцев до локтя согнутой руки? - Какое слово я загадала? - Значит, тема урока? - Узлами. - Грош. - Отрезок. - Локоть. -Угол. - Угол. Приём «Яркое пятно». Пример :Урок математики в 5 классе по теме «Угол».
Анализ Учитель Ученики Постановка проблемы Вопрос на новый материал Побуждение к осознанию проблемы Побуждение к проблеме Тема - Посмотрите на примеры на доске. - Как вы думаете, как записать короче произведение, в котором все множители равны? - Вопрос я задала один, и ответ должен быть один, а сколько вы высказали мнений? - Так чего мы ещё не знаем? Фиксирует на доске вопрос. 2*2*2*2*2 5*5*5 6*6 - Два умножить на пять, пять умножить на три, шесть умножить на два. - Записать число, которое получится при вычислении. (Проблемная ситуация) - Несколько разных мнений. (Осознание противоречия) - Как короче записывать произведение? (Вопрос) Поиск решения учебной проблемы. Пример :Урок математики в 5 классе по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».
П роблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся; самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебе; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения.
Литература: Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками. – М., 2011. Методика преподавания математики в средней школе. – М., «Просвещение», 1980. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: Кн. для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.: ил. – ISBN 5-09-001290-3 Никифоровский В.А. В мире уравнений. – М.: Наука, 1987. – 176 с. (Серия «История науки и техники»). Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики:Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. – М.:Просвещение, 2013. – 287 с.: ил. – ISBN 5 -09-000412-9 Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И., Жохов В.И. Математика: Учебн. для 5 кл. сред. шк. – Санкт-Петербург: Макет, 2014. – 256 с.: ил. – ISBN 5-298-05973-8
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение на уроках математики
Если на уроках математики применять проблемное обучение, то это будет способствовать повышению интереса школьников к изучению математики...
Проблемное обучение на уроках математики
Рассмотрены вопросы особенности проблемного обучения на уроках математики. Проблемное обучение доступно практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности б...
Применение методов проблемного обучения на уроках математики
«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.РубинштейнУровень развития умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достиг...
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Методы проблемного обучения на уроках математики.
Учебный предмет "математика" уникален в деле формирования личности.Образовательный, развивающий потенциал математики огромен.Не случайно ведущей целью математического образовантя является интеллектуал...
Проблемное обучение на уроках математики.
Задача учителя – научить школьника не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать его способности. Чтобы стимулировать творческую деятельность учащихся, надо излагать учебный материал особ...
"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"
В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....