Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Методические рекомендации педагогам по подготове учащихся к выполнению заданий с решением. в 2016г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.docx21.38 КБ
Файл podgotovka_k_ege.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

«Алгоритмизация мыслительной деятельности школьников при подготовке к решению задач ЕГЭ и ГИА. Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике».

Егорова Н.М. учитель математики МБОУ Белоярская СШ

Вступительное слово.

             Экзамен по ЕГЭ и ГИА по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.  В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

              Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

                Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.

               Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ГИА можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

             Ориентируясь на данные компоненты, актуальными вопросами в подготовке к ЕГЭ и ГИА  являются следующие:

-организация информационной работы по подготовки учащихся     к     ЕГЭ;

-мониторинг качества;

-психологическая подготовка к ЕГЭ.

                   ЕГЭ – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образование и овладеть профессиональными навыками.

                    Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

            Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

             Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике.

             В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

            Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ученика. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

             Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ГИА по математике возникает необходимость научить учащихся старших классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор и таблицы. Заметим, что многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного решения задачи, в рамках теста совершенно не требуют этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.

           Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

          Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

         Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи:

1) воспроизводство и корректировка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2) контроль состояния знаний учащихся;

3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.

         Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.

          Если в 5-6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби , то в старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма. Например, на уроках математики мы используем УС по темам:

7 класс:

1) Запись чисел в стандартном виде и действия с ними.

2) Формулы сокращенного умножения.

3) Решение простейших ЛУР.

4) Действия со степенью.

5) График линейной функции.

8 класс:

1) Линейные неравенства и числовые промежутки.

2) Решение простейших линейных неравенств.

3) Решение КВУР с помощью теоремы Виета и частных случаев.

4) Решение КВУР рациональными способами.

5) Арифметический квадратный корень и его свойства.

9 класс:

1) Решение неравенств 2 степени.

2) Преобразование графиков функций.

10 класс:

1) Формулы приведения.

2)Тригонометрические формулы.

3) Значения тригонометрических функций.

4)  Простейшие тригонометрические уравнения.

5) Функции, обратные тригонометрическим.

6) Свойства логарифмов.

7) Простейшие показательные уравнения и неравенства.

8) Простейшие логарифмические уравнения и неравенства

11 класс:

  1. Вычисление производных
  2.  Преобразование графиков функций
  3.  Вычисление первообразных .

.

              Практика показала, что систематическая работа с УС способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение КВУР, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.

 

Методические рекомендации по подготовке выпускников к выполнению заданий ЕГЭ  с развёрнутым  ответом

Критерии проверки задания 15. Слайды 2 – 10.

Основные ошибки – результат низкого уровня теоретической подготовки. Необходимо проведение зачётов по тригонометрическим формулам, значениям тригонометрических функций табличных углов, методам решения уравнений, навыкам отбора корней различными способами с обязательным показом на окружности.

Обратить внимание на различие метода решения однородных уравнений и метода разложения на множители, на решение квадратных уравнений с иррациональными коэффициентами, на применение способа группировки при решении уравнений.

Критерии проверки задания 16. Слайды 12-14.

Обратить внимание на теоретические основы решения стереометрических задач, на условия перпендикулярности прямых в пространстве и на плоскости, свойства медиан, биссектрис, высот.

При изучении теоремы Пифагора уделить особое внимание применению обратной теоремы Пифагора. Довести до автоматизма решение треугольников с использованием тригонометрических функций углов

Критерии проверки задания 17. Слайды 16-20.

Обратить внимание на отработку методов решения рациональных неравенств, в том числе метода интервалов. (Рассмотреть применение метода интервалов с помощью неравенств на слайдах).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Егорова Наталья Михайловна , учитель математики МБОУ Белоярская СШ Анализируем результаты ЕГЭ 15 готовимся к ЕГЭ 16

Слайд 6

В работе имеется, как минимум, два недостатка. Первый из них – прямая ошибка, которую нельзя отнести к вычислительным: в пункте а ответ должен быть период πn/2. Значит, уже не более 1 балла. Второй – не описано, как проведён отбор корней. Поэтому правильный ответ в пункте б, который никак не может быть получен из пункта а, не дает возможности поставить 1 балл. Ситуацию мог бы выручить рисунок, по которому было бы видно как происходит отбор корней уравнения, но рисунка нет. Значит, 0 баллов

Слайд 7

Как минимум, две серьёзные ошибки: в формуле приведения и при «сокращении» на cosx . Оценка эксперта: 0 баллов.

Слайд 8

ЕГЭ 2015. Задание 15 № 509947. а) Решите уравнение б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Решение. Сведём уравнение к квадратному относительно синуса, используя формулу б) С помощью числовой окружности отберём корни, принадлежащие отрезку (см. рис.), получим число Ответ:а ) б) ЕГЭ 2015. Задание 15 № 509968. а) Решите уравнение б) Укажите корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Уравнение примет вид б) Ответ: а)

Слайд 9

Деятельность учителя по организации подготовки задания 15: Основные ошибки – результат низкого уровня теоретической подготовки выпускников . Необходимо проведение зачётов по тригонометрическим формулам, значениям тригонометрических функций табличных углов, методам решения уравнений, навыкам отбора корней различными способами с обязательным показом на окружности. Обратить внимание на различие метода решения однородных уравнений и метода разложения на множители, на решение квадратных уравнений с иррациональными коэффициентами, на применение способа группировки при решении уравнений.

Слайд 12

Пример 3

Слайд 13

Задание 16 Обратить внимание на теоретические основы решения стереометрических задач, на условия перпендикулярности прямых в пространстве и на плоскости, свойства медиан, биссектрис, высот. При изучении теоремы Пифагора уделить особое внимание применению обратной теоремы Пифагора. Довести до автоматизма решение треугольников с использованием тригонометрических функций углов

Слайд 17

2015г.ЕГЭ. Задание 17 № 509970. Решите неравенство: Решение. Пусть t = 2 x , тогда неравенство принимает вид: Тогда либо 2 x = 2, откуда x = 1, либо 4 < 2 x < 8, откуда 2 < x < 3. Ответ: x = 1 , 2 < x < 3 2015г.ЕГЭ. Задание 17. Решить неравенство Ответ: Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (http://математика.решуегэ.рф)

Слайд 18

Задание 17 Обратить внимание на отработку методов решения рациональных неравенств, в том числе метода интервалов.

Слайд 19

ЕГЭ 2016 Проект демоверсии ЕГЭ по математике предлагает 8 заданий 1 части, нет задачи на нахождение экономичного варианта, осталось всего 19 заданий для профильного уровня. Для базового уровня добавлен большой справочный материал.

Слайд 20

подготовка к ЕГЭ портал www.EGE-Study.ru http://mathematics19.wordpress.com/ http://ege.edu.ru/ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (http://математика.решуегэ.рф) http://alexlarin.net/

Слайд 21

Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча … Успехов вам в новом учебном году


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Внеклассная работа. Методические рекомендации для подготовки химического КВНа.

Пример проведения КВН среди учащихся старших классов по химии....

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по географии.

В работе дан теоретический и практический материал по подготовке учащихся к ГИА....

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...

Методическая разработка "Методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся"

В методической разработке представлены методические рекомендации по подготовке и защите проектно-исследовательских работ обучающихся....

Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...