МИНИ – СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ПУТЬ УСПЕШНОГО ПОВТОРЕНИЯ
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс) на тему

Кочкина Елена Николаевна

Одна из причин низких баллов ОГЭ по математике в отсутствие чёткой, целенаправленной и систематической работы над повторением теории, применением этой теории на практике. В статье речь пойдет о мини-справочниках, которые особенно нужны для подготовки учащихся, не склонных к математике, «гуманитариев», которым как никому другому нужна уверенность, что и они преодолеют «порог ОГЭ». В итоге применения мини-справочников теория и формулы запоминаются легче, ученик сам определяет, что и когда повторять, педагог при анализе работ просто указывает, какую часть мини-справочника еще раз повторить или применить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochkina_e.n._statya.docx612.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИ – СПРАВОЧНИКИ ДЛЯ  ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ПУТЬ УСПЕШНОГО ПОВТОРЕНИЯ

                                                 

 Кочкина Е. Н.,

учитель математики МОУ

«Чокурдахская средняя общеобразовательная

школа им. А.Г. Чикачева» , п. Чокурдах.

                                                     

Аннотация.

Одна из причин низких баллов ОГЭ по математике в отсутствие чёткой, целенаправленной и систематической работы над повторением теории, применением этой теории на практике. В статье речь пойдет о мини-справочниках, которые особенно нужны для подготовки учащихся, не склонных к математике, «гуманитариев», которым как никому другому нужна уверенность, что и они преодолеют «порог ОГЭ». В итоге применения мини-справочников теория и формулы запоминаются легче, ученик сам определяет, что и когда повторять, педагог при анализе работ просто указывает, какую часть мини-справочника еще раз повторить или применить.

Ключевые слова: теория, практика, скрытое повторение, опоры, саморазвитие.

Введение

Работая в школе много лет, я наблюдала следующую картину: в 5 классе почти все ученики старательно учатся, затем, в силу многих причин у некоторых из них интерес к математике, да и к учёбе вообще, уменьшается. По моим наблюдениям, интерес к математике  гаснет из-за обилия определений, формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от неумения соотнести их с практикой применения. Или обратная картина - ученик правило выучил, а применить не может. С приходом в школу ОГЭ по математике в 9 классе, проблема повторения и расширения знаний  обострилась во много раз, особенно у тех учащихся, кто испытывает страх: «Я не сдам!». На мой взгляд, главный недочет пособий для  повторения и подготовки к ОГЭ по математике, состоит в том, что сначала повторяется теория, а потом рассматриваются примеры. Я попыталась связать теорию с практикой решения конкретных заданий с помощью мини-справочников.

Цель работы: создать надежную опору для повторения, подготовки к ОГЭ по математике.

Методы и приемы работы: 

1.Метод выделения смысловых «опор»;

2.Приёмы группировки и классификации готового материала;

3.Метод сжатия  и уплотнения подготовленного материала.

Работая над проблемой подготовки к ОГЭ по математике детей, не склонных к математике, я пришла к выводу, что если не помочь учащимся найти точку опоры при  повторении, они не перестанут бояться ОГЭ и наберут мало баллов.

Когда ученик  сначала повторяет теорию, затем решает задачи, он заведомо отделяет теорию от практики, как бы предполагая, что они могут существовать отдельно. В этом,  на мой взгляд,  и состоит заблуждение, что можно повторять теорию отдельно от практики. И в этом, возможно, кроется основная проблема неэффективности повторения вообще.

Более 10 лет назад, при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике в 10-11 классах я начала составлять информационные карты, в которых связала теорию с практикой решения конкретных заданий.  Карты я составила почти по всем ведущим темам математики 5-6 классов, по алгебре 7-11 классов, по некоторым темам геометрии 7-11 классов. На сайте сообщества взаимопомощи учителей я опубликовала  пособие для подготовки к ГИА по алгебре в 9 классе, в основу которого положено применение информационных карт. Я получила много откликов о том, что идея новая и пособие получилось оригинальное, полное и нужное. Пособие и комментарии можно найти по адресу: http://pedsovet.su/load/67-1-0-9274.

Информационные карты, применяемые на уроке при изучении новых тем, при повторении занимают стандартный лист А4, их очень удобно применять на уроках, консультациях, при повторении конкретных тем. Для итогового повторения в конце года, при повторении перед экзаменами, для решения тестов они громоздки и их много.

Учащиеся и педагоги часто используют справочники из серии «математика на ладони», они удобны, но в них много страниц, теория не связана с практикой. Тогда,   я вместе с учащимися  стала создавать из информационных карт мини - карты, а затем мы объединили  их в справочники.

В своё время учёный В.Ф.Шаталов предложил «метод опор», эту идею я и использовала для дальнейшей работы.  Используя идею сжатия материала, но при этом, сохранив краткий теоретический материал, я попробовала по каждой важной теме создавать мини - справочники. Моим ученикам, особенно неуверенным, это понравилось, они ощутили надежду, что и у них получиться запомнить правила, алгоритмы и решать дальше на чистом листе.

В каждую из тем, по которой созданы мини-справочники, включен необходимый теоретический материал, формулы, алгоритмы, правила (теория) и образцы решения заданий (практика). Для этого использовала приёмы группировки, классификации, выделение смысловых «опор», «сжатие», «уплотнение» материала открытого банк заданий для ОГЭ по математике. В моей копилке мини-справочники по ключевым темам математики, алгебры, геометрии, заданиям ОГЭ и ЕГЭ.  Примером может служить: страница по алгебре:

Или по геометрии:

Заключение.

Составление информационных карт, а затем и мини – справочников стало эффективным   способом  систематизации изученного материала по математике.

При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, при итоговом повторении уже не нужно искать теорию, образцы решения заданий, а можно лишь соединить некоторое количество готовых мини - справочников. Использование такого подхода ведет к тому, что повторение, а значит и подготовка к экзаменам, идет постепенно, как бы «скрыто», но приводит к прочным знаниям и нужным в дальнейшей жизни навыкам. Итоги ОГЭ в 9 классе, где мы применяли мини – справочники с 7 класса (успеваемость 100%, качество 40%), показали, что мы на верном пути.

Особенностью этой деятельности, которая приводит к качественной подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, является то, что   «опоры», а затем  и справочники   учащиеся могут создавать для себя сами.  Как и ожидалось, самостоятельная работа по созданию мини – справочников позволила заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладели основными теоретическими положениями учебных тем и приобрели начальные исследовательские навыки.

Актуальность, перспективность, практическая значимость мини - справочников  заключается в том, что с их можно составлять  по любому предмету, поэтому опыт, представленный в данной статье,  будет интересен не только математикам, но и любым педагогам.

В итоге:

1. Формулы и правила, которые ребенок не может запомнить, порой ненавидит, постепенно становятся «родными»;

2. Ученик находит ответ на вопрос: «Зачем и как повторять?»;

3. Педагог не ищет каждый раз, что повторить конкретному ученику, а просто, указывает на нужный абзац в информационной карте;

4. Если научить учащихся создавать «опоры», «информационные карты», а затем  справочники самостоятельно, это позволит развивать их индивидуальные способности, а они будут пользоваться этим методом при дальнейшем обучении.

 

Список используемой литературы и материалов:

  1. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике
  2. Сайт: http://reshuege.ru/
  3. Сайт:  www1.ege.edu.ru.
  4. Шаталов. В.Ф. Точка опоры; Изд-во: М.: Педагогика, 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-справочник для начальной школы

Столкнулась с проблемой, что малышки иногда забывают ту или иную информацию. Сделала вот такую подсказку...

Мини-справочник по грамматике английского языка

Мини-справочник по грамматике английского языка представляет собой  краткое изложение всех основных моментов грамматики английского языка. Табличная форма позволяет системно пользоваться материал...

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

Мини-справочник по геометрии

Мини-справочник по геометрии содержит основные формулы и понятия за курс 7-9 классов....

Мини-справочник

Один из приемов, который я использую своей в работе для обучения детей....

Мини-справочник для подготовки к ОГЭ учащихся, слабо владеющих математикой, с опорой на справочный материал.

В отличие от моего пособия для ОГЭ и мини-справочника для ОГЭ, данное пособие содержит небольшое количество решенных заданий, справочного материала, но самых важных для начала подготовки и повторения....