рабочая программа 9 класа ( учебники: алгебра - п/р А.Г. Мордковича, геометрия - Л.С. Атанасян)
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Милешина Ольга Николаевна

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, требования к обучающимся, календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_________/_______________/

ФИО

Протокол № 1

 от «26» 08.2013 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 106 »

_______/____________________/

ФИО

от__________2013 г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «СОШ № 106»

________________/Ткачёва Н.В.

ФИО

Приказ № _______

от______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

МИЛЁШИНОЙ   ОЛЬГИ   НИКОЛАЕВНЫ

высшая категория

по математике

9 класс

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от   «29» 08,2013  г.

2013 - 2014  учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка. ……………………………………………………..стр.
  2. Учебно-тематический план………………………………………………… стр.
  3. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной     программе………………………………………………………………………. стр.
  4. Перечень учебно-методического обеспечения. ………………………….. стр.
  5. Список литературы (основной и дополнительной)..………………………стр.
  6.  Календарно-тематическое планирование………………………………… стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

            Согласно базисному учебному плану средней (полной) школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и в продолжение начатой в 7 – 8  классах линии, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект. Программы  общеобразовательных учреждений. сост. Т.А. Бурмистрова. -  М.: Просвещение, 2009. -  128 с. Рабочая программа математике для 9 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Алгебра 9» А.Г. Мордкович, П.В. Семенов; «Геометрия 7 – 9» Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

        Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития:

• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

• формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

     2) в метапредметном направлении:

• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

    3) в предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Курс математики 9 класса включает следующие разделы: алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия, которые изучаются блоками. В соответствии с этим составлено тематическое планирование.

Содержание раздела «Алгебра» направлено на формирование у учащихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления и  овладение навыками дедуктивных рассуждений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов.

Раздел «Вероятность и статистика» – обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для формирования у учащихся умений воспринимать и критически оценивать информацию, представленную в различных формах.

Цель содержания раздела «Геометрия» – развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур и применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится 5 часов в неделю.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью материала и основано на практическом опыте.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных, контрольных работ и математических диктантов.

Календарно-тематическое планирование составлено на 170 уроков.

Контрольных работ - 13

Учебно-тематическое планирование по математике 9 класс

урока

Содержание учебного материала

Количество

часов

1-7

Повторение курса 7-8 класса

7

8-10

Линейные и квадратные неравенства

3

11

Повторение. Четырёхугольники. Площадь.

1

12

Входная контрольная работа

1

1.Рациональные неравенства и их системы  

13ч

13-16

Рациональные неравенства

4

17-19

Множества и операции над ними.

3

20-23

Системы рациональных неравенств

4

24

Обобщающий урок по теме «Рациональные неравенства и их системы»

1

25

Контрольная работа  №1 «Рациональные неравенства и их системы»

1

2.Векторы

8 ч

26

РНО. Понятие вектора.  Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки                                                                                      

1

27

Сумма двух векторов.  Сумма нескольких векторов. Законы сложения.                                                                                          

1

28

Вычитание векторов                                                      

1

29

Решение задач по теме «сложение и вычитание векторов»

1

30

Умножение вектора на число                                

1

31

Применение векторов к решению задач              

1

32

Средняя линия трапеции Повторение материала за 1 четверть                                        

1

33

Контрольная работа   за I четверть.

1

3.Системы уравнений

12 ч

34

РНО. Системы уравнений. Основные понятия

1

35-40

Методы решения систем уравнений

6

41-43

Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций

3

44

Обобщающий урок по теме: «Системы уравнений»

1

45

Контрольная работа  №3  «Системы уравнений»

1

4. Метод координат  

12 ч.

46

 РНО. Разложение вектора по двум векторам

1

47-48

Координаты вектора

2

49-50

Простейшие задачи в координатах

2

51

Решение задач методом координат

1

52-53

Уравнение окружности

2

     54

Уравнение прямой

1

55

Уравнение окружности и прямой.

1

56

Обобщающий урок по теме: « Метод координат»

1

57

Контрольная работа  №4  «Метод координат»

1

5.Числовые функции

23 ч

58-60

РНО. Определение числовой функции. Область определения, область значений функции

3

61-62

Способы задания функций

2

63-65

Свойства функций

3

66-68

Четные и нечетные функции

3

69

Обобщающий урок «Числовая функция. Свойства функции»

1

70

Контрольная работа  №5  «Числовая функция. Свойства функции»

1

71-72

Функции  , их свойства и графики

2

73-74

Функции  , их свойства и графики

2

75-76

Обобщение  изученного во II четверти

2

77-78

Контрольная работа за II четверть

2

79-80

Функция у=3√х, её свойства и график.

2

6.Соотношение между сторонами и углами треугольника  

     11 ч.

81-82

РНО. Синус, косинус и тангенс угла

2

83

Теорема о площади треугольника

1

84-85

Теоремы синусов и косинусов

3

86-87

Соотношение между сторонами и углами треугольника

2

88

Решение треугольников

2

90--89

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

1

90

Контрольная работа  №7  «Соотношения в  ∆- ке, скалярное произведение векторов»

1

7. Прогрессии

16 часов

91-94

РНО. Числовые последовательности

4

95-96

Арифметическая прогрессия

2

97-99

Формула суммы n первых членов прогресcии

3

100-101

Геометрическая прогрессия

2

102-104

Формула суммы n первых членов прогрессии

3

105

Обобщающий урок  «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

1

106

Контрольная работа  №8 «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

1

8.Длина окружности и площадь круга

12 ч.

107

РНО. Правильный многоугольник

1

108

Окружность, описанная около правильного многоугольника и  вписанная в правильный многоугольник

1

109

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

110-111

Решение задач  по теме «правильный многоугольник»

2

112-113

Длина окружности

2

114-115

Площадь круга и кругового сектора

2

116

Обобщение по теме «длина окружности и площадь круга»

1

117

Р/з по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

118

Контрольная работа  №9 «Длина окружности и площадь круга»

1

11.Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.

12 ч

119-121

Комбинаторные задачи.

3

122-124

Статистика - дизайн информации

3

125-126

Простейшие вероятностные задачи

2

127-128

Экспериментальные данные и вероятности событий

2

129

Обобщающий урок  «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

130

Контрольная работа  №10 «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

1

12.Движение

7 ч.

131

РНО. Движения. Свойства движений

1

132

Решение задач  по теме «понятие движения, осевая и центральная симметрии»

1

133

Параллельный перенос

1

134

Поворот

1

135

 Решение задач  по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

136

Обобщающий урок по теме «Движения»

1

137

Контрольная работа №11 «Движения»

1

138-153

13.Повторение.

16 часов

Выражения и их преобразования

1

Уравнения.

1

Системы уравнений.

1

Неравенства

1

Функции.

1

Координаты и графики

1

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

1

Решение текстовых задач.

1

Соотношение между сторонами и углами треугольника

1

Признаки подобия треугольников.

1

Площади фигур.

1

Окружность. Центральные и вписанные углы.

1

Многоугольники, вписанные в окружность. Многоугольники, описанные около окружности.

1

Длина окружности. Площадь круга.

1

154-155

Итоговая контрольная работа

2

156

Анализ контрольной работы

1

156-162

Решение вариантов ГИА, заданий открытого банка заданий ГИА.

6

163-166

Пробная экзаменационная работа

4

167

Анализ ошибок, допущенных в работе

1

12.Начальные сведения из стереометрии

3 ч.

168

Многогранники

1

169

Тела и поверхности вращения

1

170

Об аксиомах   планиметрии

1

Требования к уровню подготовки выпускников

Изучение математики в основной школе обеспечивает достижение следующих результатов развития:

личностные:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

метапредметные:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задачи;
  • понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

предметные:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;

       В результате изучения алгебры, элементов комбинаторики и статистики       обучающиеся 9 класса должны

знать/понимать

  • понятия: рациональное неравенство, равносильные неравенства, система неравенств, алгоритмы решения рациональных неравенств, систем неравенств;
  • понятие уравнения с двумя переменными, системы уравнений с двумя переменными; методы решения систем уравнений;
  • понятия: функция, область определения функции, область значения функции, монотонность функции, ограниченность функции сверху и снизу, наименьшее и наибольшее значение функции, чётность и нечётность функции, промежутки знакопостоянства функции;
  • понятия: числовая последовательность, n-й член последовательности, монотонная последовательность, арифметическая прогрессия, разность арифметической прогрессии, геометрическая прогрессия, знаменатель геометрической прогрессии;
  • теорию множеств, методы решения комбинаторных задач, формулу для подсчёта вероятности, виды случайных событий, методы статистической обработки.

уметь

  • решать рациональные неравенства, используя алгоритм, методом интервалов; решать системы неравенств;
  • решать уравнения с двумя переменными, решать системы уравнений с двумя переменными методом подстановки, методом алгебраического сложения, методом введения новой переменной, графическим методом;
  • строить графики функций у=хn, у=х-n, у=, рассматривать их свойства;
  • задавать числовую последовательность, находить n-й член  и сумму n-членов арифметической и геометрической прогрессий;
  • решать простейшие комбинаторные задачи, простейшие вероятностные задачи, применять методы статистической обработки данных при решении задач.

знать:

  • законы сложения векторов, уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника;
  • свойства умножения вектора на число;
  • какой отрезок называется средней линией трапеции;
  • формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;
  • уравнения окружности и прямой;
  • как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, доказывать основное тригонометрическое тождество,  формулу для вычисления координат точки;
  • доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов;
  • определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах,  его свойства;
  • определение правильного многоугольника, теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник;  формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной  в него окружности;
  • формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора;
  • что такое отображение плоскости на себя,  определение движения плоскости и его виды.

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Перечень учебно-методического обеспечения

В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает:

1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2011

2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2011

3. Геометрия, 7-9: Учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузрв, С.Б. Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2010.-384 с

     3. Зубарева И.И. Методическое пособие для учителя, 2014.

     4. Геометрия. Рабочая тетрадь для тренировки и мониторинга. 9 класс/Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, - Ростов-на-Дону: Легион, 2014. -160с.

5. Математика с конспектами за 7 уроков. 9 класс. / Н.В. Лахова.  – СПб: Тригон, 2010

- таблицы

- раздаточный материал

- материалы для итогового и промежуточного контроля

- тестовые задания

       Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– репетитор по математике (Кирилла и Мефодия);

–электронное сопровождение курса Алгебра 9 «Учебный мультимедиа-продукт к  учебнику и задачнику А.Г. Мордковича «Алгебр9» 8 класс, Мнемозина, 2008

Интернет-ресурсы:

 - сайты:www.mioo.ru

             www.math.ru

             www.aiexlarin.ru

             www.aiexlarin.narod.ru

             www.1september.ru

                       uztest.ru

             http://www.edu.ru/

             http://fipi.ru/

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература для учителя

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 частях. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.-М.:Мнемозина, 2011
  2. Алгебра. 9 класс. В 2 частях. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.-М.:Мнемозина, 2011
  3. Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2011.
  4. Изучение геометрии в 7 – 9 классах. Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков: Просвещение, 2010.
  5. Алгебра, 9 класс. Контрольные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова: Мнемозина, 2014.
  6. Алгебра, 9 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.А. Александрова: Мнемозина, 2013.
  7. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер: Просвещение, 2013.
  8. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершов: Илекса, 2011.
  9. Геометрия: задачи на готовых чертежах: 7-9 классы/ Э.Н. Балаян.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.-188 с.- (Большая перемена)
  10. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова, Г.М.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2013
  11. Е. Е. Тульчинская. Алгебра 7, 8, 9 кл. Блицопрос: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2010.
  12. Л.А. Александрова. Алгебра  7, 8, 9 кл. : Контрольные  работы : Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2010.

Литература для обучающихся

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 частях. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.-М.:Мнемозина, 2011
  2. Алгебра. 9 класс. В 2 частях. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович.-М.:Мнемозина, 2011
  3. Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.: Просвещение, 2011.
  4. А.Г. Мордкович, Семенов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011.
  5. Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е. Алгебра: Тесты для 9 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2014
  6. Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса.- М.: Просвещение, 2011
  7. Факультативный курс по математике: Учебное  пособие для 9 кл. сред. шк. / Сост. И.Л. Никольская. – М.: Просвещение,2012
  8. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 9 класс / Терехова Т.В., Гусева И.Л., Рыбакова Н.В., Татур А.О. – М.: «Интеллект- Центр», 2013
  9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г.В.Дорофеев, Л.В.Кузнецова, Г.М.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2013
  10. Е. Е. Тульчинская. Алгебра 7, 8, 9 кл. Блицопрос: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / М. : Мнемозина, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа к учебнику Алгебра 9. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е.Феоктистов. / для углубленного изучения

Данная рабочая программа курса по алгебре для 9 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандар...

рабочая программа к учебнику Алгебра 8. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е.Феоктистов. / для углубленного изучения

Данная рабочая программа курса по алгебре для 8 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандар...

рабочая программа к учебнику Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е.Феоктистов. / для углубленного изучения

Данная рабочая программа курса по алгебре для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования с учетом требований федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа соответствует учебнику «Алгебра. 8 класс» / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2008.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письмен...

Рабочая программа к учебнику "Алгебра, 8 кл" Макарычева Ю.Н.

Рабочая программа к учебнику "Алгебра, 8 класс" Макарычева Ю.Н. составлена в соответствии с новыми требования. Содержит пояснительную записку, тематическое и календарное планирование, список УМК....

рабочая программа по учебнику "Алгебра и начала анализа, 10" авторов Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2009.

рабочая программа по учебнику "Алгебра и начала анализа, 10" авторов Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров, М.В. Ткачева и др. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2009....