Решение олимпиадных задач на тему инварианты
олимпиадные задания по алгебре (7 класс) на тему

Кашкин Алексей Александрович

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenieolimpiadnyh_zadach_na_temu_invarianty.pptx58.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инвариант – остаток от деления. Если в задаче, при делении данных чисел на какое-то число, остаток не изменяется, то, возможно, он является инвариантом. Для того, чтобы понимать, будет ли тот или иной остаток от деления инвариантом, решим следующие задачи.

Слайд 2

Задача Мише учитель математики поставил в дневник отметку «2». Миша, желая скрыть от мамы данный факт, порвал свой дневник на 4 части. Этого ему показалось мало, поэтому некоторые из этих частей (может быть и не все) он порвал на 4 части и так далее. Мама нашла 20 «кусочков» дневника. Все ли куски нашла мама?

Слайд 3

Решение: Для того, чтобы решить задачу, необходимо ответить на вопрос: «Какое число обрывков могло получиться?» Сначала Миша порвал дневник на 4 части. Если он порвал на 4 части один из четырех кусочков, то их станет 4+ 3 = 7. Если Миша и дальше будет рвать кусочки на 4 части, то их будет получаться 4 +6 = 10, 4 + 9 = 13, 4 + 12 = 16, 4 + 15 =19, 4 +18 =22 и так далее. Таким образом, кусочков может быть 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, … Значит, мама нашла не все кусочки. Можно заметить, что при делении каждого из этих чисел на 3 получается остаток 1. В данной задаче в качестве инварианта выступил остаток от деления на 3.

Слайд 4

Задача . Хулиганы Вася и Петя порвали школьную стенгазету, в которой была заметка об их плохой учебе. Причем Вася рвал каждый кусок на 5 частей, а Петя на 9. Заместитель директора школы, заметив такое безобразие, потребовала собрать обрывки стенгазеты. Ребята нашли 1999 обрывков. Все ли обрывки были найдены и почему?

Слайд 5

Решение: Рассмотрим, какое число обрывков могло получиться. Если Вася первоначально порвал стенгазету на 5 кусков, а затем один из кусков снова на 5, то всего их получается 9. Если теперь Вася будет дальше рвать некоторые куски на 5, а Петя на 9, то число кусков может получиться 5, 9, 13, 17, 21 и т. д. Можно заметить, что общее число кусков можно записать как 4 n +1. Так как 1999=499×4+3, то ученики собрали не все обрывки стенгазеты . В данной задаче в качестве инварианта выступил остаток от деления на 4.

Слайд 6

Инвариант – знак произведения. Сформулируем наиболее важное утверждение, которое используется при решении задач, где в качестве инварианта выступает знак произведения: Знак произведения нескольких (отличных от нуля) чисел определяется четностью количества отрицательных множителей.

Слайд 7

Приведем примеры: 1. Число (-1) × (-2) × (-3) × (-4) положительно, так как в произведении четное число отрицательных множителей. 2. Число (-1) × 2 × (-3) × 4 × (-5) отрицательно, так как в произведении нечетное число отрицательных множителей. Применяя это утверждение, решим следующие задачи.

Слайд 8

Задача . Квадрат 5×5 заполнен числами так, что произведение чисел в каждой строке отрицательно. Доказать, что найдется столбец, в котором произведение чисел так же отрицательно.

Слайд 9

Решение: Найдем произведение всех чисел в квадрате. Так как произведение чисел в каждой строке отрицательно, то и произведение всех чисел будет отрицательно. Но с другой стороны, произведение всех чисел равно и произведению чисел в столбцах. А так как произведение всех чисел отрицательно, то найдется столбец, в котором произведение чисел является отрицательным. Инвариантом в этой задаче является знак произведения всех чисел в квадрате – оно отрицательное.

Слайд 10

Задача. В каждую клетку квадратной таблицы размером 25×25 вписано произвольно одно из чисел: +1 или -1. Под каждым из столбцов записывается произведение всех чисел данного столбца, а справа от каждой строки – произведение всех чисел данной строки. Может ли сумма всех 50 произведений быть равной нулю?

Слайд 11

Решение: Перемножая все 50 произведений, мы получим 1, так как в каждое произведение любое из чисел, вписанных в клетки таблицы, войдет 2 раза - один раз в произведение по строкам, один раз – по столбцам. Тогда в число пятидесяти множителей будет входить четное число произведений, с «-1». Поэтому сумма четного числа произведений, с «1», и четного числа произведений, с «-1», не может быть равна 0. (Одинакового числа слагаемых не будет, так как 50 : 2 = 25 – число нечетное.) Инвариантом в этой задаче будет знак произведения 50 множителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика решения олимпиадных задач

Методика решения олимпиадных задач (презентация)...

Общие приемы решения олимпиадных задач

Олимпиадные задачи под частую ставят в тупик не только школьников, но и учителей. Трудно подобрать какой-либо способ их решения. Поэтому я постаралась выделить основные способы решеия олимпиадных зада...

Решение олимпиадных задач. Четность

Презентация:Решение олимпиадных задач....

Сборник задач по теме "Инварианты"

Сборник задач на разные виды инвариантов разработал мой ученик Зуев Михаил в рамках проектно-исследовательской работы " Инварианты".В сборнике представлены авторские решения всех задач.Данное пособие ...

Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...