Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
рабочая программа по физике (7, 8 класс) на тему

Мухина Ирина Дамировна

С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».

Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы, служит средством для развития самостоятельности в суждениях.  Необходимо, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул, законов, а было направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приёмах его анализа.

 

Направленность программы – естественно-научное

Вид образовательной деятельности – решение задач

 

Цель:  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения нестандартных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

 

Задачи.

Обучающие.

1.                     Способствовать развитию интереса к физике, к решению олимпиадных задач.

2.                     Развивать творческие способности при решении экспериментальных  задач.

3.                     Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.

Развивающие.

  1. Вырабатывать  умения и навыки переносить знания  на новые формы учебной работы.
  2. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных олимпиадных задач, связанных с практической деятельностью

Воспитательные.

1.      Воспитывать личность, способную анализировать и создавать индивидуальную  программу саморазвития.

 

Актуальность введения  курса «Решение олимпиадных задач по физике» связана с необходимостью научить обучающихся решать олимпиадные задачи, которые требуют от них ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развивать ассоциативное мышление и сообразительность.

Теоретические вопросы курса предусматривают рассмотрение основных физических законов по гидростатике, молекулярной физике, электродинамике и механике, и историю их открытия и использование в науке и технике. Обучающиеся знакомятся с минимальными сведениями о понятии «олимпиадная задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Кроме теоретических вопросов включены практические  – решение количественных и экспериментальных задач по предложенным разделам физики.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 10

 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО     на  НМС ЦДО                                                          “УТВЕРЖДАЮ”                                                  

_________________( Т.Г. Колегова)                                          Директор  МБОУ СОШ № 10

«_____»______________ 2014г.                                                   ___________ ( Е.В. Озерова)

                                      “__”__________2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« Решение олимпиадных задач по физике»

Возраст обучающихся – 7 класс

Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год

Численность  обучающихся в группе –

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 12-13 лет

Количество часов в год - 105

Педагог, реализующий программу: Мухина Ирина Дамировна

СУРГУТ

2014


Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2014/2015 учебный год

Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы, служит средством для развития самостоятельности в суждениях.  Необходимо, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул, законов, а было направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приёмах его анализа.

Направленность программы – естественно-научное

Вид образовательной деятельности – решение задач

Цель:  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения нестандартных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

 

Задачи.

Обучающие.

  1. Способствовать развитию интереса к физике, к решению олимпиадных задач.
  2. Развивать творческие способности при решении экспериментальных  задач.
  3. Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.

Развивающие.

  1. Вырабатывать  умения и навыки переносить знания  на новые формы учебной работы.
  2. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных олимпиадных задач, связанных с практической деятельностью

Воспитательные.

  1. Воспитывать личность, способную анализировать и создавать индивидуальную  программу саморазвития.

Актуальность введения  курса «Решение олимпиадных задач по физике» связана с необходимостью научить обучающихся решать олимпиадные задачи, которые требуют от них ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развивать ассоциативное мышление и сообразительность.

Теоретические вопросы курса предусматривают рассмотрение основных физических законов по гидростатике, молекулярной физике, электродинамике и механике, и историю их открытия и использование в науке и технике. Обучающиеся знакомятся с минимальными сведениями о понятии «олимпиадная задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Кроме теоретических вопросов включены практические  – решение количественных и экспериментальных задач по предложенным разделам физики.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

12-13 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

Количество часов в неделю

3

Общее количество часов в год

105

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

В курсе необходимо учащихся научить:

1. Работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, транслировать полученную информацию из одного вида в другой.

2. Использовать физические и математические модели, понимать их роль в физических задачах.

3. Составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач.

4. Находить общее в подходах к решению задач различных видов.

5. Использовать оценочные суждения при решении задач.

6. Использовать задачи для уточнения и углубления своих знаний.

7. Проверять физический смысл решений.

Материал для включения в программу курса отбирался по следующим принципам:

- доступность;

- научность;

- методическая и культурная традиции;

- интересность;

- завершенность;

Учащиеся научатся решать задачи повышенного уровня, осознают важность и значимость физической задачи и роль физических законов в развитии техники и науки. Освоят методы и алгоритмы решения олимпиадных задач. Методами оценки результатов изучения курса могут быть: решение экспериментальных задач, выполнение творческих работ, письменной работы, тестирование, проведение внутри школьной олимпиады по физике. Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципах. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический, исторический, коммуникативный и деятельностный принципы.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

Участие в школьном и муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Содержание программы

1. Физическая задача. Классификация задач  - 2 ч

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

2. Правила и примы решения физических задач – 6 ч

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Измерительные приборы – оружие физика. Виды физических приборов. Цена деления. Точность и погрешность измерений. Относительная и абсолютная погрешность.

3. Первоначальные сведения о строении вещества – 6 ч

Строение вещества. Молекулы и атомы. Основные положения МКТ строения вещества. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явления смачивания и несмачивания. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

4. Механика -85 ч

4.1 Взаимодействие тел – 32 ч

 Механическое движение. Относительность механического движения.   Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: траектория, перемещение, путь. Физический смысл скорости. Графическое представление движения и решение задач. Графический и координатный способы решения задач. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости  при неравномерном движении. Инерция и инертность. Измерение массы тела. Измерение объёма тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости, Закон Гука. Виды деформаций. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Виды сил трения. Динамометр.

Равнодействующая сил.

           4.2  Давление твердых тел, жидкостей и газов –32 ч

 Давление твёрдых тел. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс.  Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Сообщающиеся сосуды. Опыты, помогающие понять существование атмосферного давления. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Манометры. Гидравлический пресс. Насосы.

Архимедова сила. Легенда об Архимеде. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

4.3 Работа и мощность. Энергия - 25 ч

Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.

5. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач  - 2 ч

Учебно-тематический план

на 2014/2015учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

Физическая задача. Классификация задач

2

2

2

Правила и приемы решения задач

3

4

6

3

Первоначальные сведения о строении вещества

2

4

6

4

Механика

4.1

Взаимодействие тел

              8

24

         32

4.2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

              6

26

         32

4.3

Работа и мощность. Энергия.

             4

21

         25

5

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

2

2

ИТОГО ЗА ГОД

27

78

105

                                            Календарно-тематический план

        дата

                                                                         Тема

план

факт

                                      Физическая задача. Классификация задач. -2 ч

1

09.09

Значение задач. Классификация физических задач. Основные требования к составлению задач.

2

11.09

Структура задачи.

                                          Правила и приемы решения задач -6 ч

                                          Правила и приемы решения задач -5 ч

3

11.09

Методы решения учебных физических задач.

4

16.09

Общие требования при решении физических задач.

5

18.09

Способы  решения физических задач.

6

18.09

Способы записи содержания задачи. Способы записи решений задач.

7

23.09

Точность и погрешность измерений. Относительная и абсолютная погрешность.

8

25.09

Определение цены деления измерительных приборов.

                                 Первоначальные сведения о строении вещества-6 ч

9

25.09

Строение вещества. Молекулы. Основные положения МКТ строения вещества.

10

30.09

Определение размеров малых тел. Определение диаметра нити.

11

02.10

Броуновское движение. Определение увеличения, которое даёт оптический микроскоп.

12

02.10

 Решение задач по теме «Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах».

13

07.10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Смачиваемость и несмачиваемость.

14

0910

Решение задач по теме «Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов».

                                                                      Механика-89ч

                                                          Взаимодействие тел - 32ч

15

09.10

Механическое движение. Относительность механического движения.

16

14.10

Решение задач по теме «Основные  характеристики механического движения»

17

16.10

Физический смысл скорости. Скорость прямолинейного равномерного движения.

18

16.10

Изучение физических величин, характеризующих механическое движение.

19

21.10

Средняя скорость при неравномерном движении.

Решение задач по теме «Неравномерное движение».

20

23.10

Решение задач по теме «Неравномерное движение».

21

23.10

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

22

28.10

Решение графических задач по теме «Механическое движение».

23

30.10

Взаимодействие тел. Масса тела.

24

30.10

Инерция и инертность. Решение задач по теме «Взаимодействие тел».

25

06.11

Решение задач по теме «Взаимодействие тел».

26

06.11

Измерение массы тела на весах.  

27

11.11

Измерение объема тела.

28

13.11

Плотность вещества.

29

13.11

Решение задач по теме «Плотность вещества ».

30

18.11

Решение задач по теме «Плотность вещества ».

31

20.11

Решение задач по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности».

32

20.11

Определение плотности твердого тела.

33

25.11

Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.

34

27.11

Решение задач по теме « Сил.  Сила тяготения. Сила тяжести ».

35

27.11

Решение задач по теме « Сила упругости. Закон Гука».

36

02.12

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

37

04.12

Решение задач по теме « Вес тела ».

38

04.12

Решение задач по теме «Связь между силой тяжести и массой тела».

39

09.12

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

40

11.12

Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

41

11.12

Решение задач по теме «Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил ».

42

16.12

Сила трения. Виды сил трения.

43

18.12

Измерение силы трения с помощью динамометра.

44

18.12

Решение задач по теме « Сила трения ».

45

23.12

Трение в природе и технике.

46

25.12

Исследование силы трения скольжения.

          Давление твердых тел, жидкостей и газов - 32ч

47

25.12

Давление твёрдых тел.

48

13.01

Исследование давления твёрдых тел.

49

15.01

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».

50

15.01

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».

51

20.01

Определение давления эталона килограмма.

51

22.01

Давление газа. Газовые законы.

53

22.01

Решение задач по теме «Давление газа».

54

27.01

Давление жидкости. Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля.  

55

29.01

Решение задач по теме «Давление жидкости. Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля.

56

29.01

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

57

03.02

Исследование изменения давления жидкости с глубиной.

58

05.02

Решение задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда ».

59

05.02

Решение задач по теме «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда ».

60

10.02

Решение задач по теме «Давление жидкости. Зависимость давления от глубины».

61

12.02

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды ».

62

12.02

Решение задач по теме «Сообщающиеся сосуды ».

63

17.02.

Атмосферное давление. Опыты, помогающие понять существование атмосферного давления.

64

19.02

Решение задач по теме «Атмосферное давление на различных высотах».

65

19.02

Решение задач по теме «Атмосферное давление на различных

высотах ».

66

24.02

Решение задач по теме «Гидравлический пресс. Насосы ».

67

26.02

Решение задач по теме «Гидравлический пресс. Насосы ».

68

26.02

Архимедова сила. Легенда об Архимеде.

69

03.03

Решение задач по теме «Архимедова сила ».

70

05.03

Решение задач по теме «Архимедова сила ».

71

05.03

Решение задач по теме «Архимедова сила ».

72

10.03

Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

73

12.03

Плавание судов. Воздухоплавание.

74

12.03

Определение плотности деревянной линейки гидростатическим способом.

75

17.03

Выяснение условий плавания тел в жидкости.

76

19.03

Решение задач по теме « Плавание тел».

77

19.03

Решение задач по теме « Плавание тел».

78

24.03

Решение задач по теме «Воздухоплавание ».

                                                    Работа и мощность. Энергия -25ч

79

26.03

Решение задач по теме «Механическая работа ».

80

26.03

Решение задач по теме «Механическая работа ».

81

31.03

Решение задач по теме « Мощность ». 

82

02.04.

Решение задач по теме « Мощность ». 

83

02.04.

Изучение механической работы и мощности.

84

07.04

Простые механизмы. Простые механизмы в природе, быту и технике.

85

09.04

Выяснение условия равновесия рычаа.

86

09.04

Решение задач по теме «Рычаги. Равновесие сил на рычаге ». 

87

14.04

Решение задач по теме «Рычаги. Равновесие сил на рычаге ». 

88

16.04

Решение задач по теме «Блоки ». 

89

16.04

Решение задач по теме « Блоки». 

90

21.04

Решение задач по теме «Золотое правило» механики ». 

91

23.04

Решение задач по теме «Золотое правило» механики ». 

92

23.04

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

93

28.04

Определение положения центра тяжести плоской фигуры.

94

30.04

Определение положения центра тяжести плоской фигуры.

95

30.04

Коэффициент полезного действия механизма.

96

05.05

Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия механизма».

97

07.05

Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия механизма».

98

07.05

Определение коэффициента полезного действия подвижного блока.

99

12.05

Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.

100

14.05

Энергия. Виды механической энергии. Закон сохранения и превращения механической энергии.

101

14.05

Решение задач по теме « Энергия ».

102

19.05

Решение задач по теме « Энергия ».

103

21.05

Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.

             Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач  - 2 ч

104

21.05

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся).

105

26.05

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся).

Литература

1.Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1987.

  1. Вьюн В.А. Югорские олимпиады и турниры по физике. - Ханты-Мансийск.

  1. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А., Решение олимпиадных задач по физике-М: Школа -  Пресс,1999. ( Библиотека  журнала «Физика в школе». Вып.15 ).

  1. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. - М.: Просвещение, 2007.

5.  Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной            школы. 7 – 9 классы. – М.: Илекса, 2005.

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова. – М.: Илекса, 2007.

  1. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А. Физика. Контрольные работы. – Санкт-Петербург «Специальная литература», 1998.

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М.1001 задача по физике. – М.– Х.: Илекса, 1997.

  1. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. – М.: Просвещение, 2000.

  1. Усова А.В. Методы решения задач по физике. – М.: Просвещение, 2001.

                                            Информационно-компьютерная поддержка

  1. http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm
  2. http://www.shkolnymir.info/content/view/295/60/
  3. http://www.fizmatxim.narod.ru/
  4. http://fizportal.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 10

 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО     на  НМС ЦДО                                                          “УТВЕРЖДАЮ”                                                  

_________________( Т.Г. Колегова)                                          Директор  МБОУ СОШ № 10

«_____»______________ 2014г.                                                   ___________ ( Е.В. Озерова)

                                      “__”__________2014г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

« Решение олимпиадных задач по физике»

Возраст обучающихся – 8 класс

Срок реализации программы – 2014-2015 учебный год

Численность  обучающихся в группе – 11

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа – 13-14 лет

Количество часов в год - 105

Педагог, реализующий программу: Мухина Ирина Дамировна

СУРГУТ

2014


Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2014/2015 учебный год

Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы, служит средством для развития самостоятельности в суждениях.  Необходимо, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул, законов, а было направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приёмах его анализа.

Направленность программы – естественно-научное

Вид образовательной деятельности – решение задач

Цель  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения нестандартных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний

 

Задачи:

Обучающие:

  1. Способствовать развитию интереса к физике, к решению олимпиадных задач.
  2. Развивать творческие способности при решении экспериментальных  задач.
  3. Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.

Развивающие:

  1. Вырабатывать  умения и навыки переносить знания  на новые формы учебной работы.
  2. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных олимпиадных задач, связанных с практической деятельностью

Воспитательные:

  1. Воспитывать личность, способную анализировать и создавать индивидуальную  программу саморазвития.

Актуальность введения  курса «Решение олимпиадных задач по физике» связана с необходимостью научить обучающихся решать олимпиадные задачи, которые требуют от них ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развивать ассоциативное мышление и сообразительность.

Теоретические вопросы курса предусматривают рассмотрение основных физических законов по гидростатике, молекулярной физике, электродинамике и механике, и историю их открытия и использование в науке и технике. Обучающиеся знакомятся с минимальными сведениями о понятии «олимпиадная задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Кроме теоретических вопросов включены практические  – решение количественных и экспериментальных задач по предложенным разделам физики.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014/2015 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

13-14 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

11

Количество часов в неделю

3

Общее количество часов в год

105

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

В курсе необходимо учащихся научить:

1. Работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, транслировать полученную информацию из одного вида в другой.

2. Использовать физические и математические модели, понимать их роль в физических задачах.

3. Составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач.

4. Находить общее в подходах к решению задач различных видов.

5. Использовать оценочные суждения при решении задач.

6. Использовать задачи для уточнения и углубления своих знаний.

7. Проверять физический смысл решений.

Материал для включения в программу курса отбирался по следующим принципам:

- доступность;

- научность;

- методическая и культурная традиции;

- интересность;

- завершенность;

Учащиеся научатся решать задачи повышенного уровня, осознают важность и значимость физической задачи и роль физических законов в развитии техники и науки. Освоят методы и алгоритмы решения олимпиадных задач. Методами оценки результатов изучения курса могут быть: решение экспериментальных задач, выполнение творческих работ, письменной работы, тестирование, проведение внутри школьной олимпиады по физике. Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципах. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический, исторический, коммуникативный и деятельностный принципы.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

Участие в школьном и муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных олимпиадах и конкурсах.

Содержание программы

1.Физическая задача. Классификация задач  - 2 ч

Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

2.Правила и примы решения физических задач - 5  час

Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Точность и погрешность измерений. Относительная и абсолютная погрешность.

3.Механика -41 ч

3.1 Взаимодействие тел - 14ч

 Механическое движение. Относительность механического движения.   Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: траектория, перемещение, путь. Физический смысл скорости. Графическое представление движения и решение задач. Графический и координатный способы решения задач. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости  при неравномерном движении. Инерция и инертность. Плотность вещества. Сила. Виды сил.

Равнодействующая сил.

           3.2  Давление твердых тел, жидкостей и газов – 16 ч

 Давление твёрдых тел. Давление газа. Давление жидкости. Гидростатический парадокс. Опыт паскаля. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Сообщающиеся сосуды. Опыты, помогающие понять существование атмосферного давления. Гидравлический пресс. Насосы.

Архимедова сила. Легенда об Архимеде. Плавание тел.

3.3Работа и мощность. Энергия -11 ч

Механическая работа и мощность. Простые механизмы. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Определение положения центра тяжести плоской фигуры

4. Тепловые явления -19 ч

Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Решение задач на составление уравнения теплового баланса. Коэффициент полезного действия тепловых двигателей. Влажность воздуха. Определение относительной влажности воздуха.

5. Электродинамика -36 ч

5.1 Электрические явления-29 ч

Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений и применение их при решение задач. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Закон Кулона.

  1. Световые явления – 7 ч

Законы геометрической оптики. Решение задач на законы отражения и преломления света. Построение изображений, даваемых линзой. Формула тонкой линзы.

6. Обобщающее занятие -2 ч

Учебно-тематический план

на 2014/2015учебный год

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

Физическая задача. Классификация задач

2

2

2

Правила и приемы решения задач

5

5

3

Механика

8

33

41

3.1

Взаимодействие тел

              4

10

         14

3.2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

              4

12

         16

3.3

Работа и мощность. Энергия.

11

         11

4

Тепловые явления

1

18

19

5

Электродинамика

10

26

36

5.1

Электрические явления.

              9

20

         29

5.2

Световые явления.

              1

6

         7

6

7

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

2

2

ИТОГО ЗА ГОД

28

77

105

                                            Календарно-тематический план

        дата

                                                                         Тема

план

факт

                                      Физическая задача. Классификация задач. -2 ч

1.1

11.09

11.09

Значение задач. Классификация физических задач. Основные требования к составлению задач.

1.2

12.09

12.09

Структура задачи.

                                          Правила и приемы решения задач -5 ч

                                          Правила и приемы решения задач -5 ч

3.1

12.09

12.09

Методы решения учебных физических задач.

4.2

18.09

18.09

Общие требования при решении физических задач.

5.3

19.09

19.09

Способы  решения физических задач.

6.4

19.09

19.09

Способы записи содержания задачи. Способы записи решений задач.

7.5

25.09

25.09

Точность и погрешность измерений. Относительная и абсолютная погрешность.

                                                    Механика-41ч

                                                    Механика-41ч

                                                          Взаимодействие тел - 14ч

                                                          Взаимодействие тел - 14ч

8.1

26.09

26.09

Механическое движение. Относительность механического движения.

9.2

26.09

26.09

Физический смысл скорости. Скорость прямолинейного равномерного движения.

10.3

11.4

02.10

03.10

02.10

03.10

Средняя скорость при неравномерном движении.

Решение задач по теме «Неравномерное движение».

12.5

03.10

03.10

Решение задач по теме «Неравномерное движение».

13.6

09.10

09.10

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении.

14.7

10.10

10.10

Инерция и инертность. Решение задач по теме «Взаимодействие тел».

15.8

16.9

10.10

16.10

10.10

16.10

Решение задач по теме «Плотность вещества».

 Решение задач по теме «Плотность вещества».

17.10

17.10

17.10

Решение задач по теме «Сила. Виды сил».

18.11

17.10

17.10

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

19.12

23.10

23.10

Решение задач по теме «  Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил».

20.13

24.10

24.10

Исследование силы трения скольжения.

21.14

24.10

24.10

Измерение плотности жидкости с помощью ареометра.

          Давление твердых тел, жидкостей и газов - 16 ч

          Давление твердых тел, жидкостей и газов - 16 ч

22.1

30.10

30.10

Давление твёрдых тел. Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».

23.2

31.10

31.10

Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».

24.3

31.10

31.10

Давление газа. Решение задач по теме «Давление газа».

25.4

06.11

Давление жидкости. Гидростатический парадокс. Опыт Паскаля.

26.5

   

27.6

07.11

07.11

Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин.

Решение задач по теме «Давление жидкости. Зависимость давления от глубины».

28.7

13.11

Решение задач по теме « Сообщающиеся сосуды».

29.8

14.11

Решение задач по теме « Сообщающиеся сосуды».

30.9

31.10

32.11

14.11

20.11

21.11

Опыты, помогающие понять существование атмосферного давления.

Решение задач по теме « Атмосферное давление».

Изготовление баночного барометра.

33.12

21.11

Решение задач по теме «Гидравлический пресс. Насосы».

34.13

35.14

27.11

28.11

Архимедова сила. Легенда об Архимеде.

Решение задач по теме « Архимедова сила ».

36.15

37.16

28.11

04.12

Решение задач по теме « Плавание тел».

Определение плотности деревянной линейки гидростатическим способом.

                                                    Работа и мощность. Энергия -11ч

                                                    Работа и мощность. Энергия -11ч

38.1

05.12

Решение задач по теме «Механическая работа ».

39.2

40.3

05.12

11.12

Решение задач по теме « Мощность ». 

Решение задач по теме « Мощность ».

41.4

12.12

Решение задач по теме « Рычаги».

42.5

12.12

Решение задач по теме « Блоки».

43.6

18.12

 Решение задач по теме « Золотое правило» механики.

44.7

45.8

19.12

19.12

Решение задач по теме «Коэффициент полезного действия механизма».

Определение коэффициента полезного действия подвижного блока.

46.9

47.10

48.11

25.12

26.12

26.12

Решение задач по теме « Энергия ».

Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.

 Центр тяжести. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.

                                                          Тепловые явления -19 ч

49.1

15.01

Внутренняя энергия. Теплопередача и работа. Виды теплопередачи.

50.2

 

51.3

16.01

16.01

Решение задач по теме « Количество теплоты. Удельная теплоемкость».  

Решение задач по теме « Количество теплоты. Удельная теплоемкость».

52.4

    53.5

22.01

23.01

Решение задач по теме «Удельная теплота сгорания топлива».

Решение задач по теме «Удельная теплота сгорания топлива».

54.6

55.7

23.01

29.01

Решение задач по теме «Уравнение теплового баланса».

Решение задач по теме «Уравнение теплового баланса».

56.8

57.9

30.01

30.01

Решение задач по теме «Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах».

Решение задач по теме «Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах».

58.10

59.11

05.02

06.02

Решение задач по теме «Плавление и отвердевание».

 Решение задач по теме «Плавление и отвердевание».

60.12

13.02

Решение задач по теме «Испарение, конденсация, кипение».

61.13

13.02

Решение задач по теме «Испарение, конденсация, кипение».

62.14

13.02

Решение задач по теме «Испарение, конденсация, кипение».

63.15

64.16

65.17

13.02

19.02

20.02

Решение задач по теме « Тепловые двигатели».

Решение задач по теме « Тепловые двигатели». 

Решение задач по теме « Тепловые двигатели».

66.18

67.19

20.02

26.02

Экспериментальное определение относительной влажности воздуха.

Решение задач по теме «Влажность воздуха».

                                                                 Электродинамика-36ч

                                                             Электрические явления -29 ч

68.1

27.02

Электризация тел. Строение атома. Решение задач по теме «Электризация тел. Строение атома».

69.2

27.02

Электрическое поле. Решение задач по теме «Электрическое поле ».

70.3

71.4

72.5

05.03

06.03

06.03

Электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление.

Решение задач по теме « Электрический ток. Сила тока, напряжение,  сопротивление».

Решение задач по теме « Электрический ток. Сила тока, напряжение. сопротивление».

73.6

74.7

12.03

13.03

Закон Ома для участка цепи.

 Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи ».

75.8

76.9

13.03

19.03

Удельное сопротивление. Решение задач по теме «Расчет сопротивления проводников ».

Удельное сопротивление. Решение задач по теме «Расчет сопротивления проводников ».

77.10

20.03

Виды соединения проводников.

78.11

20.03

Составление схем электрических цепей.

79.12

80.13

26.03

27.03

Последовательное соединение проводников.

Решение задач по теме «Последовательное соединение проводников ».

81.14

82.15

83.16

27.03

02.04

03.04

Параллельное соединение проводников.

Решение задач по теме « Параллельное соединение проводников ». 

Решение задач по теме « Параллельное соединение проводников ».

84.17

85.18

86.19

87.20

03.04

09.04

10.04

10.04

Смешанное соединение проводников. 

Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников».

Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников». 

Решение задач по теме «Смешанное соединение проводников».

88.21

89.22

16.04

17.04

Работа электрического тока. 

Решение задач по теме «Работа электрического тока».

90.23

91.24

17.04

23.04

Мощность электрического тока. 

Решение задач по теме « Мощность электрического тока».

92.25

93.26

24.04

24.04

Закон Джоуля - Ленца.

Решение задач по теме «Закон Джоуля - Ленца».

94.27

95.28

96.29

30.04

07.05

08.05

Решение задач по теме « Расчет электрических цепей».

Решение задач по теме « Расчет электрических цепей».

Решение задач по теме « Расчет электрических цепей».

                                                                     Световые явления -7 ч                                                                                                                                                                                        

97.1

08.05

Прямолинейное распространение света. Решение задач по теме «Прямолинейное распространение света».

98.2

14.05

Отражение света. Решение задач по теме «Отражение света».

99.3

15.05

Изображение в плоском зеркале. Решение задач по теме «Изображение в плоском зеркале».

100.4

15.05

Преломление света. Решение задач по теме «Преломление света».

101.5

21.05

Построение изображения в линзах. Решение задач по теме « Построение изображения в линзах».

102.6

22.05

Формула тонкой линзы. Решение задач по теме «Формула тонкой линзы».

103.7

22.05

Глаз и оптические приборы.

                                                              Обобщающее занятие - 2ч

104.1

28.05

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся).

105.2

29.05

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (отчет учащихся).

Литература

1.Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1987.

  1. Вьюн В.А. Югорские олимпиады и турниры по физике. - Ханты-Мансийск.

  1. Козел С.М., Коровин В.А., Орлов В.А., Решение олимпиадных задач по физике-М: Школа -  Пресс,1999. ( Библиотека  журнала «Физика в школе». Вып.15 ).

  1. Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике. - М.: Просвещение, 2007.

5.  Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для основной     школы. 7 – 9 классы. – М.: Илекса, 2005.

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под ред. Орлова. – М.: Илекса, 2007.

  1. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А. Физика. Контрольные работы. – Санкт-Петербург «Специальная литература», 1998.

  1. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М.1001 задача по физике. – М.– Х.: Илекса, 1997.

  1. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. – М.: Просвещение, 2000.

  1. Усова А.В. Методы решения задач по физике. – М.: Просвещение, 2001.

                                               Информационно-компьютерная поддержка

  1. http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm
  2. http://www.shkolnymir.info/content/view/295/60/
  3. http://www.fizmatxim.narod.ru/
  4. http://fizportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задачи по физике для 8 класса с ответами

Можно использовать этот материал для проведения олимпиады по физике как в школе, так и в округе....

Программа дополнительного образования "Решение олимпиадных задач по физике" (8-9 класс)

В связи с современными направлениями в образовании, сама жизнь убедительно показала, что малоэффектно учить «всех всему». Программа "Решение олимпиадных задач по физике" предоставляет максимально широ...

Олимпиадные задачи по физике для 7 класса

Олимпиадные задачи по физике для 7 класса...

Олимпиадные задачи по физике в 10 классе

Данные задачи могут использоваться  при подготовке обучающихся  к  городской олимпиаде по физике....

Олимпиадные задачи по физике для 9-11 классов 2017

Олимпиадные задачи по физике для 9-11 классов 2017...

Кружок "Решение олимпиадных задач по физике" 9 класс

Я размещаю программу кружка по физике в 9 классе "Решение олимпиадных задач по физике"...