внеклассная работа по математике
методическая разработка по алгебре на тему

Кошелева Елена Германовна

В материале представлены разработки внеклассных мероприятий по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx57.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Великие математики»

«Декарт – философ и математик. В математике он явился одним из главных предшественников Ньютона и Лейбница. Кроме того, он положил начало учению о рефлексах; его бюст по просьбе И.П. Павлова был поставлен в Колтушах, у лаборатории великого физиолога. Он считается одним из основателей языка французской прозы. Начав с «влюбленности в поэзию», он остался ей верен, и последним его созданием была пьеса в стихах, написанная в Стокгольме. В области музыкальной эстетики ему принадлежит теоретическое обоснование учения об аффектах (зависимость эмоций от музыкальных темпов). Брат Декарта говорил, что недостойно брату парламентского советника унижаться до того, чтобы быть математиком….»

 И. Ньютон

В рождественскую ночь 1642г. в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик такой величины, что его можно было искупать   в пивной кружке. Через 22 года, во время Великой чумы 1664-1665 гг.. этот молодой человек, только что получивший в Кембридже звание бакалавра искусств, уехал в свою родную деревню Вулсторп. За эти два года он открыл  здесь, что белый свет может быть разложен на лучи различных цветов, изобрел математический анализ, сформулировал закон всемирного тяготения, а затем вывел из него Кеплеровы законы движения планет. Этого молодого человека звали Исаак Ньютон. Надпись на его надгробии в Вестминстерском  аббатстве, в Лондоне, гласит: «Пусть смертные радуются, что среди них жило такое украшение рода человеческого».

 Известно, что членом Лондонского королевства общества был сподвижник Петра I, светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Его академический диплом был подписан президентом Королевского общества сэром Исааком Ньютоном. 

Г.В. Лейбниц

Лейбниц пролагал новые пути как философ, юрист, теолог, историк, изобретатель, физик, естествоиспытатель, геолог, химик, политик, языковед, логик и наряду с этим как математик. В математике, где Лейбниц, по его собственным словам, был самоучкой, он изобрел  анализ позже Ньютона, но независимо от него.

Петр I во время своих неоднократных встреч с Лейбницем в Германии (1697, 1711-1712,1716) консультировался с ним по вопросам распространения просвещения в России и плана создания Академии наук в Петербурге и пожаловал его званием тайного советника юстиции русской службы. 

Н.И. Лобачевский

В течение двух тысячелетий Евклидова геометрия, непререкаемо воспринималась как единственно возможная. Кант, например, предъявлял в качестве, как он считал, философского доказательства пятого постулата тот факт, что он, Кант, не в состоянии представить себе противное…. Идеи Лобачевского поразили современников кажущиеся парадоксальностью, несоответствием с укоренившимися представлениями о пространстве. Гениальному математику до конца своих дней пришлось переживать драму новатора, не встречающего признания. 

Пифагор

Для нас Пифагор (VI в. до н.э.) прежде всего математик. Его именем названы улицы в некоторых городах мира. Его родина – остров Самос в Эгейском море в наше время переименован в Пифагорейон. В связи с переименованием греческое почтовое управление выпустило марку с изображением известной фигуры, символизирующей теорему Пифагора.

В древности было иначе. Многочисленные легенды рисуют Пифагора, прежде всего как религиозного пророка.

Математика была одной из составных частей религии пифагорейцев. Бог, учили они, положил числа в основу и мирового порядка. Бог – это единство, а мир – множество и состоит из противоположностей. То, что приводит противоположности к единству, и соединяют все в космос, есть гармония. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Кто до конца изучит эту божественную числовую гармонию, сам станет божественным и бессмертным.

Музыка, гармония и числа были неразрывно связаны в учении пифагорейцев. Математика и числовая мистика были фантастически перемешаны в нем. Однако из этого мистического учения выросла точная наука поздних пифагорейцев.

Пифагор считал, что число есть сущность всех вещей, и что вселенная представляет собой гармоническую систему чисел и их отношений. Об этом положении Ф.Энгельс писал: «Подобно тому, как число подчинено определенным законам, так подчинена им вселенная; этим впервые высказывается мысль о закономерности вселенной». 

Архимед

Архимед принадлежал к числу тех немногих гениев, творчество которых определило на века судьбу науки и тем самым судьбу человечества. В этом он похож с Ньютоном. Между творчеством обоих великих гениев можно привести далеко идущие параллели. Те же области интересов: математика, физика, астрономия, та же невероятная сила ума, способная проникать в глубь явлений, наконец,  та же популярность среди самой широкой публики. Действительно, из всех  математиков и физиков только Архимеда и Ньютона известны всему культурному человечеству, только с ними связано такое количество легенд и анекдотов.

Архимед был, одержим математикой. По словам Плутарха, он забывал о пище и совершенно не заботился о себе.

Исследования Архимеда относились к таким фундаментальным  проблемам, как определение площадей, объемов, поверхностей, центров тяжести, касательных и экстремумов. Для решения проблем он создал интегральные и дифференциальные методы, которыми мы пользуемся до сих пор: метод верхних и нижних сумм, характеристических бесконечно малый треугольник для определения касательных, метод сведения задач на экстремумы к определению касательных. Дальнейший прогресс в этом направлении означал бы создание интегрального и дифференциального исчислений, но для этого не хватало многих условий, а в самом математике – аналитической базы: буквенного исчисления, освоения более широкого класса функций, создания аналитического аппарата для их выражения. Исследования Архимеда не получили развития в древности. Дважды человечество открывало вновь Архимеда, и дважды ученые делали попытки продвинуться дальше по открытому им пути: первый раз – на арабском Востоке, второй – в Европе XVI – XVII вв. 

С.В. Ковалевская

Пожалуй, нет у нас школы без портрета С.В. Ковалевской. Ученики слышат о ней гораздо чаще, чем о любой другой женщине-математике. Девочку, если только она способный математик, независимо от её настоящего имени одноклассники именуют «наша Софья Ковалевская». В этом  имени – восхищение явлением. Это имя – символ! Прежде всего, символ щедрого таланта и яркого самобытного характера. Вы ней одновременно жили математик и поэт. Они одновременно родились, росли, учились, писали научные работы и стихи, читали лекции в Стокгольме и там же вместе встретили несправедливо раннюю смерть.

Уже с детских лет в Ковалевской поражает безошибочность выбора целей и верность как будто рассчитанных шагов к ним. Её цели всегда отвечают её интересам и соответствуют её силам, но и требуют всех сил.

Математические результаты, премирование двумя академиями, сделали бы их автора знаменитостью, по крайней мере, на его родине в наше время. Во времена же Ковалевской об её успехе и о ней писал и говорил весь мир, как о неслыханном чуде. Её заслуги признала и Петербургская Академия. Но царские чиновники отказали ей в праве на университетскую кафедру в России потому, что она женщина.

Проводился конкурс «Смекалистых». Эпиграфом этому конкурсу были слова:

«Недаром ребятам смекалка дана,
Во всем и всегда помогает она».

Условия конкурса вывешены рядом с этими словами. А на большом стенде учащимся предлагалось решить 10 заданий с рисунками. Вот они:

1. Это задача-шутка. Посмотрите, внимательно на рисунок. Сумма чисел в левой колонке равна 19, а в правой 20. Напишите на отдельных бумажках эти цифры и подумайте, как переместить только две из них, чтобы суммы были равны. (Ответ: надо поменять местами таблички 8 и 9, но при этом 9 повернуть так, чтобы получилось 6).

http://festival.1september.ru/articles/568998/2.gif

2.  Попробуйте при помощи арифметических действий с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 изобразить число 100. Ответ: (1+2+3-6+7+8+9-4)*5=100

3. Один старик прожил двадцать лет одних только пятниц. Сколько лет он прожил? (Ответ: 140 лет.)

4. Чтобы «забить» гол, надо подобрать к первому слову ещё три, каждое из которых отличается от предыдущего только одной буквой.

м

я

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г

о

л

(Ответ: меч, мел, мол.)

5. От куска материи в 20 м портной отрезает каждый день по 2 м. На какой день он отрежет последний кусок? (Ответ: на 9 день.)

Вопросы викторины.

  1. Какой знак нужно поставить между 6 и 5, чтобы получилось число, которое больше, чем 6, и меньше, чем 5? (Запятая)
  2. Какая разница между числом и цифрой?
  3. Пользуясь пятью двойками и знаками действий, запишите число 28.(22+2+2+2=28)
  4. Самая высокая гора на Земле – Джомолунгма. Её высота 8848 м. Сколько этажей имел бы дом высотой с эту гору, если считать, что расстояние между этажами 4 м? Ответ: 2212 этажей.
  5. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? (Свечи нигде не денутся.Их было 5, столько же и останется).
  6. Отгадайте ребус

РЕШАЕМ ВМЕСТЕ”.

Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно.

(1218 : 3 + 3785 x 68) x (371 + 23 x 78 – 2165)

ВЕСЕЛЫЕ  ВОПРОСЫ:

1. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.

А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок прилетело на урок ? (4)

2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.

Женя с Игорем пока – запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится? (6)

3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.

Сразу нас не сосчитать!

Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.

Мы по улице идём, говорят, что детский дом.

Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей? (6)

4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней,

Рыбак Евсей – 4 карасей,

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? (19)

5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –

Ровно на 3 меньше станет. (9)

6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад. Как зовут его? (Квадрат)

 КВН.

  1. Представление и приветствие команд.
  2. Разминка «Конкурс на внимательность»
  3. Конкурс капитанов.
  4. Отгадывание кроссворда.
  5. Составление слов из слова «Транспортир»
  6. Конкурс художников.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов. Награждение команд.

Состязание содействовало сплочению коллектива учащихся, укреплению их дружбы. Появились в школе новые художники и поэты, стало больше весёлых, остроумных общительных людей.

КВН (разработка)

В состязании участвовало 2 команды.

Учитель математики: Известный немецкий математик Карл Гаусс сказал: «Математика – царица всех наук». И как у каждой царицы, у неё есть государство, в котором бывают будни и праздники.

«Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая, сделать его немного занимательным» - писал Паскаль. И хотя математика по-прежнему кажется многим не только серьёзной, но и даже скучной наукой. Я считаю, что это неправда. Иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка. Сегодня мы в этом убедимся.

 Разминка. «Конкурс на внимательность»

Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтёшь невнимательно – вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Кто быстрее решит задачи?

  1. На березе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько)
  2. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  3. Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости? (Всегда)
  4. Разделить 100 на половину. (200)
  5. Величина угла 300. Чему она будет равна, если рассматривать угол в лупу с 2-кратным увеличением? (300)
  6. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/ч. В том же направлении – с востока на запад – дует ветер, но со скоростью 50 км/ч, в какую сторону отклоняется дым поезда? (Электропоезд бездымен)

 Конкурс капитанов.

Капитаны задают друг другу по два вопроса.

IV. Конкурс «Отгадывание кроссворда»

Первая русская женщина-математик (Ковалевская)

  1. Плоская геометрическая фигура.
  2. Замкнутая кривая.
  3. Вид параллелограмма.
  4. Вид четырехугольника.
  5. Часть прямой.
  6. Вид прямой.
  7. Замкнутая, выпуклая плоская кривая.
  8. Прямая, пересекающая другие линии.
  9. Правильный многогранник.
  10. Основное геометрическое понятие.

ОТВЕТЫ: 1. Круг. 2. Окружность. 3. Квадрат. 4. Параллелограмм. 5. Луч. 6. Перпендикуляр. 7. Овал. 8. Секущая. 9. Куб. 10. Трапеция. 11. Прямая.

Ответ: КОВАЛЕВСКАЯ (по вертикали).

Задание обеим командам. Составить как можно больше слов из слова «Транспортир»(в течение одной минуты.) Листы со словами сдаются жюри.

 «Конкурс художников». Задание командам. Изобразить с помощью геометрических фигур и математических символов человека. Проводиться в виде эстафеты.

Черный ящик!

То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша. Под теплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Вопрос. Что лежит в черном ящике? (Циркуль)

Ведущий: А теперь моя пора задать вам вопрос, уважаемые знатоки. Кто из величайших математиков древности провозгласил, что числа правят миром? Он понимал природу, умел слушать шум ветра, разговаривать с рекой. Кто он? (Пифагор).

Подведение итогов КВН. Награждение команд.

Заседание клуба «Знатоки математики»

Ведущий (учитель математики): Несколько лет назад была объявлена премия за сочинение на тему «Как человек без математики жил». Премия так и осталась не выданной, т. к., по-видимому, не нашлось сочинителя, который сумел бы описать жизнь человека, лишенного математических представлений. И действительно с математикой мы встречаемся ежедневно, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами. Если бы не математика, люди никогда не смогли осуществить полёты в космос. Без математики нельзя изучить ни физику, ни химию, ни географию, ни черчение и даже в рисовании без неё не обойтись! Вот такая она важная математика!

Сегодня встречаются две команды, команда «Треугольник» и команда «Квадрат», чтобы соревноваться в своих математических знаниях.

I гейм. «Гонка за лидером»

Команда «Треугольник»

  1. Что больше 23 или 32? (32>23)
  2. Могут ли два смежных угла быть равными 65° и 130°? (нет)
  3. Вынесите общий множитель за скобки: xy-y2. Ответ: y(x-y)
  4. В равнобедренном треугольнике один угол равен 100°, другой 40°. Какой из них лежит при основании? (40°)
  5. Упростить: http://festival.1september.ru/articles/568998/f_clip_image002.gifх? ()
  6. Что представляет график функции y = kx + b? (Прямая)
  7. Решите уравнение: x2= - 8. ( Нет корней)
  8. Зачем нужна рейсшина? (Для построения параллельных прямых)

 Команда «Квадрат»

  1. Какой цифрой оканчивается произведение 13*14*15*16*17? (0)
  2. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? (6 рукопожатий)
  3. Что представляет собой график функции y=ax2+bx+c? (Парабола)
  4. Вычислить ? (6)
  5. Решите уравнение: |x|= - 2 . (Нет корней)
  6. Как называется двенадцатигранник? (Правильный додекаэдр)
  7. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами 6, 8, 10? (Да)
  8. Переведите на древнегреческий язык «натянутая тетива». (Гипотенуза)

II гейм. «Спешите видеть»

III гейм. «Заморочки из бочки»

  1. Назовите первые вычислительные устройства, которыми пользовались в древности люди? (Пальцы рук)
  2. Немецкого математика называли королем математиков. В трехлетнем возрасте он делал поправки при расчетах. Кто он? (Карл Гаусс)
  3. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? (Теорема Пифагора)
  4. Какие числа при перевёртывании увеличиваются в полтора раза? (6 – 9)
  5. Какое слово в математическом предложении «Сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90°»? (Двух)
  6. Найти наименьшее число, которое при делении на 2 даст в остатке 1, при делении на 3, в остатке – 2 , при делении на 4, в остатке – 3? (11)
  7. Чему равен НОД чисел, если НОК равно произведению данных чисел? (1)
  8. Произведение, каких трех чисел равно их сумме? (1+2+3=1*2*3)

Слово жюри.

V гейм. «Дальше…»

 Команда «Треугольник»

  1. Часть прямой, соединяющая две точки? (Отрезок).
  2. Имеет ли прямая линия концы? (Нет)
  3. Очень плохая оценка знаний? (Двойка)
  4. Уравнение второй степени? (Квадратное)
  5. Сумма углов треугольника равна … (180°)
  6. Автор учебника «Алгебра»? (Макарычкв)
  7. Наименьшее натуральное число? (1)
  8. Сумма длин сторон многоугольника? (Периметр)
  9. Площадь квадрата со стороной а? (а2)
  10. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)
  11. Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? (Нет)
  12. Сколько медиан можно провести в треугольнике? (Три)
  13. Число разрядов в классе? (Три)
  14. Вертикальные углы … (Равны)
  15. Сотая часть числа? (Процент)
  16. 202= … (400)

 Команда «Квадрат»

  1. Сколько можно провести высот в треугольнике? (Три)
  2. Автор учебника «Геометрия»? (Погорелов)
  3. Формула пути? (S=v*t)
  4. Направленный отрезок? (Вектор)
  5. Какие числа используются при счете? (Натуральные)
  6. =… (11)
  7. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30° равен … (Половине гипотенузы)
  8. Радиус равен 3. Чему равна S круга? (9пи)
  9. Сумма углов четырехугольника? (360°)
  10. Очень хорошая оценка знаний … («5»)
  11. Есть ли края у плоскости? (Нет)
  12. Знак корня? (Радикал)
  13. sin30°=… ()
  14. Площадь прямоугольника?(S= a* b)
  15. В прямоугольном треугольнике отношение прилежащего катета к гипотенузе называется … (Koсинусом)
  16. Объем 1кг воды? (1литр)

Подведение итогов.

.


 

 

«Математик и бизнесмен»

Правила игры

1.В игре участвуют две (и более) команды, каждая из которых представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают себе президента банка (т.е. капитана команды).

2.Президент имеет право принимать окончательное решение по данному заданию игры.

3.Командам предлагается по очереди выбирать себе задания различной стоимости (например, от 50 р. до 200 р.) в зависимости от сложности.

4.Стартовый капитал каждой команды-500 р.

5.Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если ответ неправильный, то:

-капитал уменьшается на 100% стоимости задания, если другая команда даёт правильный ответ;

-капитал уменьшается на 50% стоимости задания, если другая команда не сможет ответить правильно.

6.Команда может продать своё задание сопернику или купить его задание по взаимному согласию.

7.На обдумывание задания даётся от 1 до 5 минут в зависимости от сложности.

8.Игра считается оконченной, если одна из команд обанкротилась или закончились все задания.

9.Победителем объявляется тот, в чьем банке будет больше «денег» по окончанию игры.

Задания

1.Какое число делится без остатка на любое целое число, отличное от нуля?

Ответ:0 (50 р.)

2.Найти число, одна треть которого составляет 12.

Ответ:36 (50 р.)

3.Разделить число 181 пополам так, чтобы в результате получилось 1.

Ответ:1 (100 р.)

4.Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе.

Ответ: 5 кг.(100 р.)

5.Используя все девять цифр и 0 (каждую из которых можно применять только один раз), запишите, возможно, меньшее число.

Ответ:1023456789 (50 р.)

6.Из двух селений навстречу друг другу выехали два велосипедиста: первый со скоростью 20 км/ч, второй-15 км/ч. Чему равно расстояние между ними за 2 ч. до встречи?

Ответ:70 км/ч.(120 р.)

7.Мальчик купил две книги, причём первая на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой?

Ответ: на 33 1/3 % (200 р.)

8.Напишите девять цифр:1,2,3,4,5,6,7,8,9.Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними знаки «+»или « - «(всего 3 знака) так, чтобы в результате получилось100.

Ответ:123-45-67+89=100(200 р.)

9.Какое делимое и частное равны между собой?

Ответ: Когда делитель равен 1 или делимое равно 0.(50 р.)

10.В квартире есть настенные часы с боем. Они отбивают полные часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов отобьют часы за сутки?

Ответ:180 ударов (180 р.)

11.Как нужно расставить знак «+» в записи 987654321, чтобы получилась сумма 99?

Ответ: 9+8+7+65+4+3+1+2=99 (180 р.)

12.Часы с боем отбивают один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?

Ответ:11 секунд (100 р.)

13.В семье у каждого из шести братьев есть по сестре. Сколько детей в этой семье?

Ответ:7 (100 р.)

14.Три разных числа сначала сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа?    Ответ:1,2,3 (30 р.)

 

Математическая игра « Счастливый случай»

 

Гейм 1. «Дальше… Дальше… Дальше…» (вопросы задаются в течение 1 минуты)

Вопросы первой команде:

1. Дайте определение понятию «процент»                                                        (сотая часть числа)

2. Найдите 1% рубля.                                                                                           (1 копейка)

3. Число разрядов в классе.                                                                                 ( три)

4. Какой буквой записывалось число 50 в Древнем Риме.                              (L)

5. Формула площади прямоугольника со сторонами а и b.                             (S= ab)

6. Единица измерения скорости на море.                                                          ( узел)

7. Как найти неизвестное делимое?                                                                   (частное • делимое)

8. Третья буква древнегреческого алфавита.                                                    ( γ –гамма)

9. Может ли при умножении получиться 0?                                                     (да)

10. Место, занимаемое цифрой в записи числа.                                               (разряд)

11. Единица массы драгоценных камней.                                                         (карат)

12. Объем 1 кг воды.                                                                                            (литр)

13. Чему равно произведение 13·25·0·0,1                                                          (0)

14. Что легче: 1кг ваты или 1 кг железа?                                                           (=)

15. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько км проехал ямщик?

                                                                                                                               (5 км )

16. К однозначному числу, большему 0, приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?                                                                                            (в 11 раз)

17. Как найти неизвестное уменьшаемое?                                                    (вычитаемое + разность)

18. Прибор для вычисления углов.                                                                (транспортир)

19. Площадь прямоугольника 36 м2. Чему равна сторона квадрата с такой же площадью?

                                                                                                                           (6 м )

20. Что больше 34·54 или 43·55 ?                                                                   (43·55)

 

Вопросы второй команде:

1.Найдите 1% метра.                                                                                       (1 см)

2. Какое число записывалось в Древнем Риме буквой D                            (500)

3. Чему равен пуд?                                                                                          (16 кг)

4. Формула периметра прямоугольника со сторонами а и b?                    (S=2(a+b))

5. Единица измерения объема нефти.                                                           (баррель, 159 л.)

6. Наименьшее  натуральное число.                                                               (1)

7. Число, обращающее уравнение в верное равенство.                              (корень уравнения)

8. Чему равна сумма углов квадрата?                                                           (360° )

9. Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром.                      (радиус)

10. Масса 1 м3 воды.                                                                                       (тонна)

11. Может ли при делении получиться 0?                                                   (да)

12. Шла старуха в Москву. Навстречу ей -3 старика. Сколько человек шли в Москву?   (1)

13. Чему равна ¼ часть часа?                                                                        (15 минут)

14. Что больше: 1,8·5 или 5,1·2 ?                                                                   (5,1·2)

15. К натуральному числу справа приписали три нуля. Во сколько раз увеличилось число?

                                                                                                                          (в 1000)

16. Как найти неизвестное вычитаемое?                                                     (уменьшаемое- разность)

17. Какую часть часа составляют 20 минут?                                               (1/3)

18. Прибор для построения окружности                                                     (циркуль)

19. Площадь квадрата 49 см2.Чему  равен его периметр?                         (28 см)

20. Периметр прямоугольника равен 64 м. Чему равна сторона квадрата с тем же периметром?                                                                                                                               

                                                                                                                         (16 м )

 

Гейм 2. «Заморочки из бочки»

 

Бочонок №______ Исчисление времени, казалось бы, не таит в себе никаких проблем. Сутки за сутками, год за годом. Древнеримские жрецы, ведавшие исчислением времени, произвольно удлиняли некоторые года, чтобы согласовать календарные даты с сезонными явлениями природы. Впервые порядок в счете времени был наведен в І веке до нашей эры. Один император постановил считать одни годы по 365 суток, а другие по 366, чередуя их по правилу: три года подряд - короткие, четвертый - длинный. Назовите имя этого императора.                                                                      

                                                                                                                          (Гай Юлий Цезарь)

Бочонок №______ Комбинация математических знаков и букв, выражающая какое-либо предложение.                                                                                                             (Формула)

 

Бочонок №______ Одно из основных математических понятий, выражающее зависимость между переменными величинами.                                                                          (Функция)

 

Бочонок №______ Крупнейший математик ХҮΙΙΙ в., впервые использовавший обозначения sin и cos.                                                                                                                        (Леонард Эйлер)

 

 

Бочонок №______ Мини – гейм «Ты – мне, я – тебе».

 

Бочонок №______  Математик, который впервые ввел фигурные скобки.

                                                                                                                                (Франсуа Виет)

 

Бочонок №______ «Счастливый случай»  (приз)

 

Бочонок №______  Предложение, принимаемое без логического доказательства в силу непосредственной убедительности.                                                                        (Аксиома)

 

Бочонок №______ Установление истинности высказывания, суждения, проводимое по правилам и средствами логики.                                                                               (Доказательство)

 

Гейм 3. «Темная лошадка»

 

1.Это математическое понятие в переводе с латинского означает «льняная нить».Что это за понятие?                                                                                                                    (Линия)

2.Это слово латинского, а вернее латинской формы греческого происхождения. Оно означает «бубен». Переведите слово «бубен» на латинский язык.      (Ромб.Раньше бубны имели форму квадрата или ромба.)

3.Назовите фамилию известного русского писателя, окончившего естественно – математический факультет Московского университета.                                      (А.С. Грибоедов.)

4.Кто впервые построил математическую теорию музыки?                                (Пифагор)

 

 

Гейм 4.  «Гонка за лидером»

Вопросы для первой команды:

1.   Чему равен угол в квадрате?

                                                                                                                                             (90°)

2.   Автор книги   „Начала”?

                                                                                                                                            (Евклид)

3.   Утверждение, принимаемое без доказательств?                                           

                                                                                                                                            (Аксиоа)

4.   Что называют биссектрисой угла?

 (Луч,  исходящий из вершины угла,  проходящий между его сторонами и делящий угол

пополам).

 

5.   Что называется медианой треугольника?

                              (Отрезок, соединяющий вершину с серединой противолежащей стороны)

 

6.   Чему равна длина окружности с радиусом R?

                                                                                                                                             (l =2πR)

7.   Наука, изучающая свойства фигур на плоскости?

                                                                                                                                    (Планиметрия)

8.   Что такое астролябия?

                                                                              (прибор для измерения углов на местности)

9.   Чему равна сумма углов параллелограмма?  

                                                                                                                                            (360°)

10.  Зачем нужна рейсшина?

                                                                                       (для построения параллельных прямых)

11.  Вычислите:   162-152    

                                                                                                (  (16 – 15 ) (16 +15) = 1· 31 = 31  )

12.  Что такое абак?

                                                                                                (счёты)

13.  Часть прямой, состоящая из точек, лежащих по одну сторону от данной точки  (луч)

14.  Решите уравнение:  |х| = -1

                                                                                                                                      (корней нет)

15.  Мог ли Омар Хайям быть учеником Евклида?

                                                                                                                                       (нет)

16.  Что больше 5 или √28?

                                                                                                                                       (√28)

17.  Что такое алгебра?

                                                                                               (Наука о решении уравнений).

18.  Площадь квадрата равна 100см2. Чему равен его периметр?

                                                                                                                                       (40)

19.  Как называется первая координата точки?

                                                                                                                                       (абсцисса)

20.  Разделите сто на половину

                                                                                                                               (100 : 1\2 = 200)

 

Вопросы для второй команды:

1.   Как называется знак корня?

                                                                                                                                         (радикал)

2.   Чему равна площадь круга с радиусом R?

                                                                                                                                          (S = πR2)

3.   Как называется вторая координата точки?

                                                                                                                                         (ордината)

4.   Наука, изучающая свойства фигур в пространстве?

                                                                                                                      (стереометрия)

5.   Что такое экер?

                                                        (прибор для построения прямых углов на плоскости)

6.   Можно ли любой угол разделить точно на 3 равные части с помощью циркуля и линейки?

                                                                                                                                          (нет)

7.   Чему равен 1 фунт?

                                                                                                                                         (400г)

8.   Может ли угол параллелограмма быть равным 200°?

                                                                                                                                          (нет)

9.   Найти произведение :  7·8·125

                                                                                                                                           (7000)

10. Найти корень уравнения  :  х2 = -8

                                                                                                                                 (корней нет)

11. Как одним словом назвать сумму длин всех сторон?

                                                                                                                                           (периметр)

12. Что собой представляет график функции : у = ķх+b?

                                                                                                                          (прямая линия)

13. Отрезок, соединяющий две точки окружности

                                                                                                                                           (хорда)

14. Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от одной точки?

                                                                                                                               (окружность)

15. Чему равны длины сторон египетского треугольника?

                                                                                                                                           (3;4;5)

16. Переведите на древнегреческий язык слова „натянутая тетива”

                                                                                                                                           (гипотенуза)

17. Что такое градус?

                                                                                                                            (1\180 часть угла)

18. В каком европейском городе есть улицы Пифагора, Архимеда, Ньютона и Коперника

                                                                                                                            ( Амстердам)

19. Найдите число, если половина – треть его?                                                        (1,5)

20. Какой знак надо поставить между двойкой и тройкой, чтобы получилось число больше 2 и меньше 3?                                                                                                                     (запятая)

 

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища.

"Внеклассная работа по математике как фактор активизации,социализации и развития коммуникативных способностей суворовцев в условиях современного суворовского училища"...

внеклассная работа по математике и информатике

здесь размещаются презентации к проведению внеклассных мероприятий по математике и информатике....

Внеклассная работа по математике.Весёлая математическая Ярмарка.

     Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значите...

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Мастер класс на районном методическом обеденении учителей математики.Внеклассное работа по математике.

Методическая разработка внеклассного занятия "Экономический  калейдоскоп".Презентация к внеклассному занятию.Презентация "Внеклассная работа по математике "...

Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"

В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....