Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике
методическая разработка (алгебра, 6 класс) по теме

Быстрова Мария Владимировна

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решение об использовании технологии проектов в учебном процессе было принято администрацией и педагогическим коллективом школы уже несколько лет назад.   При этом мы руководствовались следующими соображениями. В настоящее время ведущим становится принцип гуманизации образования, согласно которому задача интеллектуального и собственно личностного (в таких проявлениях, как творчество, самостоятельность, ответственность и т.д.) развития человека, его духовный рост являются главными в обучении. Этот принцип наиболее полно реализуется в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Традиционная классно-урочная система образования в недостаточной степени способствует становлению самостоятельности ребенка, не обеспечивает формирование таких необходимых для жизни умений, как умение делать выбор, принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В сложных условиях современного мира нашим детям требуются коммуникативные навыки, умение планировать свою деятельность, презентовать себя и результаты своего труда. Мы хотим видеть и воспитать в наших детях такие качества как самостоятельность, ответственность и инициативность. С другой стороны, модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков.  В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося.  Таким образом, появляется необходимость использования новых личностно-ориентированных образовательных технологий,  в первую очередь, технологии проектной работы для решения  перечисленных выше актуальных задач современного школьного образования. И в достижении этой цели учитель сталкивается с двумя основными проблемами: построение содержания образования и организация учебной деятельности. Как соединить эти составляющие, чтобы преодолеть отчужденность учеников от учебной дисциплины? Как добиться быстрого овладения языком науки, применения полученных знаний на практике, когда знания становятся частью собственного опыта?

Эти вопросы привели к размышлению о роли ученических исследований в учебном процессе. Удалось на практике реализовать некоторые свои идеи, поставить перед собой новые задачи, побывать с ребятами в мире свободного творчества. Большие возможности открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. При проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт.

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Применяя проектный метод, мы должны помнить, что  его целью является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интегрированной основе), что проектная деятельность ставит задачи обучения планирования (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы), формирования навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь  выбрать подходящую информацию и правильно её использовать), умения анализировать и составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию), формирования позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Необходимо отметить принципы  организации проектной деятельности: во-первых, проект должен быть посильным для выполнения, во-вторых, создание условий для успешного выполнения проектов, и главное,  обеспечение руководством проекта со стороны педагогов. В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Также обязательна презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

К важным факторам проектной деятельности мы можем отнести: повышение мотивации учащихся при решении задач и развитие творческих способностей, формирование чувства ответственности, создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя знаний он превращается в организатора познавательной,  исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Работа по методу проектов требует то учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др. Проблема в том, чтобы подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту участников проекта. Не менее важно, чтобы тема проекта не навязывалась взрослым. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных руководителем тем.

Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекта (его содержания), условий проведения.

Среди основных требований, предъявляемых к учебному проекту можно, можно выделить следующие: работа над проектом направлена на разрешение конкретной социально-значимой проблемы, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта, результатом работы является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

Единой точки зрения на то, как должна быть организована работа над проектом – индивидуально или в группе, не существует. Но, эффективность группового метода проектов обусловлена  следующими его преимуществами: в проектной группе формируются навыки сотрудничества, проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается на определенном этапе. Элемент соревнования между подгруппами в рамках проектной группы повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

На этапе подведения итогов проектной работы  в качестве параметров оценки проектных работ можно предложить  следующие: а) активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями; б) глубина проникновения в задачу; в) оформление работы. При этом интерес к проекту зависит от степени самостоятельности, большинство ребят выделяют как самый интересный исследовательский этап проекта, по итогам выполнения проекта учащиеся стали выше оценивать свои возможности и способности. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» учащиеся дали следующие ответы: распределять правильно время, анализировать собственные действия, презентовать результаты своего труда, доделывать все до конца, достигать поставленной цели, рассматривать  тему с разных точек зрения.

Проектная работа расширяет представления  молодых людей о предметных областях, дает возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи. Участие в такой деятельности, основанной на взаимодействии учителей, школьников, родителей, представителей различных учреждений, дает реальный жизненный опыт и способствует серьезным, осознанным и ответственным решениям в выборе будущей профессиональной деятельности. Работа над проектами дает возможность нашим учащимся проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности, а не только учебной, и тем самым способствует формированию у детей позитивной самооценки. Ощущение успешности в проектной работе, в свою очередь, положительно влияет на результаты учебной деятельности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема проектно-исследовательской работы: «Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике».

Одной из форм индивидуализации обучения математике является внеклассная работа. Различные внеклассные формы занятий по математике предоставляют дополнительные возможности для развития способности учащихся и привития им интереса к математике и ее приложениям. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики. Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно проводятся при проведении тематической недели, хотя могут проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы.

Целью данной работы является выявление целесообразности применения математического вечера как одной из форм внеклассной работы по математике.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по данной теме

- раскрыть роль внеклассной работы в процессе обучения математике

-выделить цели внеклассной работы

-подобрать, проанализировать материалы для проведения вечера

Предметом данной работы является процесс обучения математике.

А объектом – учащиеся 7-8 классов.

(Цели внеклассной работы)

Занятия с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

Воспитание высокой культуры математического мышления.

Развитие у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

Расширение и углубление представлений учащимися о практическом значении математики в технике и практике.

Расширение и углубление представлений учащимися о культурно-исторической ценности математики, о ведущей роли математической школы в мировой науке.

Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Создание актива, способного создать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими, в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

(Основные формы организации внеклассной работы)

Внеклассная работа проводится учителем со своими учениками. Может быть использована одна или несколько конкретных форм: математический кружок; неделя или месячник математики; математические вечера, утренники; различные соревнования, игры, викторины, конкурсы, командные соревнования; школьные олимпиады по математике; школьная и классная математическая печать; клубы веселых математиков; математические экскурсии и кино-экскурсии; внеклассное чтение научно-популярной математической литературы; школьные научные конференции; подготовка учащимися докладов, рефератов и сочинений по математике; изготовление математических моделей, проектно-исследовательская работа и др.

Указанные формы работы часто пересекаются, и поэтому трудно провести между ними резкие границы.

Проведение школьных предметных недель стало традицией в нашей школе. Неделя математики в нашей школе проходит в конце декабря. В подготовке участвуют все учителя математики. Им помогают старшеклассники. Примерно за две-три недели в каждом классе создаются инициативные группы из учеников, проявляющих повышенный интерес к математике. Руководят работой групп учителя, работающие в этих классах. Задача каждой группы – подготовить и провести внеклассные мероприятия с одноклассниками, выпустить стенгазету, выступить с лекцией или докладом по математике, помочь учителю в проведении олимпиады или конкурса. В первый день недели вывешиваются стенные газеты. Они могут быть посвящены какой-нибудь определенной теме или математическому событию, состоять из ряда небольших заметок или конкурсных задач. Материал для газет подбирается из различных журналов, книг по занимательной математике, астрономии, механике, физике. Все это благотворно сказывается на развитии кругозора учащихся, на их навыках чтения литературы по математике, на их речи, грамотности. Уже само название газеты должно привлечь внимание учащихся. В конце недели авторы лучших газет награждаются призами.

В течение следующих дней в классах проводятся математические КВН, конкурсы, викторины, вечера. Материал для подготовки к этим мероприятиям подбирается из газет «Математика» – приложение к газете «Первое сентября», журналов «Математика в школе» и другой литературы.

В преддверии недели проводится школьная математическая олимпиада.

Победители олимпиады награждаются призами и участвуют в окружном туре олимпиады.

Неделя заканчивается общешкольным математическим вечером, на котором подводятся итоги, отмечаются лучшие работы.

Математический вечер является заключительным этапом при проведении тематической недели. В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных классов.

(Разработка математического вечера «Клуб веселых математиков»)

Математический вечер «КВМ» был предназначен для проведения в 7-8 классах. В программе вечера даются задания, которые учащиеся изучили по основной школьной программе по математике. Также были включены занимательные вопросы и загадки.

Цель проведения вечера: развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики; прививать навыки самостоятельного решения задач, учить детей делать умозаключение, выводы; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитать культуру математического мышления; повторить изученный материал 6 класса; обобщить с помощью занимательных задач основные элементы курса математики 7-8 классов.

Подготовка математического вечера – очень кропотливое дело. Для ее осуществления была создана рабочая группа, в которую вошли учителя математики и учащиеся.

В процессе подготовки к вечеру учащимся было предоставлено максимум возможностей для проявления их самостоятельности и инициативы.

Учитывая, что основная цель вечера – повышение интереса к математике, привлекали к его организации как можно больше учащихся. Важно, что тематика вечера была тесно связана с изучаемым программным материалом. Это также способствует расширению и углублению математических знаний, пробуждению математической любознательности и инициативы, развитию организаторских способностей.

В данной работе показан один из вариантов проведения вечера занимательной математики.

Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.

Ведущие приветствуют и представляют команды.

Команда «…………………………………» 7 А класса,

Капитан  

Команда «…………………………………» 7 Б класса,

Капитан

Команда «…………………………………» 8 А класса,

Капитан

Представление Жюри :  

Приветствие команд друг другу

Первый конкурс-  «Разминка», командам предлагаются задачи. Кто ответит первый? Верный ответ оценивается в 2 балла.

Следующий конкурс «Конкурс художников».

По координатам точек построить фигуру. От каждой команды нужно по одному художнику (задания выполняются на переносных досках).

Пока участники выполняют свои задания, проводится следующий конкурс «Эрудит». Участвуют по два ученика от каждой команды, вопросы задаются представителям команд отдельно, 1 мин на обдумывание:

Третий конкурс - конкурс шарад. Максимальный балл в этом конкурсе – 3 балла.

( раздают задания + компьютерная  вставка + шарады на экране)

Пока наши команды разгадывают шарады мы проводим разминку с болельщиками. За каждый правильный ответ выдается жетон, который по окончании вечера отдается своей команде (жетоны раздает помощник).

Следующий конкурс «Аукцион пословиц и поговорок»

Выигрывает команда с наибольшим числом пословиц и поговорок. Повторяться никому нельзя.

С большим интересом все ждут конкурса капитанов. И вот, наконец, они предстанут в единоборстве.  Даются задания, на раздумывание каждого вопроса – полминуты. Победитель получает 2 балла.

конкурс ребусов.. Максимальный балл в этом конкурсе – 3 балла. (в это время болельщики также отгадывают математические  ребусы. Правильно разгадавшие задание получают жетон)

Последним наш конкурс - «Домашнее задание». Команды задавали друг другу вопросы, подготовленные дома. За правильный ответ команда получала 3 балла.

По окончании игры жюри подвело итоги всех конкурсов и объявилопобедителей.

Математический вечер «КВМ» прошел в дружеской атмосфере, участники команд не перебивали друг друга, давая время подумать соперникам, иногда шли на помощь. Болельщики помогли своим командам, заработав жетоны в разминке с болельщиками. Болельщики команды7 «Б» класса помогли участникам с помощью своих заработанных жетонов подняться на второе место.

«Конкурс художников» понравился всем участникам, также им было интересно в конкурсе пословиц, поговорок. Не подвели свои команды и капитаны, отвечали быстро и правильно.

Домашнее задание прошло в более шумной обстановке, соперники друг другу задавали каверзные вопросы, что приводило в затруднение команды. Все этапы вечера выдержаны.

Мы пришли к выводам: во внеклассной работе по предмету воспитывается и развивается глубокий разносторонний интерес к математике. Использование игровых моментов во внеурочной работе – это не только интересное, но и полезное занятие. Они развивают сообразительность, внимание, память, культуру математического мышления.

Из беседы с учащимися выявили, что внеурочная работа им нравится, считают, что она необходима как разнообразная, дополняющая форма учебных занятий. С помощью внеклассной работы учащиеся расширяют и углубляют знания по математике; воспитывают у себя культуру математического мышления; развивают умение самостоятельно и творчески работать с учебной литературой; повторяют и обобщают программный материал. Ребятам очень нравится знакомиться с историей математики, решать логические задачи, головоломки, ребусы. С большим интересом и желанием ребята принимают участие в неделе по математике, где обычно в программе проводятся разнообразные формы внеурочной работы, особенно им нравится развлекательно-занимательные математические вечера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"

Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция....

Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.

Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....

Проект "Школьный сад, как одна из форм внеклассной работы"

Проект возрождение школьного сада., который выиграл грант при "РИтэк"...

Неделя математики как одна из форм внеклассной работы

Доклад "Неделя математики в средней школе"...

Основные формы внеклассной работы по математике в средней школе

Существуют различные виды классификации внеклассной работы по математике, они весьма подробно освещены в многочисленной педагогической и методической литературе. Ю.М.Колягин различает два вида внеклас...