Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы, формирующей духовно-нравственные ценности ( 5-11 классы)
статья по литературе (5 класс) по теме

Плюснина Татьяна Николаевна

В статье я обобщила свой опыт работы по внеклассной работе по литературе, форма работы - литературно-музыкальная композиция.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Плюснина Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 62

г. Санкт-Петербург

Литературно-музыкальная композиция как одна из форм внеклассной работы по литературе, формирующей духовно-нравственные ценности человека .

      Литературно-музыкальная  композиция  в школе — одна из традиционных форм  организации учебной и внеклассной деятельности учащихся. И кажется, этот вид учительской и ученической деятельности устарел, но мой опыт показывает, что интерес  к нему не угасает. Многолетний опыт работы с учащимися на уроках литературы и во внеурочной деятельности убеждает меня в необходимости  проведения литературно-музыкальных композиций, потому что каждый учащийся получает возможность   проявить свой творческий потенциал,   реализовать себя в том виде деятельности , в котором он может проявить свои способности. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить учащихся с поэтами и писателя , произведения которых ребята фактически не читают,  обратить их внимание на многие исторические события  , которыми гордится  наша страна, что помогает формировать высоко нравственную  личность, любящую свою страну и свой народ.  Ведь одна из важнейших целей воспитания - формирование полноценной личности, создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирования самосознания и гражданской ответственности. В ФГОС сказано, что цель изучения литературы — воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма , любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуре.  

       Перед учителем стоит ещё одна задача — увидеть талант ребёнка, заставить поверить его в свою одарённость. Ведь не секрет, что на уроках литературы многие не проявляют себя в полную силу, и , кажется, что им не интересен мир книг. И я стараюсь создать такие условия, чтобы многие учащиеся     вовлекались в работу. Это помогает им раскрыться  : кто-то читает стихи, кто-то выступает в роли актёров, танцоров,  оформителей, создателей презентаций,  музыкантов, оформителей сцены  , фотокорреспондентов, чтобы потом составить фотолетопись мероприятия. Мне удалось заинтересовать детей , и я чувствую их огромное желание работать совместно.

       Совместная работа учителя и учеников при составлении сценария, прослушивание и отбор музыкальных произведений, чтение стихов, разыгрывание сцен-эпизодов, оформление сцены и продумывание костюмов способствует формированию потребности самим творить, видеть прекрасное, чувствовать свою ответственность за взятые на себя обязательства, сближает учителя и ученика, создаёт прекрасные условия для самовыражения, самореализации каждого участника, способствует сплочению коллектива, объединяет детей и родителей, которые являются нашими помощниками: помогают создавать декорации, при необходимости шьют костюмы. И меня радует вопрос моих учеников: «А когда мы начнём работать над  гостиной?»

      Обращаясь к данной форме внеклассной работы по литературе, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • развивать интерес учащихся к изучению литературы;
  • развивать  любознательность, инициативность;
  • воспитывать  трудолюбие, ответственность за взятые на себя обязательства, умение работать сообща,  в содружестве;
  • формировать эстетический вкус , эстетические взгляды;
  • осваивать нравственные понятия, как: честь, совесть,  любовь, самоотверженность, благородство;
  • пробуждать  в душах детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, сострадание;
  • развивать  творческие способности учащихся.

Работая над созданием литературного праздника, я выделяю несколько этапов:

  • отбор, обсуждение и систематизация исторического и литературного материала;
  • составление сценария и распределение ролей;
  • подбор и подготовка музыкального оформления;
  • обсуждение оформления сцены;
  • детальное  выстраивание композиции  ;
  • обсуждение  костюмов;
  • составление презентации, подбор видеороликов;  
  • репетиции.

         Внеклассная деятельность, по моим наблюдениям, вызывает огромный интерес у учащихся : всё больше желающих быть участником литературной гостиной.   Состав творческой группы из года в год меняется, варьируется в зависимости от темы гостиной, от поставленной творческой задачи.  Организуя внеклассную работу, я учитываю принцип доступности материала:  ни в коем случае он не должен превышать возрастные особенности детей.  Так, творческая задача     литературной гостиной, посвящённой юбилею  Н.В. Гоголя,   « По страницам « Вечеров на хуторе близ Диканьки»,  состояла   в том, чтобы  показать, что «Вечера на хуторе близ Диканьки" Гоголя - чудо русского языка, светлые захватывающие истории., это « описание племени поющего и пляшущего…, эта  веселость, простодушная  и вместе лукавая» ( Пушкин)  .  

      Так как  данное произведение по программе изучается в 5-6 классах  , то участниками были пятиклассники и шестиклассники.  Вместе с ними   мы   выбрали из повестей понравившиеся эпизоды для разыгрывания сценок, затем составили   сценарий, продумали связывающие нити мини-сценок, разучили украинский танец, сочинили танец утопленниц, оформили сцену, выпустили стенгазету,   в нашу творческую работу активно вовлеклись родители:  сшили костюмы,  помогли сделать декорации. 

     Литературно-музыкальная композиция   формирует эстетический вкус, развивает чутьё к поэтическому слову. Не секрет, что нравственное и эстетическое воплощается в поэзии, в музыке, которые  помогают освоить нравственные понятия: любовь к родине, природе,  к окружающему миру.  Поэзия  даёт возможность сердцем почувствовать красоту мира и слова. Работая над   композицией « В краю берёзового ситца», посвящённой творчеству   С.Есенина ,  участники ( это были учащиеся 7 класса) выбирали стихи о родной природе, о родном крае, о животных.   Ребята  творчески подошли к оформлению цены: украсили   жёлтыми листьями, разноцветными русскими шалями, нарисовали  картину , навеянную строками из стихотворений поэта.  Творческая атмосфера,  красочность помогли  и участникам , и зрителям прикоснуться к тайнам поэзии, воспевающей красоту родного края, любовь ко всему живому,   к родине.

     Литературная композиция — это мощное средство и патриотического воспитания подрастающего поколения во внеурочной деятельности школы, задачей которого является привитие   священного чувства любви к Родине, к своему народу, к его героическому прошлому,  сохранение исторических корней  .      В рамках осуществления этих целей проведены литературно-музыкальные композиции   ко Дню снятия блокады Ленинграда : с учащимися 7 класса   2011 г. - « Дети блокадного Ленинграда»,  2013 г.  - « Голос блокадного Ленинграда»  (о великой блокадной поэтессе О. Берггольц), «Пионеры-герои» ( не секрет, что в последние годы о юных героях-защитниках Отчества стали несправедливо забывать),  « Эх, дороги...» ко Дню Победы.

     Уроками любви, доброты, сострадания является творчество В.Распутина.  Писатель-современник размышляет о человеческой красоте , её внешнем и внутреннем , духовном проявлении, о нравственном выборе человека, о жизни и смерти, о сохранении своих корней.   К 75-летию писателя с учащимися 9-11 классов  провели литературно-музыкальную композицию     «За каждой строкой доброта...»  . Времени было очень мало: две недели. Учащимся был предложен материал : отрывки из разных произведений автора. Они читали, выбирали, что им понравилось, сами для себя определяли роль, потом все вместе составляли сценарий,  подбирали музыкальное оформление ( оно оказывает эмоциональное воздействие на зрителей и участников) , составили презентацию, продумали оформление сцены. Конечно, за такой короткий промежуток времени некоторым трудно было выучить прозаические отрывки, поэтому добивались выразительного чтения. И результат не заставил себя ждать: уже в процессе подготовки  учащиеся  увлеклись чтением рассказов и повестей В.Распутина.

              Работая над литературной композицией, я привлекаю учителя музыки или учеников, умеющих играть на музыкальных инструментах ( пианино или гитара) :  «живой звук» благоприятно воздействует на мысли и чувства слушателей, рождает в их сознании самые различные ассоциации, помогает закрепить образы и чувства, навеянные композицией. Недаром  Д. Б. Кабалевский говорил, что «музыка становится тем ближе и понятнее, чем больше связывается с другими сторонами жизни, чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей».   Неоценимую помощь оказывает мне и библиотекарь школы, которая   организует выставку книг, даёт краткие аннотации к некоторым произведениям автора.  Такое сотрудничество не проходит даром: количество читателей увеличивается, и радует то, что они идут в библиотеку целенаправленно:  берут произведения автора, творчеству которого и была посвящена композиция.

           Я  глубоко убеждена, что литературно-музыкальная композиция -     это такая форма    внеклассной работы по литературе, которая  формируют духовно-нравственные ценности человека .

Список литературы:

  • Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997
  •  Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников  .- 2011.  
  • Добросолец И.И. Литературная композиция: проблемы и пути воплощения. Сайт : http://smrgaki.ru/8/4/1_9/3.htm.
  • Викторова О.В. Литературная композиция на школьной сцене. Сайт:                    
  •              http://lit.1september.ru/article.php?ID=200702111 — 2007 г «Литература»
  • фото- личный архив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

выступление на педчтениях по теме "Поэзия- как одна из форм внеклассной работы по иностранному языку"

Работая не первый год в школе, мы для себя сделали следующие выводы: лишь увлеченный делом, может увлечь других; научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к о...

Клубы по интересам, как одна из форм внеклассной работы по математике в средней школе.

Статья об организации работы летнего математического лагеря в "Лицее 21" на примере клубов по интересам школьников. Приводится пример работы одного из клубов....

Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе

Статья по теме "Формы внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию личности в 5 классе"...

Формы организации работы по духовно - нравственному воспитанию.

О формах организации работы, технологиях воспитания, о педагогических условиях организации успешной работы по духоно - нравственному воспитанию....

Проект "Школьный сад, как одна из форм внеклассной работы"

Проект возрождение школьного сада., который выиграл грант при "РИтэк"...