Урок открытия нового знания по теме "Измерение углов.Транспортир."5 класс.
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Забельникова Ольга Васильевна

Предлагаемый мной материал будет интересен коллегам,работающим по ФГОС-он содержит технологическую карту урока открытия нового знания по теме"Измерение углов.Транспортир".Цель урока-формирование общего понятия о способе измерения углов с помощью транспортира по составленному алгоритму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_izmerenie_uglov.transportir.docx153.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Измерение углов . Транспортир.        

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.        

Цель урока: Формирование общего понятия о способе измерения углов с помощью транспортира по составленному алгоритму .

Учебник: Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.

Задачи:

  1. В предметном направлении:

- Познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром и единицей измерения углов – градусом;

- Научить пользоваться транспортиром и измерять углы;

  1. В направлении личностного развития:

- Развивать познавательный интерес, мотивацию к предмету;

- Формировать внимание, воображение учащихся, самостоятельность, используя проблемные ситуации и творческие задания;

  1. В метапредметном направлении:

- Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- Формировать представление о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, используя исторический материал.

Оборудование:   презентация Power Point к уроку по заданной теме, транспортир,  раздаточный материал.

Понятия:  Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла,

                        прямой, острый, тупой и развёрнутый углы и их градусные меры


Тема урока: Измерение углов . Транспортир.        

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся,выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

           Планируемые результаты

Время

предметные

Универсальные учебные действия(УУД)

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

  

Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов

Слайд 1

Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что:
«Учиться можно только весело.

Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом».

Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету.

Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием,

потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

Дети проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Регулятивные: самоконтроль; организация учебного места

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

1

2.Актуализация и пробное учебное действие..Целеполагание и мотивация. Создание проблемной ситуации

  Цели:

-создать условия для выполнения учащимися пробного действия

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения

-выявить место(шаг,опнрацию),затруднения

-зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует  коммуникативное взаимодействие, в ходе которого учащиеся подготавливаются к необходимости получения новых знаний для выполнения учебных действий.

Учитель активизирует внимание детей, подводит учащихся к рассуждениям по данной теме..

 

1) Какую геометрическую фигуру мы проходили на прошлом уроке?  

2) Дайте определение угла.
3)Какие углы называются равными?

4) Какой угол называется

- развернутым?        

-прямым?

5)Какие еще бывают углы?

6)Как мы определяли.что угол тупой? Острый?

Слайд 2 и зад №1(раздаточный материал)

Рис. 1Можем ли ответить на второй вопрос?Почему?

Предлагаю вам еще одно задание

Зад.№2(раздаточный материал)

На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка.

– Сравните два задания:

1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько?

– Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?

– Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?

Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия  с прошлых занятий.

Работают с раздаточным материалом, проводят рассуждения,

Не могут визуально сравнить углы АОВ и СДЕ

Учащиеся записывают результаты измерения отрезков в лист с индивидуальным раздаточным материалом.

Осознают недостаточность знаний ,возникновение затруднения в выполнении задания и необходимость поиска выхода из затруднения.

Уметь определять понятие «угол»,давать определение прямого и развернутого углов

Личностные: Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей, познавательная мотивация.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Владение диалогической формой речи Познавательные: Выстраивание логической цепи рассуждений, формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение

Личностные: Выражение своих мыслей, познавательная мотивация Регулятивные: Планирование, прогнозирование, определение и понимание учебной задачи . Постановка цели учебной задачи, синтез. Коммуникативные: владение диалогической формой речи

5

4

3 Выявление места и  причины затруднения.

Организует  коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Мы смогли измерить отрезки с помощью линейки и сравнить их длины,а что у на со вторым заданием ,связанным с углами?

Мы сможем линейкой измерить углы?

Формулируют способ решения проблемы:

– Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:

знать, какой прибор служит для измерения углов; знать единицу измерения углов. С помощью вопросов учителя формулируют тему урока.

.

Личностные:выражение своих мыслей, Регулятивные: Целеполагание, выдвижение гипотез Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

-сформулировать цель урока

-организовать составление совместного плана действий

-определить средства достижения цели

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации .

Осуществляет показ презентации в режиме диалога – обсуждая с классом, дополняет по ходу, объясняет новую тему:

-транспортир;виды транспортиров

-алгоритм измерения угла

Кто знает ,как называют прибор для измерения углов

Можете  сформулировать тему урока?

Тема урока: «Измерение углов.Транспортир».

Цель урока: Научиться измерять углы с помощью транспортира.

Задачи урока:

1.Познакомиться с прибором, который служит для измерения углов.

2.Узнать единицу измерения углов.

 

 

Слушают объяснения учителя, вступают с ним в диалог, составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм), формулируют тему урока , активно следят за презентацией.

Личностные:выражение своих мыслей, познавательная мотивация Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме выдвижение гипотез и их обоснование,установление причинно следственных связей, создание алгоритма действий Коммуникативные постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

4

5.Реализация построенного проекта.

 Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом

-зафиксировать новое знание в речи и знаках

Из истории появления транспортира (Значимость математики)(СЛАЙД 4)

Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад

в древнем Вавилоне. Предполагают, что это было связано с созданием первого

календаря.  Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько

частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365а не 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, н   на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней

осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

Положите перед собой транспортиры,посмотрите на них и на транспортиры на слайде.(СЛАЙД 5)

Вы видите, какие они разные, но какие бы они ни были, у всех есть нечто общее ШКАЛА и ЦЕНТР, об этом мы сейчас и поговорим.

А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

Шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.

 Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его  

ВОПРОСЫ:

У.1)Рассмотрите внимательно шкалу транспортира. Как получить деление транспортира?

Величина одного такого угла принята за единицу (меру) измерения углов,

 которая называется градусом  (слово «градус» - латинское, означает  «шаг», «ступень»).

      1 градус – это единица измерения углов. Обозначение – 10.(Дети записывают в тетради обозначение )

      10 – это угол, величина которого равна 1/180 развёрнутого угла.

  Величину угла, выраженную в градусах, называют градусной мерой угла.

У.Скажите,а чему равна градусная мера развернутого угла?(1800  )

-Прямого угла? (900 )                       

-.Сравните градусную меру любого острого угла и прямого.

А если сравнить тупой и развернутый угол?

-А теперь вместе с вами выполним задание№1

 -Измерьте с помощью транспортира угол АВС. Давайте сравним полученные результаты. 

Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному

-Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).

– Как измеряют углы с помощью транспортира?(слайды 6-10)

 1) Нужно вершину угла совместить с центром транспортира.
2) Одна сторона угла должна проходить через нулевую отметку (0° по шкале).
3) Вторая сторона угла должна пересекать шкалу. Нужно посмотреть, через какую 
отметку проходит вторая сторона угла. Это и есть величина этого угла.

Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.

Изучают транспортиры, отвечают на вопросы учителя

Сравнивают градусные меры острого угла и прямого, тупого угла с острым и прямым

Формулируют с помощью учителя алгоритм измерения углов

Смотрят слайды и выполняют измерение угла АВС

записывают результат измерения в индивидуальный раздаточный материал

 

Знать транспортир как инструмент для измерения углов ;знать градус как единицу измерения углов;знать градусные меры прямого,развернутого углов;соотношение градусных мер острого угла и прямого,тупого угла с развернутым и прямым

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8

Физкультминутка 

Цель:

сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учитель проводит физкультминутку.

Зарядка для глаз 1.ЖмуримсяКрепко-крепко зажмуриваем глазки на 4-5 секунд, затем открываем.

2.Изображаем крылья бабочки. Моргаем глазами, как бабочка машет крыльями. Движения должны быть без напряжения, быстро, легко и непринужденно.

3.Играем в светофор. Знаете, как мигает светофор на перекрестке? Давайте его изображать: закрываем поочередно то правый, то левый глазик.

4.«Тик-так». Глазами изображаем часики, смотрим вправо-влево, как тикает маятник.

5.Вверх-вниз. Голову держим прямо, смотрим глазками вверх, а потом вниз.

6.Часики. Рисуем большой круг глазами по часовой стрелочке, а затем – против.

7.Далеко и близко. В течение 10 секунд смотрим на школьную доску или предмет, расположенный максимально далеко. Затем медленно переводим взор на парту или любой максимально близкий предмет и смотрим в течение 10 секунд.

8.Делаем массаж. Закрываем глазки, даем им отдохнуть. Легонько массируем веки пальчиками, но не надавливаем сильно.

Выполняют физические упражнения

Личностные осознание ценности здоровья.

1

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цели:

-организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Комментирует,   направляет работу учащихся

А теперь измерим транспортиром угол MNK(зад .№1 в раздаточном материале)

 

Ученик у доски (дети  в индивид. разд.матер.) измеряет макет угла,  прикрепленный к доске магнитом, проговаривая при этом алгоритм измерения углов,записывают величину угла на доске и в инд. листах)

Объясняет, каким является данный угол(тупым  или острым)

Уметь пользоваться транспортиром для измерения углов, знать алгоритм измерения углов

Личностные проявление терпения   и аккуратности

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Познавательные:выполнение действий по алгоритму Коммуникативные  Построение речевых высказываний, аргументация своего мнения.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Продолжает показ презентации

Мотивирует учебную деятельность учащихся с помощью ЭОР.

      задание №2- раздаточный материал(вычислить градусные меры 5 углов)

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске и результат записывают в  индивид. разд.матер

Личностные   Умение работать с текстовой информацией. Умение анализировать текст, ставить вопросы по содержанию Выражение своих мыслей, познавательная мотивация Регулятивные:  Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Познавательные  Выстраивание логической цепи рассуждений, формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование 

5

8. Включение в систему знаний и повторение.

Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала

А теперь , основываясь на результатах измерения в задании №2,заполните таблицу(зад.№3)

Выполняют задания( заполняют таблицу), используя ранее полученные знания

Уметь классифицировать углы в зависимости от их градусной меры.

Познавательные   формулирование выводов, анализ, синтез, сравнение, обобщение   

2

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Итог урока

Учитель организует рефлексию  задает вопросы по теме урока:

 Справились ли с поставленной в начале урока задачей? Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным?

.

  1. Ответьте на следующие вопросы:

-С какой темой познакомились на уроке?

-Для чего служит транспортир?

-На сколько делений разделена шкала транспортира?

-Что такое градус? Как его обозначают?

-Сколько градусов содержит прямой угол?

-Сколько градусов содержит развёрнутый угол?

-Расскажите, как измеряют углы транспортиром.

- Найти ошибку в измерениях углов.

Ну, вот теперь я думаю, вы готовы оценить уровень собственных достижений Поднимите руки те, у кого не осталось вопросов по теме измерение углов.

Те, у кого вопросы еще остались и кому нужно еще потренироваться в измерении углов?

Мы научились сегодня измерять углы с помощью транспортира,а как вы ститаете,что еще можно сделать с помощью транспортира?

Отвечают.

Осуществляют рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные  личностное самоопределение  Регулятивные:  самооценка качества усвоения материала Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог

3

10. Домашнее задание

Даёт задание на дом и консультацию по домашнему заданию

Учить справочные материалы(на развороте листа со справочным материалом)

 №1683,1651

Записывают задание, задают вопросы

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника"

Урок открытия новых знаний по математике в 5 класс по теме: "Формула площади прямоугольника". На уроке используется технология проблемного обучения, работа на интерактивной доске, работа в группа....

Конспект урока открытия новых знаний по теме "Бактерии" (5 класс,в соответствии с ФГОС)

технологическая карта к уроку биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС...

Урок-открытие новых знаний по геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора"

План-конспект (технологическая карта) по геометрии по теме «Теорема Пифагора»   Учитель математики МАОУ СОШ № 93 г. Краснодара Обмочиева Г.Л.Класс 8Е Дата проведения.17.01.20018Ц...

Технологическая карта: Урок открытия новых знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» .

Урок открытия новых  знаний по биологии в 5 классе на тему " Строение клетки» разработан с использованием технологии системно-деятельностного подхода в обучении. Структура урока постро...