Сложение чисел с разными знаками 6 класс
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Зверева Людмила Валерьевна

Автор:  Зверева  Людмила Валерьевна,  учитель математики МБОУ СОШ  с.  Синявка  Грязинского  муниципального района
Предмет: математика
Уровень образования: среднее (полное) общее
Тема: «Сложение чисел с разными знаками»
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая
Участники: 6 класс
Цель:
-обучающие: ввести правило сложения чисел с разными знаками;  сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение складывать числа с разными знаками;
- развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
  -воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Ожидаемые результаты:
- умение складывать числа с разными знаками;
-  повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
- развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
Познавательные УУД:
-самостоятельное выделение познавательной цели;
-умение устанавливать аналогии;
-умение действовать по алгоритму;
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД:
- планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками;
-умение слушать и понимать речь других;
-умение классифицировать и систематизировать;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Личностные УУД:
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehologicheskaya_karta_uroka.doc60 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Автор:  Зверева  Людмила Валерьевна,  учитель математики МБОУ СОШ  с.  Синявка  Грязинского  муниципального района

Предмет: математика

Уровень образования: среднее (полное) общее

Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Тип урока: изучение нового материала

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая

Участники: 6 класс

Цель:

-обучающие: ввести правило сложения чисел с разными знаками;  сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение складывать числа с разными знаками;

- развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

  -воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Ожидаемые результаты:

- умение складывать числа с разными знаками;

-  повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;

- развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение познавательной цели;

-умение устанавливать аналогии;

-умение действовать по алгоритму;

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение слушать и понимать речь других;

-умение классифицировать и систематизировать;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

 - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД:

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Технологическая карта урока

                                       

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.  Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

     

 Для чего нам надо уметь складывать отрицательные числа?

Сегодня мы продолжим работу.

Включаются в деловой ритм урока.

Складывали отрицательные числа.

Чтобы решать задачи.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1. Вспомните определение модуля числа и выполните задание. (слайд 2)

2.Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

3. Решите устно задачу. (слайд 3).

4. Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство. (слайд 4)

Выбирают  число, у которого модуль больше.

Формулируют правило сложения отрицательных чисел.

Решают задачу и примеры на сложение отрицательных чисел  с проверкой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные:

-умение устанавливать аналогии;

-умение действовать по алгоритму.

Логические:

- актуализация

мыслительных операций, необходимых для решения.

3.Целеполагание и мотивация

5. Найдите значение выражения. (слайд 5)

Почему вы не смогли решить?

6. Найдём сумму чисел с помощью координатной прямой. (слайды 6-8)

Проблема: как найти сумму чисел с разными знаками не используя координатную прямую?

Что для этого надо знать?

Какая цель нашего урока?

Не смогли решить последние примеры.

В задании имеются примеры, в которых складываются числа с разными знаками.

 Решают примеры и замечают, что не все примеры можно решить, используя координатную прямую.

Новый способ сложения чисел с разными знаками.

Цель урока: научиться складывать числа с разными знаками.

Регулятивные:

- целеполагание.

Личностные:

-самоопределение-мотивация учения.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-умение структурировать знания, логическое выдвижение.

Коммуникативные:

-умение слушать и понимать речь других;

-умение устанавливать аналогии;

-умение классифицировать и систематизировать.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.

Как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль».

Вернёмся к слайду 6.

Вы нашли сумму чисел с помощью координатной прямой.

Каким числом выражается результат сложения?

А почему? Как вы думаете? Ответ свой постройте с помощью сравнения модулей каждого слагаемого.

Вы думаете правильно. А теперь поработаем самостоятельно по учебнику.

-Разберите обьяснение правила сложения чисел с разными знаками на конкретной задаче в учебнике.

-Прочитайте правило сложения чисел с разными знаками в учебнике и запишите его в тетрадь.

Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.(слайд 9)

Запишите образец записи решения.(слайд 10)

По  правилу  и образцу решения выполните сложение чисел.(слайд 11)

Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками»

В первом случае положительным числом, во втором отрицательным.

В первом примере  второе слагаемое - положительное и  его модуль больше – в результате положительный ответ. Во втором примере у первого слагаемого модуль больше и оно отрицательное - ответ число отрицательное.

Разбирают самостоятельно задачу.

Читают правило и записывают в тетрадь.

Записывают образец решения в тетрадь.

Устно дают ответы и обосновывают их. Проверяют.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний:  отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-умение структурировать знания, логическое выдвижение.

Коммуникативные:

-умение устанавливать аналогии;

-умение классифицировать и систематизировать.

Личностные:

-самоопределение-мотивация учения.

5.Первичное закрепление

Решаем у доски № 1066 (1 столбик)

 

Решите самостоятельно №1066(2 столбик)

Проверяем.(слайд 12)

Физкультминутка.(слайд 13)

Встаньте. Улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно или через рукопожатие положительные эмоции, поделитесь капелькой

Теплоты, добра.

Работают у доски.

Комментируют свой ответ, основываясь на правило сложения чисел с разными знаками

Каждый решает самостоятельно примеры.

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-умение классифицировать и систематизировать.

6. Организация первичного контроля

Самостоятельная работа.(слайд 14)

Поменялись тетрадями и проверили ответы своего товарища.  

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-умение классифицировать и систематизировать;

-умение действовать по алгоритму.

Личностные:

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с товарищем.

7. Подведение итогов урока.

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило сложения чисел с разными знаками?

Как вы думаете для чего надо изучать сложение чисел с разными знаками?

Давайте рассмотрим задачи из разных предметных областей, для решения которых, необходимо знать правило сложения чисел с разными знаками.(слайд 15,16)

Сложение чисел с разными знаками

Формулируют правило.

Для решения задач.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- самостоятельное выделение познавательной цели.

8. Домашнее задание.

 п. 33, №1080(1), №1082, №1083.(слайд17)

9. Рефлексия

Продолжите предложение. (слайд18)

Спасибо за урок, ребята!

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные:

- смыслообразование;

- проведение самооценки учениками работы на уроке, на основе критерия успешности учебной деятельности,

оценка процесса и результатов деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Сложение чисел с разными знаками» Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется математик, который ее сделает. (У. У. Сойер) )

Слайд 2

Из двух чисел выберете то, у которого модуль больше а) -5,3 и -6,9; в) б) -2,75 и 3; г) -700,1 и 0,24

Слайд 3

Решите задачу устно Вечером температура воздуха была -10,5 º , а за ночь температура понизилась на 2,5 º . Какая температура воздуха была утром? Решение: -10,5 º +(-2,5 º )=-13 º Ответ: утром температура воздуха была -13 º

Слайд 4

Подберите такое число, чтобы получилось верное равенство: а) -6 + ……= -8 г) …… + (-3,8)= -4 б) -6,5 + …… = -10,5 д) … + (-9,1)= -10,1 в) …… +(-3,9) = -13,9 е) -0,2 + …… = -0,4 (-2) (-4) (-10) - 0 , 2 -1 - 0 , 2

Слайд 5

Найдите значение выражения а) -6 + (-8) = … г) -4 + 7 = … б) -11 + (-41) = … д) -10 + 7 = … в) -75 + (-91) = … е) -100 + 15 = … -14 -52 -166 ? ? ?

Слайд 6

Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой: 1) -4 + 7 = ? -4 0 3 +7 А В

Слайд 7

Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой: 1) -10 + 7 = ? -10 0 -3 +7 С D

Слайд 8

Найдем сумму чисел с помощью координатной прямой: 1) -10 0 + 15 = ? 0

Слайд 9

Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо: 2. Из большего модуля вычесть меньший. 3. Перед полученным результатом поставить знак числа с большим модулем. Найти модули этих чисел. Внимание! Определите и запишите знак суммы; Найдите разность модулей.

Слайд 10

Например

Слайд 11

Выполните сложение устно: Если сложишь минус, плюс, То получится конфуз? Знак числа ты выбирай Что сильнее, не зевай! Модули их отними, Да все числа помири! а) -7 + 11 = ? б) 7 + (-11) = ? в) 10 + (-4) = ? г) -10 + 4 = ? 11 – 7 = 4 - (11 – 7) = -4 10 – 4 = 6 - (10 – 4) = -6

Слайд 12

Проверьте № 1066 (2 столбик)

Слайд 13

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло Как свет весенний, как тепло костра: Пусть для тебя источником добра Не станет то, что для другого - зло

Слайд 14

Самостоятельная работа I – Вариант а) -13,4 + 12,1 = б) -37 + 94 = в) -0,81 + 0,66 = а) а = 2,1 б) а = 4,7 II – Вариант а) -17,5 + 11,3 = б) -29 + 47 = в) -0,93 + 0,25 = а) а = 1,9 б) а = 5,7 1. Выполните сложение 2. Найдите значение выражения -3,8 + а, если -1,3 -6,2 57 18 -0,15 - 0,68 -3,8 + 2,1 = -1,7 -3,8 + 1,9 = -1,9 -3,8 + 4,7 = 0,9 -3,8 + 5,7 = 1,9

Слайд 15

Решите задачи (экономика) Фирма «Холодок» по продаже мороженого в жаркий летний день из-за поломки холодильника понесла убытки в размере 780р., а на следующий день холодильник отремонтировали, и фирма получила прибыль в размере 567р. Каким будет результат деятельности фирмы за эти два дня. Ответ поясните Решение: -780 + 567 = -213 Ответ: убыток, 213 рублей

Слайд 16

Решите задачи (физика) 1 заряд – (+67) Кл 2 заряд – (-89) Кл Найдите общий заряд? Решение: +67 + (-89) Ответ: -22 Кл.

Слайд 17

Домашнее задание §3.3 № 1080(1) № 1082 № 1083

Слайд 18

Рефлексия: продолжить предложение. Сегодня я узнал … Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания … Я понял, что … Теперь я могу … Я почувствовал, что Я приобрел … Я научился …

Слайд 19

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике в 6 классе на тему "Сложение чисел с разными знаками"

Представленный урок - урок формирования умений и навыков. На уроке используются разные формы работы, которые повышают работоспособность учащихся. Для реализации целей урока использаваны следующие обо...

конспект урока по математике в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"

способствовать выработке навыков сложения отрицательных чисел и сложения чисел с разными знаками; развитие интуиции, смекалки, устной и письменной математической речи...

Урок математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками"

Материал содержит конспект урока, технологическую карту и самоанализ урока математики в 6 классе по теме: "Сложение чисел с разными знаками" с применением интерактивной доски....

Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками""

Конспект урока, презентация к уроку, сопроводительные бланки для учеников, самоанализ занятия. Урок и самоанализ урока построен в рамках ФГОС 2 поколения....

Презентация к уроку "Сложение чисел с разными знаками" , 6 класс

Презентация к уроку математики в 6 классе.  Тема урока "Сложение чисел с разными знаками....

открытый урок в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками"

Урок и презентация к уроку по теме "Сложение чисел с разными знаками". В основе --  метод проблемного обучения....

Конспект урока "Сложение чисел с разными знаками" (Математика, 6 класс).

Основная цель: побудить интерес к математике и научиться складывать числа с помощью координатной прямой...