Рабочая программа по геометрии для 7-9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник: Геометрия 7-9 класс. Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.. - М. : Просвещение, 2015.
рабочая программа по алгебре (7, 8, 9 класс) на тему

Безверхова Наталья Николаевна

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии. Уровень образования (класс):    основное общее образование  (7-9 классы). Количество часов  -   68. Учитель     Безверхова Н.Н.

Программа разработана  на основе ФГОС ООО (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с изменениями), примерной программы по математике (Примерная основная образовательная программа основного общего образования протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15 размещена на сайте «Реестр примерных ООП» Минобрнауки России http//fgosreestr.ru/node/2068).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край муниципальное образование  Отрадненский район станица Передовая

муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

 

                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

                                                                                             решением педагогического совета

                                                                                             от  31августа 2015 года протокол №1

                                                                                             Председатель педсовета

                                                                                             _____________  Саблина И. Н.

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По    геометрии

Уровень образования (класс):    основное общее образование  (7-9 классы)

     

Количество часов  -   204           

Учитель     Безверхова Н.Н.

Программа разработана  на основе ФГОС ООО (приказ МОН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897, с изменениями), примерной программы по математике (Примерная основная образовательная программа основного общего образования протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15 размещена на сайте «Реестр примерных ООП» Минобрнауки России http//fgosreestr.ru/node/2068).

        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими основными нормативными документами:

      1. Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

     2. ФГОС ООО, утвержденный  Министерством образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

    3. Постановление главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»,

    4. Основная образовательная программа МБОУ СОШ №8,

    5. Примерная программа по математике размещена на сайте «Реестр примерных ООП» Минобрнауки России http//fgosreestr.ru/node/2068,

    6. Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края  от 17.07.2015 № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»,

    7. Письмо Министерства образования и науки Краснодарского края  от 20.08.2015 № 47-12606/15-14 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов»).

Целями основного общего образования с учетом специфики учебного предмета «Геометрия» являются:

  • достижение обучающимся планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости;
  • сознательное овладение учащимися системой геометрических  знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
  • развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления, путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве до уровня позволяющего уверенно использовать их при решении задач вычислительного и конструктивного характера;
  • понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.

          Овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

           Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.

            Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно- научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.

             Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся, а также формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.

           Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.

              Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

              При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

              Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.

           Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного предмета. Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, в воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новой. В соответствии с планируемыми достижениями обучающимися освоения основной образовательной программы МБОУ СОШ №8 решает следующие задачи:

-овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;

- способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;  

-формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;

-воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.  

Рабочая программа соответствует стратегической линии развития общего образования в России и может быть широко использована для преподавания математики в школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

2.Общая характеристика учебного предмета

В курсе геометрии можно выделить следующие основные содержательные линии: «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», "Измерение геометрических величин», «Координаты»,  «Векторы»,  «Логика и множества», «Геометрия в историческом развитии»

Линия «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии)- способствует развитию пространственных представлений учащихся в рамках изучения планиметрии. 

Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических измерений.

Материал, относящийся к содержательным линиям  «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.

 Особенностью линии  «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал изучается преимущественно при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.

Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно- исторической среды обучения.

                   

               3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Базисный учебный план на изучение геометрии в 7-9 классах в основной школе отводит по 2 учебных часа в  неделю , всего 204 урока.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №8, всего на изучение учебного предмета «Геометрия» в основной школе выделяется 204 часа (2 часа в неделю 7класс, 2часа - 8 класс, 2 часа - 9класс, 34 учебных недели).

        В ходе преподавания геометрии в 7-9 классах, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

                1.В направлении личностного развития:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

5) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

           2.В метапредметном направлении:

1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и выводы;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);

9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

           3.В предметном направлении:

 1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, вектор, координаты) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

5.Содержание учебного предмета

Геометрические фигуры

Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».  

Точка, линия, отрезок, прямая, луч, ломаная, плоскость, угол, биссектриса угла и её свойства, виды углов, многоугольники, круг.

Осевая симметрия геометрических фигур. Центральная симметрия геометрических фигур.

Многоугольники

Многоугольник, его элементы и его свойства. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.

Треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки. Равносторонний треугольник. Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника.

Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата.

Окружность, круг

Их элементы и свойства; центральные и вписанные углы. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырёхугольников, правильных многоугольников.

Геометрические фигуры в пространстве (объёмные тела)

Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней. Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

Отношения

Равенство фигур

Свойства равных треугольников. Признаки равенства треугольников.

Параллельность прямых

Признаки и свойства параллельных прямых. Аксиома параллельности Евклида. Теорема Фалеса.

Перпендикулярные прямые

Прямой угол. Перпендикуляр к прямой. Наклонная, проекция. Серединный перпендикуляр к отрезку. Свойства и признаки перпендикулярности.

Подобие

Пропорциональные отрезки, подобие фигур. Подобные треугольники. Признаки подобия.

Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

Измерения и вычисления

Величины

Понятие величины. Длина. Измерение длины. Единицы измерения длины. Величина угла. Градусная мера угла.

Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.

Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов.

Измерения и вычисления

Инструменты для измерений и построений; измерение и вычисление углов, длин (расстояний), площадей. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Тригонометрические функции тупого угла. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Формулы площади треугольника, параллелограмма и его частных видов, формулы длины окружности и площади круга. Сравнение и вычисление площадей. Теорема Пифагора. Теорема синусов. Теорема косинусов.

Расстояния

Расстояние между точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между фигурами.

Геометрические построения

Геометрические построения для иллюстрации свойств геометрических фигур.

Инструменты для построений: циркуль, линейка, угольник. Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,

Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам.

Деление отрезка в данном отношении.

Геометрические преобразования

Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование». Подобие.

Движения

Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос. Комбинации движений на плоскости и их свойства.

Векторы и координаты на плоскости

Векторы

Понятие вектора, действия над векторами, использование векторов в физике, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.

Координаты

Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.

Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

История математики

Школа Пифагора

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.   Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

Перечень практических работ

Количество контрольных работ по геометрии в 7 классе – 6.

  1. Начальные геометрические сведения.
  2. Треугольники.
  3. Параллельные прямые.
  4. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
  5. Прямоугольный треугольник.
  6. Итоговая контрольная работа.

Количество контрольных работ по геометрии в 8 классе – 5.

1. Четырехугольники.

2. Площадь.

3.  Признаки подобия треугольников.

4.Подобные треугольники.

5. Окружность.

Количество контрольных работ по геометрии в 9 классе – 4.

1. Векторы. Метод координат.

2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

3. Длина окружности и площадь круга.

4. Движение.

6.Тематическое планирование

7 классс

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика    ( на уровне учебных действий)

1

2

3

Геометрические фигуры. Измерения и вычисления. История математики.

1.  Начальные геометрические сведения.  

10

    Формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; перпендикулярных прямых;  вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла.

      Формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов, о единственности перпендикуляра к прямой.

Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения.

Геометрическая фигура. Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».  

 От земледелия к геометрии.

3

Понятие  равенства геометрических фигур.

1

Сравнение, измерение отрезков и углов.

3

Смежные вертикальные углы и их свойства.

2

Перпендикулярные прямые.

2

Геометрические фигуры. Отношения.

.

2. Треугольники.

17

Формулировать определения прямоугольного, остроугольного, тупоугольного, равнобедренного, равностороннего треугольников; высоты, медианы, биссектрисы треугольника; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.

 Формулировать определение равных треугольников. Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников.         Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника

Решать задачи на построение, доказательство и вычисления.

       Выделять  в условии задачи условие и заключение. Опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения. Сопоставлять полученный результат с условием задачи.

Треугольник. Первый признак равенства треугольников.

3

Перпендикуляр к прямой.

1

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

2

Равнобедренный треугольник, его свойства и признаки.

2

Второй и третий признаки  равенства треугольников.

5

Простейшие построения циркулем и линейкой: построение биссектрисы угла, перпендикуляра к прямой, угла, равного данному,

4

3. Параллельные прямые.

13

     Формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.

Отношения

Параллельные прямые.

2

Признаки параллельности прямых.

4

Аксиома параллельных прямых.

2

Свойства параллельных прямых.

«Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

5

4. Соотношения между  сторонами и углами треугольника.

18

Геометрические фигуры. Геометрические построения

   

Сумма углов треугольника.

2

         Объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника.

Формулировать и доказывать теоремы соотношениях между сторонами и углами треугольника, сумме углов треугольника, внешнем угле треугольника.

         Исследовать свойства треугольника с помощью компьютерных программ.

         Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Опираясь на данные условия задачи, проводить необходимые рассуждения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

2

Неравенство треугольника.

3

Прямоугольные треугольники, их свойства.

2

Признаки равенства прямоугольных треугольников.

2

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.

2

Построение треугольников по трём сторонам, двум сторонам и углу между ними, стороне и двум прилежащим к ней углам

5

5. Повторение. Решение задач.

10

8 класс

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика    ( на уровне учебных действий)

1

2

3

1. Четырехугольники  

16

Формулировать определения параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции, распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.

  Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках этих фигур.

решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

Геометрические фигуры. Геометрические преобразования 

 

Многоугольник, его элементы. Распознавание некоторых многоугольников. Выпуклые и невыпуклые многоугольники.

4

Параллелограмм, его свойства. Признаки параллелограмма

4

Трапеция.Равнобедренная трапеция

2

Прямоугольник. Ромб. Квадрат.

3

Осевая и центральная симметрии. Геометрия и искусство.

3

2. Площадь

14

Вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций; Формулировать и доказывать теорему, Пифагора, уметь применять ее при решении практических задач.  

Измерения и вычисления.

Понятие о площади плоской фигуры и её свойствах. Измерение площадей. Единицы измерения площади.

2

Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции.

7

Теорема Пифагора. Пифагор и его школа.

5

3. Подобные треугольники.

19

Отношения.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

8

Формулировать и доказывать теоремы  о  признаках подобия треугольников;

 вычислять значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов применяя свойства и признаки  подобия фигур.  Формулировать определения тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника

оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов.

Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.

5

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

2

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

4

4. Окружность.

17

Геометрические фигуры.

Отношения.

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная и секущая к окружности, их свойства.

3

Формулировать определения

окружности, касательной к окружности, центральных и вписанных углов;

формулировать и доказывать теоремы о свойствах этих углов .

Формулировать и доказывать теоремы о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку

Центральные и вписанные углы.

4

Четыре замечательные точки треугольника.

3

Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырёхугольников.

7

5. Повторение. Решение задач.

2

9 класс

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика    ( на уровне учебных действий)

1

2

3

Векторы.

8

Оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить для векторов, заданных координатами: длину, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

 вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Векторы и координаты на плоскости

Понятие вектора, действия над векторами, разложение вектора на составляющие, скалярное произведение.

6

Использование векторов в физике.

2

Метод координат.

10

Вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

 использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Векторы и координаты на плоскости

Основные понятия, координаты вектора, расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Уравнения фигур.

5

Применение векторов и координат для решения простейших геометрических задач.

5

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

11

Оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Векторы и координаты на плоскости. Измерения и вычисления

 

Тригонометрические функции тупого угла. Теорема синусов. Теорема косинусов

5

Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений.

6

Длина окружности и площадь круга.

12

  Вычислять длину окружности, длину дуги окружности;   вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности;

решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин;

выполнять построение правильных много угольников.

Геометрические фигуры. Измерения и вычисления.

Правильные многоугольники.

3

Окружность, круг, их элементы.

2

Вписанные и описанные окружности правильных многоугольников.

Формулы длины окружности и площади круга.  История числа π.

7

Движения.

8

 решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

Геометрические преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование».

2

Осевая и центральная симметрия, поворот и параллельный перенос.

4

Комбинации движений на плоскости и их свойства.

2

Начальные сведения из стереометрии

8

Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

 распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;

 строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры, и наоборот;

 вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Геометрические фигуры

Многогранник и его элементы. Названия многогранников с разным положением и количеством граней.

Первичные представления о пирамиде, параллелепипеде, призме, сфере, шаре, цилиндре, конусе, их элементах и простейших свойствах.

Представление об объёме и его свойствах. Измерение объёма. Единицы измерения объёмов.

 Повторение.

9

7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД

1.1.

Стандарты второго поколения. Примерные программы  по учебным предметам. Математика 5-9 классы

1

1.2.

Геометрия 7-9 класс. Рабочие программы  по  учебнику  Л.С.Атанасяна и др.издательство "Учитель", Волгоград, 2013

1

1.3.

Геометрия 7-9 класс.  Авторы: Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.

60

1.4.

Методические пособия для учителя   «Математика. Интерактивные дидактические материалы» М., Планета 2013

«Планирование учебной деятельности» О.С. Кузнецова 2012

1

2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ                                                

2.1.

Таблицы по геометрии для 7 класса: треугольник и его элементы;

равнобедренный треугольник; виды треугольников;

медианы, биссектрисы и высоты в треугольнике; свойства углов при основании равнобедренного треугольника; свойство медианы равнобедренного треугольника; сумма углов треугольника; соотношения между сторонами и углами треугольника; прямоугольный треугольник и его свойства;

признаки равенства прямоугольных треугольников; построение треугольников.

11

2.2.

Портреты учёных:Рене Декарт, Евклид, Софья Васильевна Ковалевская, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Николай Иванович Лобачевский, Блез Паскаль, Пифагор, Леонард Эйлер

8

3.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ                            

3.1.

Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия «Геометрия 7 класс» (CD).

1

3.2

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)                    

5.1.

Проектор

1

5.2.

Экран навесной

1

5.3.

Персональный компьютер – рабочее   место учителя        

1  

5.4.

Ноутбук

1

6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ          

6.1.

Комплект инструментов классных: линейка-2,  транспортир-3, угольник (30°, 60°)-2, угольник  (45°, 45°)-2, циркуль-2  

11

6.2.

Комплект стереометрических тел
(демонстрационный)    

1

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Геометрические фигуры

  • Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур;
  • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде;
  • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме;
  • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания

Отношения

  • Оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни

Измерения и вычисления

  • Выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • применять формулы периметра, площади и объёма, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях, когда все данные имеются в условии;
  • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни

Геометрические построения

  • Изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни

Геометрические преобразования

  • Строить фигуру, симметричную данной фигуре относительно оси и точки.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • распознавать движение объектов в окружающем мире;
  • распознавать симметричные фигуры в окружающем мире

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать на базовом уровне понятиями вектор, сумма векторов, произведение вектора на число, координаты на плоскости;
  • определять приближённо координаты точки по её изображению на координатной плоскости.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать векторы для решения простейших задач на определение скорости относительного движения

История математики

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;
  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;
  • понимать роль математики в развитии России

Методы математики

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;
  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях

Наглядная геометрия

Геометрические фигуры

  • Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

Измерения и вычисления

  • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
  • вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат;
  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.

  • Оперировать понятиями геометрических фигур;
  • извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
  • применять геометрические факты для решения задач, в том числе, предполагающих несколько шагов решения;
  • формулировать в простейших случаях свойства и признаки фигур;
  • доказывать геометрические утверждения
  • владеть стандартной классификацией плоских фигур (треугольников и четырёхугольников).

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Отношения

  • Оперировать понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция, подобие фигур, подобные фигуры, подобные треугольники;
  • применять теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках при решении задач;
  • характеризовать взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать отношения для решения задач, возникающих в реальной жизни

Измерения и вычисления

  • Оперировать представлениями о длине, площади, объёме как величинами. Применять теорему Пифагора, формулы площади, объёма при решении многошаговых задач, в которых не все данные представлены явно, а требуют вычислений, оперировать более широким количеством формул длины, площади, объёма, вычислять характеристики комбинаций фигур (окружностей и многоугольников) вычислять расстояния между фигурами, применять тригонометрические формулы для вычислений в более сложных случаях, проводить вычисления на основе равновеликости и равносоставленности;
  • проводить простые вычисления на объёмных телах;
  • формулировать задачи на вычисление длин, площадей и объёмов и решать их. В содержании есть ещё и теорема синусов и косинусов. Либо там убрать . либо здесь добавить

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • проводить вычисления на местности;
  • применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности

Геометрические построения

  • Изображать геометрические фигуры по текстовому и символьному описанию;
  • свободно оперировать чертёжными инструментами в несложных случаях,
  • выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решений;
  • изображать типовые плоские фигуры и объемные тела с помощью простейших компьютерных инструментов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
  • оценивать размеры реальных объектов окружающего мира

Преобразования

  • Оперировать понятием движения и преобразования подобия, владеть приёмами построения фигур с использованием движений и преобразований подобия, применять полученные знания и опыт построений в смежных предметах и в реальных ситуациях окружающего мира;
  • строить фигуру, подобную данной, пользоваться свойствами подобия для обоснования свойств фигур;
  • применять свойства движений для проведения простейших обоснований свойств фигур.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений

Векторы и координаты на плоскости

  • Оперировать понятиями вектор, сумма, разность векторов, произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение векторов, координаты на плоскости, координаты вектора;
  • выполнять действия над векторами (сложение, вычитание, умножение на число), вычислять скалярное произведение, определять в простейших случаях угол между векторами, выполнять разложение вектора на составляющие, применять полученные знания в физике, пользоваться формулой вычисления расстояния между точками по известным координатам, использовать уравнения фигур для решения задач;
  • применять векторы и координаты для решения геометрических задач на вычисление длин, углов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

  • использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам

История математики

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;
  • понимать роль математики в развитии России

Методы математики

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;
  • Выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;
  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;
  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

7 класс

         Геометрические фигуры

Ученик научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство) ;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать простейшие планиметрические задачи.

Выпускник получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек ;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

• приобрести опыт выполнения проектов по теме: «Построение отрезков по формуле».

              Измерение геометрических величин

Ученик научится:

• использовать свойства измерения длин при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

8класс

         Геометрические фигуры

Выпускник научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

Выпускник получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

              Измерение геометрических величин

Ученик  научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоу-гольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновели-кости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат я при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

9 клаас

Наглядная геометрия

Выпускник научится:

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда,  правиль-ной пирамиды, цилиндра и конуса;

• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры, и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

• научиться применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.

         Геометрические фигуры

Выпускник научится:

• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;

• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;

• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);

• оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;

• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;

• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Выпускник получит возможность:

• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;

• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;

• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;

• научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;

• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;

• приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».

              Измерение геометрических величин

Выпускник научится:

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;

• вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;

• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;

• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;

• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).

Выпускник получит возможность научиться:

• вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоу-гольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновели-кости и равносоставленности;

• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.

      Координаты

Выпускник научится:

• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;

• использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.

Выпускник получит возможность:

• овладеть координатным методом решения задач на вычисления и доказательства;

• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

• приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

        Векторы

Выпускник научится:

• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;

• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;

• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.

Выпускник получит возможность:

• овладеть векторным методом для решения задач на вычисления и доказательства;

• приобрести опыт выполнения проектов на тему «применение векторного метода при решении задач на вычисления и доказательства».

СОГЛАСОВАНО:                                                                       СОГЛАСОВАНО:    

Протокол заседания    МО                                                          зам. директора по УВР

 от 27 августа 2015 г.  №1                                                           _________ Хлыстунова.Ю.И.                                                                                                                Руководитель МО___________/Безверхова Н.Н./               28 августа  2015 г.          

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по английскому языку во 2 классе, разработанная на основе программы курса «Английский язык. Программа для общеобразовательных учреждений 2-4 классы» (Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш.)

Рабочая программа    по  английскому языку во  2  классе, разработанная к учебнику "Английский язык. English-2": учеб. для 2 класса общеобразоват.учреждений/ Кузовлев...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...