Методика проведения практического занятия с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов». по дисциплине «Математика»
методическая разработка по алгебре на тему

Зеленева Татьяна Анатольевна

            Данная работа является методической разработкой  практического занятия по теме: «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»» для студентов, обучающихся по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Возможно её применение в ходе изучения дисциплины «Математика» по другим специальностям.

            Разработка отражает методику решения задач развитие вычислительных навыков студентов в процессе совершенствования практических навыков будущих специалистов – экспертов.

            Может быть использована преподавателями математики для организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_matematike.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

Методика проведения практического занятия

с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов».

 по дисциплине «Математика»

                                                                        Автор: Зеленева Т.А.

                                                                                     

г. Лебедянь, 2014 г.

        Данная работа является методической разработкой  практического занятия по теме: «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»» для студентов, обучающихся по специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров. Возможно её применение в ходе изучения дисциплины «Математика» по другим специальностям.

        Разработка отражает методику решения задач развитие вычислительных навыков студентов в процессе совершенствования практических навыков будущих специалистов – экспертов.

        Может быть использована преподавателями математики для организации учебного процесса.

Оглавление

1. Введение        

II Основная часть        

2.1. Организация занятия        

2.2. Методические указания …………………………………………………………………...10              

2.3. Актуализация знаний………………………………………………………………………10

2.4. Практическая часть        

2.5. Подведение итогов занятия        

2.6. Домашнее задание…………………………………………………………………………12

2.7. Заключительная часть.…………………………………………………………………….12

III Заключение ………………………………………………………………………………….13

Список литературы        

Приложение 1 ..............................................................................................................................15

1. Введение

        Данная методика практического занятия по теме «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, рабочей программы по специальности 100801 Товароведение экспертиза качества потребительских товаров по дисциплине «Математика». Тема методической разработки представляет  собой практическое занятие с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс Экспертов». Тема является профессионально ориентированной, и результат её изучения имеет практическую значимость для будущего специалиста – товароведа-эксперта.

        В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Математика» по теме «Основы теории вероятности» студент должен знать: основные положения комбинаторики; классическое определение вероятности; формулы Бернулли, Байеса и полной вероятности; уметь: вычислять вероятность события; оперировать с вероятностями; применять формулы Бернулли, Байеса и полной вероятности.

        Исходя из вышесказанного рекомендуется следующая формулировка целей и задач занятия:

а) образовательная: совершенствование навыков и развития умений решения задач по теме «Элементы теории вероятности»; закрепление умений пользоваться формулами для решения задач;

б) развивающая: развитие вычислительных навыков, логического мышления, памяти, интереса к дисциплине и к выбранной профессии, оказывать стимулирующее воздействие на познавательную, деятельность студентов, развивать самостоятельность в работе.

в) воспитательная: воспитание чувства коллективизма, чувства ответственности, стремления к творческой деятельности, возможности яркого самовыражения.

        Изучение данной темы очень важно, так как элементы теории вероятности применяются к решению статистических, экономических, технических и других задач.

        Эффективность данного метода, состоит в том, что студенты работают, не только индивидуально, но и в группах. От работы каждого зависит успех команды, что не мало важно при работе на предприятии. Современному работнику требуются отличная профессиональная подготовка, глубокие теоретические знания и практический опыт.

        Опыт проведения данных занятий с применением компьютера свидетельствует об эффективности данной технологии. Это можно объяснить следующим:

- студент работает активно и самостоятельно в пределах «подготовленной дидактической среды»;

- реализуется целеполагание: студент знает, чем он будет заниматься на занятии; мотивация является важным шагом на пути выбора заданий;

- изменяется форма контроля: студента контролирует компьютер, но сам он контролирует себя, тщательно проверяя свою работу;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- творческий подход к составлению задач;

- у студента вырабатываются умения соблюдать тишину, работать концентрированно, не мешая другим, развиваются навыки коммуникативной культуры.

В качестве основных методов организации учебного процесса целесообразно использовать практический и проблемный методы. Их реализация способствует развитию практических умений будущих специалистов в области решения задач, работы на ПК, умения самостоятельно анализировать, сопоставлять факты и делать логические выводы.

        Практический метод используется в основной части занятия при выполнении всех заданий.

Суть проблемного метода заключается в том, что перед студентами ставится проблема и показываются пути ее решения. Данный метод дает возможность показать образец постепенного логического решения проблемы. Студенты получают эталон мышления и познания, развертывания познавательных действий.

        Следует обратить внимание на выбор методов актуализации учебного материала.

        Актуализация знаний одновременно проводится методами компьютерного тестирования, фронтальным опросом с применением мультимедийной презентации, что видится наиболее целесообразным на данном занятии, это позволяет напомнить студентам теоретические основы по данному разделу, сэкономить время опроса студентов и проконтролировать знания каждого из них. Вид теста зависит от уровня подготовленности группы.

        Необходимо уделить особое внимание инструктажу по технике безопасности.

        Для эффективного использования предлагаемой методики каждому преподавателю следует изучить междисциплинарные связи между дисциплинами: «Математика», «Информатика», «Статистика», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Организация коммерческой деятельности», «Физика» по теме занятия.

        Рекомендуется предварительно сформировать у студентов навыки решения и составления задач, работы на ПК с тестами, подготовки компьютерных презентаций.

        Немаловажная роль на занятии отводится «подготовленной дидактической среде» и техническому оборудованию.

В ходе занятия преподавателю или жюри рекомендуется вести листок учета устных ответов и качества выполнения практических заданий, который используется для объективной оценки работы каждого студента при подведении итогов.

Предлагаемую методику, возможно, использовать для организации учебного процесса по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, Операционная деятельность в логистике и других.

Подобные занятия чрезвычайно перспективны. Формируется иная, чем на традиционном уроке, культура поведения преподавателя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы студентов, оказывая индивидуальную помощь только в случае необходимости, осторожно направляя саморазвитие студентов.

План занятия

1. Организационный момент. (5 мин.)

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности кабинета.

1.3. Запись отсутствующих.

1.4. Сообщение темы.

1.5. Мотивация учебной деятельности.

1.6. Постановка цели и задач занятия.

II. Методические указания (2 мин)

III. Актуализация знаний (10 мин.)

3.1. Методические указания к 1-му конкурсу «Выполни тест», инструктаж по ТБ.

3.2. Выполнение задания 1-го конкурса.

3.3. Методические указания ко 2-му конкурсу «Узнай формулу».

3.4. Выполнение заданий 2-го конкурса.

3.5. Подведение итогов по результатам 1-го и 2-го конкурсов.

IV. Совершенствование практических навыков и развитие умений. (65 мин.)

4.1. Методические указания  к 3-му конкурсу «Разминка».

4.2. Выполнение задания 3-го конкурса.

4.3. Методические указания к 4-му конкурсу «Вычисли вероятность».

4.4. Выполнение задания 4-го конкурса.

4.5. Методические указания к 5-му конкурсу «Реши и объясни»

4.6. Выполнение задания 5-го конкурса.

4.7. Методические указания к 6-му конкурсу «Кто кого»

4.8. Выполнение задания 6-го конкурса.

4.9. Подведение итогов по 6-му заданию.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (6 мин)

VI. Домашнее задание (1 мин.)

VII. Заключительная часть (1 мин.)

II Основная часть

2.1. Организация занятия  (5 мин.)

2.1.1. Оргмомент.

Как уже отмечалось, организация занятия является значимой для последующего процесса обучения на данном занятии. Поэтому следует тщательно продумать элементы оргмомента и способы их презентации. В ходе оргмомента преподавателю рекомендуется проверить готовность кабинета и группы к занятию, заслушать информацию дежурного студента и сделать необходимые записи в учебном журнале. В том случае, если студенты еще не организовались для четкого восприятия учебного материала, необходимо словесным методом мотивировать их к данному действию.

Сообщение темы занятия «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»», вида нацеливает студентов на работу в определённом направлении. Данная методика предусматривает практическое занятие с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов».

2.1.2. Мотивации учебной деятельности.

Проводится словесным методом, преподаватель акцентируют внимание студентов, что настоящее время теория вероятностей характеризуется всеобщим подъёмом интереса к ней, а её методы находят широкое применение  в различных отраслях науки и народного хозяйства.

        Наука о случайных явлениях завоевывает всё новые и новые области применения. Теперь немыслимо успешное развитие теории массового обслуживания, теории информации, управления, надёжности, теории физики и астрономии, экономики и других разделов науки без чётких представлений о случайных явлениях и их закономерностей.

Вам как будущим товароведам-экспертам  также необходимы знания в области теории вероятностей, так как рынок труда ставит специалистов в конкурентные отношения друг к другу, поэтому современному работнику нужны отличная профессиональная подготовка, глубокие теоретические знания и практический опыт. Только в этом случае молодой специалист сумеет сориентироваться в рыночных отношениях и успешно решать свои жизненные проблемы.

В ходе мотивации приводятся высказывания русского поэта Надсона, при наличие зрительной опоры в виде слайда компьютерной презентации:

Меняя каждый миг свой образ прихотливый

Капризна, как дитя,

И призрачна, как дым,

Кипит повсюду жизнь

В тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным.

2.1.3. Постановка целей занятия.

Увязывается по смыслу с мотивацией и ставится цель проведения практического занятия.

2.2. Методические указания (2 мин.)

Введение в ролевую ситуацию осуществляются словесным методом.

Студентам предлагается представить ситуацию: вы уже окончили техникум, получили квалификацию по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и устроились на работу. Среди работников различных сфер часто проводятся конкурсы профессионального мастерства. По Лебедянскому району объявлен конкурс экспертов в области решения задач связанных с теорией вероятностей. И вы в числе команды от организации участвуете в этом конкурсе.

 Преподаватель в роле главного организатора конкурса представляет и членов жюри и команды. Объявляются условия конкурса: в области теории вероятностей вам предлагается:

  1.  Пройти контрольный тест (показать теоретические знания по теме)  
  2.  Решить задачи (показать практические навыки и умения).

Жюри за каждое задание выставляют командам баллы с учетом положения.

Капитанам предлагается оценить работу каждого члена его команды.

По результатам конкурса команды, занявшие призовые места награждаются дипломами.

2.3. Актуализация   (10 мин.)

2.3.1. Методические указания к 1-му конкурсу «Выполни тест», инструктаж по ТБ

Следует провести инструктаж по ТБ, дать методические указания по выполнению теста на основе индивидуального раздаточного материала. Задания теста основываются на ранее изученной теории по теме «Элементы теории вероятности». Ограничивается время выполнения теста (10 мин.). Контроль, за результатом, также проводится компьютеризировано.

2.3.2. Выполнение задания 1-го конкурса. 

Метод – самостоятельная индивидуальная работа.

2.3.3. Методические указания  ко 2-му конкурсу «Узнай формулу.

Метод словесный. Командам,  предлагается назвать, в каких вычислений применяется  та или иная формула. Формулы показаны на слайдах презентации.

2.3.4. Выполнение заданий 2-го конкурса.

Метод – фронтальный опрос.

2.3.5. Подведение итогов по результатам 1-го и 2-го конкурсов.

Используются методы – словесный, машинный контроль

2.4. Практическая часть  (65 мин.)

2.4.1. Методические указания к заданию 3-го конкурса «Разминка»

        Преподаватель сообщает, что раздел математики «Комбинаторика» широко применяется в теории вероятностей, теории массового обслуживания, теории управляющих систем и вычислительных машин и других разделах науки и техники. Поэтому вам предлагаются задачи из этой области. Решение задач устное.

2.4.2. Выполнение задания 3-го конкурса

Реализуется метод – устное решение задач

2.4.3. Методические указания к  заданию 4-го конкурса «Вычисли вероятность»

Предлагается текст задачи, который находится на слайде презентации. У доски решает задачу член той команды, которая первой подняла флажок

2.4.4. Выполнение задания 4-го конкурса

        Реализуется метод – решение задачи у доски с объяснением.

2.4.5. Методические указания к  заданию 5-го конкурса «Реши и объясни»

Командам предлагается самостоятельно решить задачи на карточках и объяснить их решение. Текст задач изображён на слайдах презентации

2.4.6. Выполнение задания 5-го конкурса

Реализуется метод работа в группах.

Преподаватель выполняет контролирующую и консультирующую функции.

Используются индивидуально-визуальный и фронтальный методы контроля.

2.4.7. Методические указания к заданию 6-го конкурса «Кто кого»

        Команды заранее подготовили задачи, с учётом специфики работы предприятий на которых они работают, которые предлагаются другим командам для решения.

2.4.8. Выполнение задания 6-го конкурса.

Реализуется метод самостоятельная работа

Преподаватель выполняет контролирующую и консультирующую функции.

2.4.9. Проверка задания 6-го конкурса

Используются метод – взаимопроверка.

        

2.5. Подведение итогов занятия  (6 мин.)

Преподаватель подводит итог занятия. Для оценки работы команд предоставляем слово жюри.

Предоставляется слово капитанам команд для оценки работы их членов.

Оценка работы капитанов…

Заканчивается  работа  по модели «Конкурс экспертов» словами  М.И. Калинина

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»

2.6. Домашнее задание. (1 мин.)

Наличие домашнего задания является вариативным, зависит от уровня подготовленности группы и последующего материала.

Один из вариантов: оставить задачи по теме «Элементы теории вероятности».

2.7. Заключительная часть. (1 мин.)

Используется словесный метод.

III. Заключение

Предлагаемая методика способствует реализации задач практического обучения по дисциплине «Математика», стимулирует познавательную деятельность студентов на основе практической значимости умений и навыков, совершенствующихся в ходе занятия.

Использование ярко выраженных междисциплинарных связей помогает в комплексной подготовке современного специалиста, умеющего применять знания из различных областей для решения конкретной профессиональной задачи.

Предлагаемая методика может быть усовершенствована путем изменения содержания практических заданий, методов, применяемых на этапе актуализации знаний, совершенствования практических навыков и развития умений.  

Список литературы

1. ФГОС СПО

2. Богомолов Н.В.. Практические занятия по математике. - М.: Высшая школа, 2010

3. Валуце И.И.. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2008

4. Виленкин И.В., Гробер В.М.. Высшая математика. - Ростов – на – Дону «Феникс», 2005

5. Данко П.Е.. Высшая математика в упражнениях и задачах. ч.1, 2. - М.: Высшая школа, 2008

6. Кремер Н.М.. Высшая математика для экономистов. - М.: ЮНИТИ, 2009

7. Колде Я.К. Практикум по теории вероятностей и математической статистике. - М.: «Высшая школа», 2007

8. Лисичкин В.Т. Математика. – М.: Высшая школа, 2010

9. Семушина Л.Г.; Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в

средних специальных учебных заведений. - М.: Мастерство, 2001

10. Смирнова Г.П. Методические рекомендации по методической работе преподавателя. – М.: УМЦ СПО МСХ РФ, 2003

11. Филимонова Е.В. Математика для средних учебных заведений: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008

Приложение 1

Тема занятия: «Решение задач по теме

            «Элементы теории вероятности»»

Тип занятия: совершенствование навыков и развития умений

Вид занятия: практический

Метод проведения: практическое занятие с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов».

Цели занятия:

а) образовательная: совершенствование навыков и развития умений решения задач по теме «Элементы теории вероятности»; закрепление умений пользоваться формулами для решения задач;

б) развивающая: развитие вычислительных навыков, логического мышления, памяти, интереса к дисциплине и к выбранной профессии, оказывать стимулирующее воздействие на познавательную, деятельность студентов, развивать самостоятельность в работе.

в) воспитательная: воспитание чувства коллективизма, чувства ответственности, стремления к творческой деятельности, возможности яркого самовыражения.

МПС «Статистика», «Физика», «Информатика», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров», «Организация коммерческой деятельности»

МТО занятия:

- компьютерный класс;

- компьютерный тест «Элементы теории вероятности»;

- памятка по выполнению теста,

- Компьютерная презентация «Основные формулы по теории вероятности»;

- корточки с задачами;

- карточки для самостоятельной работы;

- «Лист учёта знаний»;

- Карточки и названием и номером команд, бейджики.

- сигнальные флажки.

Литература

  1. Афанасьева О.Н. и др. Сборник задач по математике для техникумов. – М.: «Наука», 2007.
  2. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. – М.: Высшая школа, 2008
  3. Валуцэ И.И. Математика для техникумов. - М.: Наука, 2008.
  4. Данко П.Е. и др. Высшая математика в упражнениях и задачах. – М.: Высшая школа, 2008.
  5. Колде Я.К. Практикум по теории вероятностей и математической статистике. - М.: «Высшая школа», 2007

6. Лисичкин В.Т. Математика. – М.: Высшая школа, 2010.

Ход занятия

  1. Организационный момент. (5 мин.)
  1. Приветствие студентов.
  2. Проверка готовности кабинета к уроку.
  3. Запись отсутствующих.
  4. Сообщение темы

Тема  нашего занятия сегодня: «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности».

1.5. Мотивация. Метод – словесный с использованием компьютерной презентации.

Вслушайтесь в строки стихотворения русского поэта Надсона:

Меняя каждый миг свой образ прихотливый

Капризна, как дитя,

И призрачна, как дым,

Кипит повсюду жизнь

В тревоге суетливой,

Великое смешав с ничтожным и смешным.

        Эти строки заставляют задуматься над вопросом, который издавна волновал человечество: «Что такое жизнь?»

        По словам академика Опарина, жизнь такое загадочное слово для каждого мыслящего человека.

        В течение веков учёные наблюдали, проводили исследования, создавали гипотезы.

        В своей практической деятельности мы часто встречаемся с явлениями, исход которых невозможно предсказать, результат которых зависит от случая.

В каком веке возникла теория вероятностей, как раздел математики? (В середине 17 века)         

В настоящее время теория вероятностей характеризуется всеобщим подъёмом интереса к ней, а её методы находят широкое применение  в различных отраслях науки и народного хозяйства.

        Наука о случайных явлениях завоевывает всё новые и новые области применения. Теперь немыслимо успешное развитие теории массового обслуживания, теории информации, управления, надёжности, теории физики и астрономии, экономики и других разделов науки без чётких представлений о случайных явлениях и их закономерностей.

Вам как будущим экспертам  также необходимы знания в области теории вероятностей, так как рынок труда ставит специалистов в конкурентные отношения друг к другу, поэтому современному работнику нужны отличная профессиональная подготовка, глубокие теоретические знания и практический опыт. Только в этом случае молодой специалист сумеет сориентироваться в рыночных отношениях и успешно решать свои жизненные проблемы.

1.6. Сообщение цели занятия. Метод - словесный

Следовательно, целью нашего занятия является совершенствование навыков и развития умений решения задач по теме «Элементы теории вероятности»; закрепление умений пользоваться формулами для решения задач;

развитие вычислительных навыков, логического мышления, памяти, самостоятельности, а также умений работать в коллективе и ответственно относиться к своей работе.

Занятие проведём в виде модели «Конкурс экспертов». (Работаем без перемены)

  1. Методические указания (2 мин)

2.1. Методические указания.  Метод - словесный

        Итак, представьте ситуацию, что вы уже окончили техникум, получили квалификацию по специальности Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» и устроились на работу. Среди работников различных сфер часто проводятся конкурсы профессионального мастерства. По Лебедянскому району объявлен конкурс экспертов в области решения задач связанных с теорией вероятностей. И вы в числе команды от организации участвуете в этом конкурсе.

         Я являюсь главным организатором конкурса. Мои помощники члены жюри ……..

Приветствуем команды:

- команда №1 с предприятия  «ОАО ЛИМАК»  капитан - ...    

- команда №2 с предприятия  «ОАО Лебедянский»  капитан - ...    

- команда №3  с организации  «Matrix»  капитан – ...      

- команда №4 с предприятия  «ООО компания Ассоль»  капитан -  ...    

- команда №5 с предприятия  «ООО ЛеМаЗ»  капитан -  ...  

По условиям конкурса  в области теории вероятностей вам предлагается:

1. Пройти контрольный тест (показать теоретические знания по теме)  

2. Решить задачи (показать практические навыки и умения).

Жюри за каждое задание выставляют командам баллы с учетом положения.

Капитанам предлагается оценить работу каждого члена его команды.

По результатам конкурса команды, занявшие призовые места награждаются дипломами.

III.  Актуализация знаний (10 мин.)

3.1. Методические указания  к 1-му конкурсу,  инструктаж по технике безопасности. Метод – словесный с использование инструкций по ТБ

1 конкурс  «Выполни тест». Метод – индивидуальная самостоятельная работа

По два человека от команды выполняют компьютерный тест.

Для того чтобы выполнить тест вам необходимо воспользоваться памяткой, которая находится у вас на столе. По завершению работы с тестом вы получите сообщение о количестве правильных ответов и оценку за работу. Учитывается время и правильность выполнения.

Инструктаж по технике безопасности

Так как вы будете работать на компьютере, то вам необходимо соблюдать все правила по технике безопасности при работе с ПК. Они находятся на рабочих местах. И прежде чем приступить к  работе на ПК,  вам необходимо их вспомнить.

Приступите к выполнению задания.

3.2.  Выполнение задания 1-го конкурса. Метод – самостоятельная индивидуальная работа.

3.3. Методические указания  ко 2-му конкурсу. Метод словесный.

2 конкурс «Узнай формулу».   Командам,  предлагается назвать, в каких вычислений применяется  та или иная формула. Формулы показаны на слайдах презентации.

3.4. Выполнение заданий 2-го конкурса. Метод – фронтальный опрос.

3.5. Подведение итогов по результатам 1-го и 2-го конкурсов.

Методы – словесный, машинный контроль

Подведём итоги тестирования  … человек, показали отличные знания, …человек показали хорошие знания.

Команды …. Показали хорошие знания формул.

Итак, у вас достаточные теоретические знания, которые вам необходимо  применить на практике решая конкретные задачи.

  1. Совершенствование практических навыков и развитие практических умений.  (65 мин.)

4.1. Методические указания к 3-му конкурсу.  Метод - словесный

3 конкурс «Разминка». Метод – устное решение задач. 

Раздел математики «Комбинаторика» широко применяется в теории вероятностей, теории массового обслуживания, теории управляющих систем и вычислительных машин и других разделах науки и техники. Поэтому вам предлагаются задачи из этой области. Решение задач устное.

4.2. Выполнение задания 3-го конкурса.

Задача 1. Сколькими способами можно расставить на одной полке 5 коробок конфет.

Задача 2. В бригаде из 10 человек нужно выделить 2 –х для работы на определённом участке. Сколькими способами это можно сделать?

Задача 3.  Сколько существует вариантов распределения трёх призовых мест, если в розыгрыше учувствуют 5 команд?

4.3. Методические указания к 4-му заданию. Методы – словесный, наглядный

4 конкурс «Вычисли вероятность».

Предлагается текст задачи. У доски решает задачу член той команды, которая подняла флажок.

4.4. Выполнение задания 4-го конкурса. Метод – решение задачи у доски с объяснением. 

Задача 1. В ящике находятся 10 лампочек по 15 Вт, 10 – по 25 Вт, 15 – по 60 Вт и 25 – по 100 Вт. Определите вероятность того, что взятая наугад лампочка имеет мощность более 60 Вт, если известно, что число ватт на взятой лампочке – четное.

Задача 2.  Вероятность того, что на рынке  г. Липецка имеются груши, выращенные в Лебедянском районе, равна 0,5. Вероятность того, что груши из Лебедянского района хорошего качества, 0,9, а вероятность того, что этот продукт будет продаваться по приемлемой цене, равна 0,8. Найти вероятность покупки этих груш.

Задача 3. С первого станка на сборку поступает 40%  изготовленных деталей, со второго – 30%, а с третьего – 30%. Вероятность изготовления бракованной детали для каждого станка равна соответственно 0,01; 0,03; 0,05. Найти вероятность того, что наудачу выбранная деталь оказалась бракованной.

4.5. Методические указания к 5-му заданию. Метод словесный

Командам предлагается самостоятельно решить задачи на карточках и объяснить их решение.

5 конкурс «Реши и объясни».

Задача 1. На ООО «ЛеМаЗ» поступила партия деталей. В ящике находятся  20 деталей, причём пять из них с дефектами. Контролёр взял наудачу три детали. Найти вероятность того, что, по крайней мере, одна из взятых деталей окажется с дефектами (событие А)

Задача 2. На заводе работают четыре автоматических линии. Вероятность того, что в течение рабочей смены первая линия не потребует регулировки, равна 0,9, втора – 0,8, третья – 0,75, четвёртая – 0,7. Найти математическое ожидание числа линий, которые в течение рабочей смены не потребуют регулировки.

4.6. Выполнение задания 5-го конкурса.  Метод – работа в группах.

 4.7. Методические рекомендации к 6-му конкурсу.

6 конкурс «Кто кого». 

Команды заранее подготовили задачи, которые предлагаются другим командам для решения.

4.8. Выполнение заданий 6-го конкурса. Метод – самостоятельная работа.

Задача 1. Покупатель может купить лучший сорт хлеба в одном из трёх магазинов с вероятностью, соответственно равной 0,5; 0,3; 0,2. Вероятность того, что в соответствующем магазине нужный сорт хлеба будет отсутствовать, равна 0,1; 0,5; 0,6. Покупатель купил нужный сорт хлеба  в одном из магазинов. Найти вероятность  того, что это был второй магазин.

Задача 2. На стеллаже стоят 40 пачек сока: 20 - «Фруктовый сад», 15 - «Я», 5- «Тонус». Найти вероятность того, что наугад взятая пачка окажется не сок «Тонус».

Задача 3. Испытывается светооптическое устройство автомобиля, состоящее из четырёх независимо работающих приборов. Вероятность отказа каждого их приборов соответственно р1=0,1; р2=0,2; р3=0,3; р4=0,2. Найти закон распределения этой случайной величины, математическое ожидание и дисперсию числа отказавших приборов.

Задача 4. В ящике находятся 18 деталей, из которых 10 деталей для холодильной камеры. Рабочий берёт наудачу одну за другой 2 детали. Найти вероятность того, что обе детали окажутся для холодильной камеры.

Задача 5. Вероятность того, что расход электроэнергии в цеху в течение суток не превысит установленной нормы, равна р=0,85. Найти вероятность того, что в ближайшие 25 суток расход электроэнергии в течении 20 суток не превысит нормы.

4.9. Проверка задания 5-го конкурса. Метод – взаимопроверка.

Каждая команда проверяет решение  другими командами их задачи. Членом команды зачитывается задачи и сообщается результат решения.

(Если решены не все задачи, то предлагается после конкурса обменяться мнениями.

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (6 мин.)

Подведём итоги.

В процессе работы вы показали свои теоретические знания и практические умения. И для их оценки предоставляем слово жюри…

Предоставляется слово капитанам команд для оценки работы их членов.

Оценка работы капитанов…

Закончить работу  по модели «Конкурс экспертов» я хочу словами  М.И. Калинина

«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе»

  1. Домашнее задание. (1 мин.)

Составить задачи по теме «Элементы теории вероятности».

  1. Заключительная часть. (1 мин.)

Какие вопросы у вас возникли по ходу занятия?

По домашнему заданию?

Урок окончен.

Спасибо всем за  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В», «С».

Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей. Автотренажеры позволяют приблизить условия обучения к реальным, не подвергая студента и инструктора опасност...

Методическая разработка на тему: "Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и по экономике отрасли"

В методической разработке рассматриваются приемы и методы, которые целесобразно применять на практических занятиях по экономике организации (отрасли), обосновывается необходимость применения активных ...

Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) .

Методика проведения практических занятий отвечает на следующие вопросы:1.Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?2.Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержан...

Методика проведения практического занятия по управлению конфликтом

Методические указания позволяют студенту выполнить практическую работу по дисциплине Менеджмент самостоятельно или в составе группы....

Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В»

Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей....

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования, учебная дисциплина ОГСЭ. 02 «История»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью  ППССЗ ОГБПОУ  «Смоленский политехнический техникум» по специальностям среднего про...