Методика проведения практического занятия по управлению конфликтом
методическая разработка по экономике по теме

Методические указания позволяют студенту выполнить практическую работу по дисциплине Менеджмент самостоятельно или в составе группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_temy_upravlenie_konfliktom.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодёжной политики ХМАО-Югры

Автономное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа Югры

«Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»

Методическая разработка

 практического занятия по дисциплине Менеджмент, по теме

Управление конфликтами и стрессами

Преподаватель Ковалева С.Е.

Рассмотрено на заседании

Кафедры экономики и менеджмента

«___» ноября 2013г.  Протокол №__

2013

Держи подальше мысль от языка,

а необдуманную мысль от действия.

У. Шекспир

Практическое занятие

Производственные ситуации по разрешению конфликтов

Цели:

  • Закрепить общее представление о сущности конфликтов в организации, их природе и типологии.
  • Сформировать общее представление о конфликтогенах и их основных характеристиках.
  • Показать стратегии поведения в конфликтной ситуации, а также плюсы и минусы каждой стратегии.

Общие положения

1. Под конфликтом понимается предельное обострение противоречий между людьми и коллективами (или элементами внутренней структуры личности).

Противоречие и конфликт не тождественны. Конфликт вероятен лишь в случае, когда обострение противоречий между людьми (или внутри структуры самой личности) становится помехой их нормальному взаимодействию или делает такое взаимодействие невозможным.

2. В качестве причин конфликтов далее рассматриваются непонимание или противоположности интересов, позиций, целей, мнений и взглядов, отсутствие согласия между сторонами. Также причинами конфликта могут выступать ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, представлениях и ценностях, в манере поведения, в уровне образования, а также неэффективные коммуникации.

3. Под конфликтогенами подразумеваются слова, действия или бездействие, которые могут привести к конфликту.

4. За наиболее распространённые типологии конфликтов приняты следующие:

• по сторонам, вовлечённым в конфликт (внутриличностный, межличностный конфликты, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт),

• по направленности воздействия (горизонтальные, вертикальные и смешанные конфликты),

• по степени выраженности конфликта (скрытые, открытые),

• по влиянию конфликта на развитие организации (конструктивные, деструктивные),

• по позиции сторон в конфликте (активные, пассивные),

• по степени напряженности (слабый, средний, сильный);

• по временным параметрам (кратковременные, быстротечные, длительные),

• по характеру источника конфликта (ресурсные, позиционные, инновационные, структурные).

5. В качестве основных стадий развития конфликта рассматриваются следующие:

• скрытая стадия (предконфликтная ситуация),

• стадия открытого конфликта,

• стадия разрешения (завершения) конфликта.

Признаком перехода из скрытой стадии в открытую является переход к конфликтному поведению.

6. В качестве основных стратегий поведения в конфликтной ситуации приняты стратегии, выделяемые К.Томасом:

  • соперничество, или конкуренция, предполагает открытую борьбу за свои интересы, упорное отстаивание собственных интересов. Человек борется за свои права, но полагается преимущественно на «применение силы» для обеспечения победы своих аргументов;
  • игнорирование, или уклонение, уход – это стремление выйти из конфликта, не решая его, проигнорировать возникающие противоречия;
  • компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;
  • сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющая интересы всех сторон; пусть длительная и состоящая из нескольких этапов, но идущая на пользу дела. Это проявление готовности к углубленному изучению интересов сторон и поиску взаимовыгодных альтернатив;
  • приспособление – изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий. Фактически человек отказывается от своих интересов, достижения собственных целей, тем самым давая партнеру возможность осуществить его цели.

Стратегия поведения в конфликтной ситуации определяется той мерой, в которой член коллектива хочет удовлетворить собственные интересы, действуя активно или пассивно (напористостью) и мерой, в которой он хочет соблюсти интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально (кооперацией).

Задание

        Для работы необходимо сформировать 5 подгрупп и распределить роли для проведения дискуссии.

1. Изучить краткий конспект основных теоретических положений, необходимых для выполнения работы. (5 мин.)

2.  Просмотреть видео-кейс (20мин.)

3.  Письменно ответить на следующие вопросы: (15 мин.)

3.1. К какому типу конфликтной ситуации вы отнесете события этого сюжета?

3.2. Какие действия и слова участников приводят к развитию конфликта?

3.3. Какие стратегии поведения в конфликтной ситуации демонстрировали участники?

3.4. Предложите варианты оптимизации деятельности участников конфликтной ситуации на разных этапах ее развития, которые могли бы разрешить конфликт в коллективе конструктивным образом?  Доклад составляется совместным трудом группы, выступает один человек.

4. Изложение и обсуждение проектов. Каждая малая группа излагает свой проект всей группе в течение 5 минут, отвечает на вопросы.  (30 мин.)

В ходе обсуждения рекомендуется делать необходимые для вас пометки в рабочем конспекте.

5. Обсудить в малых группах полученный результат,  сделать вывод по практической работе и оформить отчет. В тетради для практических занятий ответить на вопросы теста.(10 мин.)

Литература

  1. Вачугов В.В. Основы менеджмента. Учебник для СПО. - М.: Высш.школа, 2006, стр. 190-200
  2. Драчева Е.Л. Менеджмент. Учебник. – М.: Академия, 20063, стр. 236-252
  3. Разу М.Л. Менеджмент: учебное пособие для СПО. – М.: КНОРУС, 2008, стр.255-262
  4. Журналы: «Менеджмент в России и за рубежом», «Управление персоналом»,  «Служба кадров и персонал».

Модель управленческого конфликта как процесса

        

Сетка Томаса-Килменна

        высокая

Соперничество

Сотрудничество

Уклонение

Приспособление

        Собственные

        интересы
     низкая

                             низкая                       Интересы  оппонента               высокая

Ассертивность  - способность индивида отстаивать свою позицию в процессе общения, уважая мнение других субъектов взаимодействия.

Толерантность – Терпимость, отсутствие или ослабление реагирования на неблагоприятные факторы в результате снижения чувствительности к их воздействию.

Профилактика конфликтов:

  • Улучшение условий и организации труда и быта
  • Совершенствование системы мотивации
  • Соблюдение трудового законодательства
  • Соблюдение служебной этики
  • Учет ожиданий подчиненных
  • Совершенствование коммуникаций
  • Улучшение социально-психологического климата
  • Обучение персонала приемам саморегуляции поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В», «С».

Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей. Автотренажеры позволяют приблизить условия обучения к реальным, не подвергая студента и инструктора опасност...

Методические материалы для проведения практического занятия «Эффективное разрешение конфликтов в педагогической деятельности»

Методическая разработка содержит подробное описание практических упражнений для тренинга по разрешению конфликтов в учебно-образовательном процессе....

Методическая разработка на тему: "Методика проведения практических занятий по экономике организации (предприятия) и по экономике отрасли"

В методической разработке рассматриваются приемы и методы, которые целесобразно применять на практических занятиях по экономике организации (отрасли), обосновывается необходимость применения активных ...

Методика проведения практического занятия (урока – экскурсии) .

Методика проведения практических занятий отвечает на следующие вопросы:1.Для чего подготовлена и проводится экскурсия (цель, задачи)?2.Какие вопросы освещаются на экскурсии (чему посвящено ее содержан...

Методика проведения практического занятия с элементами моделирования профессиональной ситуации «Конкурс экспертов». по дисциплине «Математика»

          Данная работа является методической разработкой  практического занятия по теме: «Решение задач по теме «Элементы теории вероятности»» для студентов, обуч...

Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий «В»

Использование автотренажеров стало неотъемлемым элементом современной подготовки водителей....

Методические указания по проведению практических занятий обучающихся по МДК 02.02 "Управление проектами"

Методические указания содержат необходимый материал для отработки умений и навыков применения средств MS Project  в практической деятельности...