"Земное и астрономическое время"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Аранзина Василина Игоревна

Урок общеметодологической направленности. Расчет разницы во времени земном и астрономическом показывает ученикам причину появления 29 дня в феврале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по математике в 6 классе.

Тема урока: Земное и астрономическое время.

Класс:

построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Дидактическая цель:  формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Цели по содержанию:

   - обучающие: повторить единицы измерения времени, способ нахождения расстояния между точками, действия над числами с одинаковыми и разными знаками, познакомить с правилом вычисления високосного года.

- развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

  - воспитательные: развивать познавательный интерес, используя творческие задачи, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: повторение и закрепление основных понятий и фактов, формирование мировоззренческих идей.

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Предметные УУД: владение базовым понятийным аппаратом, владение символьным языком математики, владение навыками выполнения устных, письменных и инструментальных вычислений, владение навыками упрощения числовых и буквенных выражений.

Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному процессу, умение анализировать, оценивать ситуацию, выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли, отличать гипотезу от факта.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: планировать цель деятельности до получения результата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу., определять степень успешности своей работы.

Познавательные УУД: различать методы познания окружающего мира, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения, воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебных задач, применять таблицы, схемы, модели, сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для  ее решения, сравнивать разные виды текста, составлять план текста, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: Учебник: Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 11-е изд., испр. и доп. – М.:Мнемозина, 2012. – 264 с.: ил., мультимедиа проектор, компьютер, карточки для проверки знаний.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и ПРООП

Организационный момент

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (Слайд №1)

Давайте запишем число в рабочей тетради. Помогать при изучении нового материала нам будут наглядные пособия, ваше хорошее настроение и внимание. 

Включаются в деловой ритм урока: планируют, контролируют, выполняют свои действия по заданному плану учителем.

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

Устная работа: (Слайд №2)

Отгадывание загадки:

Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
Где все это хранится?

С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры. Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года. Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток), число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Во времена зарождения христианства (I в. от Р.Х.) официальным календарем Римской Империи был солнечный календарь, называемый юлианским. Он был создан в результате реформы, проведенной в 46 г. до Р.Х. императором Юлием Цезарем (отсюда и название календаря) и введен с 1 января 45 г. до Р.Х.  После того как в 30 г. до н. э. Египет был завоеван римлянами, здесь в 26 г. до н. э. была проведена реформа календаря — введен александрийский постоянный год. Продолжение и усовершенствование юлианского календаря. В 1582 году реформу, направленную прежде всего на удовлетворение церковных нужд, осуществил папа римский Григорий ХIII.

Давайте рассчитаем количество лет от начала реформы Цезаря до начала возникновения Александрийского календаря. Какую формулу мы можем применить?

Сколько лет от начала Александрийского календаря до начала Григорианского?

Моделью чего является календарь?

Год - какая единица измерения?

Какие единицы времени вы знаете?

(Слайд №4) Единицы измерения

Какие единицы времени из перечисленных вам не знакомы? Объяснение.

Календарь

Формула нахождения расстояния между точками.

ρ=.

=20 (лет)

=1608 (лет)

Года

Времени

Перечисление известных величин

Гигагод, индикт, квартал, декада, терция

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Проблемная ситуация

Сколько дней в году?

Какой день взят дополнительно?

Как часто в году 366 дней?

Почему? (выявление проблемы урока)

Цель урока

- Какая цель нашего урока?

(слайд 5)

365, 366

29 февраля

Один раз в 4 года

Постановка и формулирование цели урока, создание алгоритмов деятельности при ее решении.

Проблема:  
 нужен ли нам в феврале 29 день?

Цель нашего урока:

определить значимость дня, добавленного раз в 4 года.

Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

Применения знаний в новой ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания.

Мы знаем, чему равен год по земному времени. Давайте рассчитаем время движения Земли вокруг Солнца (астрономическое время).

Слайд 6

Длина орбиты Земли равна 2**R,

 где = 3.14, а радиус орбиты R = 150 млн км.

Скорость вращения Земли по орбите  примерно равна 29,851 км/сек.

Найдите время прохождения Земли вокруг Солнца.

Формула 2**R вам знакома с 5 класса. Где вы с ней встречались?

Можно сказать, что находим расстояние, которое проходит Земля по орбите, делая один оборот вокруг Солнца? Подставим значения.

Секунды переведём в минуты, затем в часы, далее в сутки.

Итак, в году 365 суток и какая-то часть. Определите, какая?

А как вы думаете, что случится, если эту часть никогда, не рассматривать?

Слайд 7

За сколько лет накопятся сутки?

Что произойдет с началом зимы?

Верно.  А давайте узнаем, через сколько лет начало зимы придётся на начало лета. Что нам необходимо для вычисления?

Июнь-30 дней; июль – 31 день; август – 31 день; сентябрь – 30 дней; октябрь – 31 день;  ноябрь – 30 дней.

Найдите ответ задачи.

Молодцы.

Физминутка:

Закройте глаза и поднимите правую руку, нарисуйте в воздухе знак бесконечности. А теперь попробуйте это сделать двумя руками.

Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач.

Запоминать и удерживать правило, планировать и выполнять свои действия по заданному образцу.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии и выбирать наиболее эффективные способы решения задач. 

Делаем выводы: Это формула нахождения длины окружности. Обозначается:

С=2**R.

Да.

23,14150000000=942млн(км)

942000000 : 29,851  365,24 суток

0,240,25=1/4 суток=6 часов

29 февраля не будет.

4 года

Сместится на 30 ноября

Количество дней с 1 июня по 1 декабря.

183 дня

1834=732 года

Включение изученного в систему знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы «Земное и астрономическое время».

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Чему равен земной год?

Чему равен астрономический год?

Слайд 8

Оказывается, есть временная неточность. Годовое движение Земли = 365 суток 5ч 48 мин 46 сек

Какая ошибка во времени?

За сколько лет накопятся сутки, и нам станет необходимо один раз отменить 29 февраля?

А за 400 лет сколько раз необходимо отменить 29 февраля?

Чтобы считаться високосным, номер года, прежде всего, должен делиться на четыре.

Касательно нулевых годов, с которых начинаются столетия, они считаются високосными только в случае, если их номер кратен 400.

Так, к примеру, 2000-й год является високосным, в то время как 1900-й – нет. Это условие григорианского календаря.

Уметь выделять полученную информацию из текста и ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

365сут 6ч

365,24 суток

Ошибка во времени = 11 мин 14 сек

11 мин 14 сек = 674 сек

1 сутки = 24 ч = 1440 мин = 86400 сек

86400 : 674  128 (лет)

3 раза

Самоконтроль и самооценка

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

 Самостоятельная работа со взаимопроверкой (работа в парах)

Выпишите все високосные года, оканчивающиеся на два нуля в период с 1000 года по наше время. Сравните свой результат с соседом по парте.

 

1200; 1600; 2000.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Совершенствовать свои критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Уметь строить рассуждения, владеть общим приемом решения задач, выбирать средства для решения математических  задач, выполнять действия по заданному условию задачи.

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Так нужен ли нам в феврале 29 день?

Почему?

Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

Слайд 9

День такой – он как Олимпиада,
Выпадает раз в четыре года.
И ему порадоваться надо,
Как подарку для всего народа.
Это ведь не лишний час осенний,
Что весной потребуют в отдачу,
Целый день нам дарят безвозмездно,
Да ещё и ночь к нему в придачу.
День нам дарят, чтоб расстаться легче
С уходящей бабушкой Зимою,
Чтобы подготовились мы к встрече
С Новой Наступающей Весною!

Хотя 29 февраля считают неудачным днём, я вам желаю, пусть этот день будет счастливым для вас!

Необходим

Время будет на своём месте. Всё будет в своё время.

Предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, возможные ошибки, умение делать выводы.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

Информация о домашнем задании

  Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Домашнее задание:
Рассчитать в часах ваше выполнение домашней работы за год.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Закончите предложения:

  • Мне удалось…
  • Мне понравилось…
  • Я порадовался за …
  • Я могу похвалить себя за…
  • С каким настроением заканчиваем урок?

(нарисуйте лицо человечка: грустное или весёлое)

Коммуникативные: аргументация своего мнения.

Познавательные: рефлексия способ и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Астрономический метод измерения скорости света

Астрономический метод измерения скорости света...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

Тест "Астрономический калейдоскоп"

Тест разработан в оболочке Testmaker (http://vvz.nw.ru/Testmaker/index.htm) для учащихся 5-7 классов. Тест можно использовать во внеклассной работе. Есть возможность осуществить 2 попытки прохождения ...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...