Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".
презентация к уроку по астрономии (11 класс) по теме
Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planety_zemnoy_gruppy.ppt | 831 КБ |
planety_zemnoy_gruppy.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнечная система
Планеты земной группы
Меркурий Масса-0,055 масс Земли Период вращения- 58,8 суток Температура-днем- +430, -170 ночью
Венера Масса -0,816 масс Земли Период вращения- 243 суток Температура- + 480 Атмосфера-96,5 % углекислого газа, 3,5 азота
Земля Масса – 1(в массах Земли) Период вращения- 23ч 56 мин Атмосфера- 78% азота,21 % кислоро-да и др. Число спутников-1 Температура-+60-+17,-80 ночью.
МАРС Период вращения 24 ч37 мин. Атмосфера-95%углекислого газа,2,5%азота. Масса-0,107 масс Температура-+15до -60,-120 ночью. 2 спутника-Фобос,Деймос.
Планеты-гиганты
Юпитер Масса-318 масс Земли Период вращения- 9 ч 35 мин. Атмосфера-89 % водорода, 11 % гелия. Число спутников-63.
Сатурн Масса- 95 масс Земли Период вращения- 10 ч 37 мин. Температура- -170 Атмосфера-94% Н, 6% Не. Число спутников-35.
Уран Масса- 14,6 масс Земли Период вращения – 17 ч 14 мин. Температура—217 Атмосфера-83% Н, 15%Не,2% метана. Число спутников-27.
Нептун Масса-17,7 масс Земли Период вращения-16ч 07 мин. Температура—214. Атмосфера-84%Н,15% Не,1%метана. Число спутников-13.
Плутон Масса-0,0022 масс Земли Температура- -230. Период вращения- 247,7 лет. Эта планета или астероид ???
Закончите предложения Планета,суточный перепад температур поверхности которой составляет 100град… Планета,в атмосфере которой часто про- исходят пылевые бури….. Планета,обладающая биосферой,- Практически не имеют атмосферы плане- ты…..
Предварительный просмотр:
МОУ «Румянцевская СОШ»
Открытый урок по астрономии
в 11 классе
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ
Учитель Бабенкова Зинаида Сергеевна
ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ
ЦЕЛЬ: рассмотреть вопросы физической природы планет земной группы.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
а) общеобразовательные – формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;
б) развивающие – формирование умения анализировать информацию;
в) воспитательные – формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы; развитие экологического мышления учащихся.
УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
основные характеристики планет как класса космических тел;
строение и физические характеристики Земли;
физические характеристики и отличительные особенности планет земной группы – движение, массу, размеры и плотность (в сравнении с земными), внутреннее строение, рельеф, физические условия на поверхности и особенности происхождения.
УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
пользоваться справочными данными астрономических календарей для наблюдений за небесными телами.
ПЛАН УРОКА
Этап урока | Содержание | Методы изложения | Время, мин. |
I | Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос, беседа | 10 |
II | Изложение нового материала: Общие характеристики планет земной группы. Внутреннее строение планет земной группы. Поверхности и атмосферы планет земной группы. | Рассказ учителя | 30 |
III | Подведение итогов урока. Домашнее задание | 5 |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Этап I
При фронтальном опросе учащиеся отвечают на вопросы (при возникающих затруднениях можно воспользоваться справочными данными из учебника).
На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.
На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.
Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.
Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.
Самую большую массу имеет планета Юпитер.
Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.
Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.
Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.
Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.
10. К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Этап II
Напомнив учащимся основные сведения о строении Солнечной системы, необходимо отметить особую роль планет как небесных тел, на которых возможна жизнь. На протяжении многих лет источником знаний о планетах были визуальные, фотографические, фотометрические и спектральные наблюдения. В настоящее время данные этих наблюдений весьма существенно уточнены и дополнены благодаря радиоастрономическим наблюдениям и исследованиям с помощью космических аппаратов.
Учащимся необходимо объяснить, что основными физическими характеристиками планет являются масса, размер, средняя плотность, скорость вращения вокруг оси. Важными здесь являются также средняя плотность и химический состав атмосферы, угол наклона оси планеты к плотности ее орбиты, расстояние от Солнца, а также количество спутников. Именно по основным физическим характеристикам планеты делятся на две группы.
Изучение планет земной группы можно начать с краткого обзора основных сведений о литосфере, гидросфере, атмосфере и магнитосфере Земли, а затем перейти к характеристикам каждой из планет. Более наглядно изложение материала можно провести при параллельном рассмотрении одних и тех же характеристик для всех планет. Здесь важно не только сообщать готовые данные, но и указать методы, с помощью которых эти данные были получены. Учащиеся должны четко знать такие физические характеристики Земли, как ее размеры (средний радиус), масса и средняя плотность. Другие планеты рассматриваются на основе сравнения с Землей.
Непосредственному исследованию внутреннего строения Земли доступен лишь очень незначительный по толщине (6-10 км) верхний слой земной литосферы. Основным методом исследования более глубоких (чем это доступно при бурении скважин) слоев литосферы Земли являются сейсмические исследования. При землетрясениях или взрывах в теле Земли возникают сейсмические волны, которые, испытав преломление и отражение в недрах планеты, регистрируются сейсмографами в различных точках земной поверхности. Скорость распространения волн зависит от плотности и упругих свойств среды, в которой они распространяются. Исследования позволили выделить в строении недр Земли две главные части: твердую оболочку – мантию, и жидкое ядро, расположенное глубже 3 тыс. км. В самом центре Земли находится сходное с твердым телом внутреннее ядро, образованное под действием огромного давления.
В дополнение к материалу, изложенному в учебнике, следует рассказать учащимся о тепловом балансе Земли. За миллиарды лет существования нашей планеты установилось равновесие, при котором Земля излучает в космос то же количество энергии, что и получает от Солнца. Излучение энергии происходит преимущественно в инфракрасном (тепловом) диапазоне длин волн, активно поглощаемом молекулами водяного пара и углекислого газа. Поэтому даже незначительные колебания в концентрации этих газов в атмосфере оказывают огромное влияние на тепловой баланс Земли и формирование климата. Благодаря так называемому парниковому эффекту средняя температура Земли на 400 С выше эффективной температуры, обусловленной потоком солнечной энергии и тепловым излучением Земли. Без парникового эффекта в атмосфере температура на поверхности Земли составляла бы около – 240 С и жизнь бы стала невозможной. Парниковый эффект сглаживает суточные перепады температуры до 150 С.
На данном уроке можно дополнительно (с пропедевтической целью) ознакомить учащихся с ролью магнитосферы Земли и схемой образования радиационных поясов. Если бы у Земли отсутствовала магнитосфера, космическая радиация убила бы на ней все живое. Однако большая часть космических лучей отклоняется магнитным полем Земли, а часть захватывается, и лишь наиболее энергичные частицы достигают верхних слоев атмосферы, в основном в области земных полюсов, и вызывают свечение разряженных газов – полярные сияния. Материал о магнитном поле и радиационных поясах Земли тесно связан с проблемами солнечно-земных связей.
Демонстрируемые на уроке фотоснимки, рисунки и другие наглядные пособия позволят учащимся представить сравнительные размеры планет, особенности их вращения вокруг осей и т. д. Не следует увлекаться использованием на уроке многочисленных числовых данных, более эффективной в этом случае будет работа со справочными таблицами.
На этом уроке ряд вопросов можно увязать с экологическими проблемами Земли. При рассмотрении атмосфер планет земной группы следует обратить внимание учащихся на образование облачного покрова Венеры. Изучение облаков на Венере имеет не только большой научный, но и практический интерес в связи с проблемой защиты окружающей среды от загрязнения на Земле. Дело в том, что венерианский туман сходен по ряду свойств с земными туманами-смогами, вызванными промышленными и транспортными выбросами в атмосферу. Земные смоги, нарушающие экологическое равновесие и вызывающие многие нежелательные последствия, возникают в результате накопления в воздухе сернистого ангидрида, который, окисляясь, образует капельки серной кислоты. Под действием солнечного излучения такой туман не рассеивается, а даже сгущается. Разобравшись в сложных процессах, которые происходят в облаках Венеры, ученые могут внести вклад в решение проблемы защиты атмосферного воздуха Земли от загрязнения.
В связи с увеличением доли углекислого газа в земной атмосфере в настоящее время обсуждаются вопросы о роли парникового эффекта для земной атмосферы. Большое значение при этом приобретает выяснение эволюции парникового эффекта, погоды и климата на Венере. Поскольку погодообразующие процессы на Венере не столь сложны, как на Земле, изучение более простой венерианской модели погоды и климата может оказаться полезным для решения задач земной метеорологии. Можно обратить внимание учащихся на одну особенность: почти все детали рельефа Венеры носят женские имена. Равнины названы в честь мифологических персонажей (Русалки, Снегурочки, Бабы-Яги), крупные кратеры – в честь выдающихся женщин, а меленькие – личными женскими именами.
Марс – единственная планета, где наблюдаются глобальные пылевые бури. Марсианские пылевые бури в ряде отношений аналогичны земным. Поэтому их изучение имеет большое значение.
Знакомство учеников со сведениями об эволюции планет земной группы будет способствовать формированию общенаучных понятий о познаваемости мира, единстве законов физики для всей Вселенной, взаимосвязи и взаимообусловленности природных явлений.
Эволюция Меркурия определялась близостью к Солнцу и малой массой планеты. Поверхность Меркурия нагревалась лучами близкого светила и взрывами при столкновениях с мелкими планетезималями. По-видимому, Меркурий был первой из полностью сформировавшихся планет. Самые ранние стадии эволюции Венеры, ее внутреннее строение и химический состав, вероятно, сходны с земными, но в дальнейшем пути их развития сильно разошлись. Эволюция Марса была обусловлена небольшой массой планеты и удаленностью от Солнца. Гравитационная дифференциация вещества была не столь глубокой и полной, как у других планет земной группы.
Для закрепления материала урока учащимся дается задание, которое они могут выполнять, пользуясь учебником.
Закончите предложения.
Вариант 1.
Самый большой перепад дневной и ночной температур поверхности у планеты Меркурий.
Высокая температура поверхности Венеры обусловлена парниковым эффектом.
Планета земной группы, средняя температура поверхности которой ниже 00 С, - это Марс.
Большая часть поверхности покрыта водой у планеты Земля.
В состав облаков входят капельки серной кислоты у планеты Венера.
Вариант 2.
Планета, суточный перепад температур поверхности которой составляет около 1000 С, - это Марс.
Планеты, температура поверхности которых бывает выше +4000 С, - это Меркурий и Венера.
Планета, в атмосфере которой часто происходят глобальные пылевые бури, - это Марс.
Практически не имеют атмосферы планеты Меркурий и Плутон.
Планета, обладающая биосферой, - это Земля.
Этап III
При выполнении домашнего задания учащиеся заполняют следующую таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы:
Физические характеристики планет | Меркурий | Венера | Земля | Марс |
Масса (в массах Земли) | 0,055 | 0,816 | 1,000 | 0,107 |
Диаметр (в диаметрах Земли | 0,382 | 0,949 | 1,000 | 0,532 |
Плотность, кг/м3 | 5,43 | 5,24 | 5,52 | 3,95 |
Период вращения | 58,8 суток | 243 суток (обратное) | 23 ч 56 мин | 24 ч 37 мин |
Атмосфера: давление химический состав | Практически нет | 95 атм | 1 атм | 1/150 атм |
96,5 % СО2, 3,5 % N2 | 78 % N2, 21 % О2 и др. | 95 % СО2, 2,5 % N2 и др. |
Температура поверхности, 0С | +430 днем; -170 ночью | +480 | От +60 до +17 днем; -80 ночью | От +15 до -60 днем; -120 ночью |
Число спутников | - | - | 1 | 2 |
Названия спутников | - | - | Луна | Фобос, Деймос |
После заполнения таблицы ученики делают выводы, в которых указываются сходства и различия между планетами земной группы.
Выводы: так как Меркурий практически лишен атмосферы, то на его поверхности наблюдается рекордный перепад температур (более чем на 5000 С). Облака на Венере и пылевые бури на Марсе напоминают нам, что на Земле необходимо ограничить выбросы пыли и промышленных отходов в атмосферу, что позволит сохранить привычные условия существования и развития жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Солнечная система. Планеты земной группы».
Данная разработка урока составлена с помощью программы MicrosoftPowerPoint, которая позволяет провести урок с богатым набором иллюстративного материала, что необходимо для учащихся средней школы...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).
Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина). Тест
Тест к урокам по природоведению "Соседи Солнца"...
урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»
урок по биологии «Солнечная система. Планеты земной группы»...
урок астрономии в 11 классе ""Планеты земной группы"
Для урока астрономии по теме "Планеты земной группы" представлены: презентация, технологическая карта урока, таблица для заполнения учащимися данных о планетах и аналогичная таблица дл...
Разработка урока астрономии " Планеты земной группы"
Данная работа содержит технологическую карту урока по астрономии с приложениями по теме: " Планеты земной группы"...
Тестирование по теме «Планеты земной группы»
Тестирование по теме «Планеты земной группы» разработано для учебника Чаругина В.М. (10-11 класс). Данный учебник представляет линию учебно-методических комплексов «Сферы ...
Комментарии
рекомендую САЙТ АСТРОНОМИЯ
рекомендую САЙТ АСТРОНОМИЯ .Есть всё конспекты, презентации, сам.раб, тесты ;
адрес http://www.astro.websib.ru/metod/uroki-sp