Тема урока: «Уравнения»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Беспалова Валентина Александровна

Учебник для 5класса : Математика , Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов, А.С. Шварцбурд,А.С. Чесноков.

Класс 5

Тип урока: Закрепление знаний и первичный контроль.

Методы обучения: Наглядный, проблемно-развивающий,частично-поисковый метод, метод контроля

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа в  за компьютером,  работа по карточкам, работа в парах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc406.05 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики: Беспалова Валентина Александровна

Место работы: МБОУ Ясенецкая СШ

Павловский район

Тема урока: «Уравнения»

Учебник для 5класса : Математика , Н.Я. Виленкин,В.И. Жохов, А.С. Шварцбурд,А.С. Чесноков.

Класс 5

Тип урока: Закрепление знаний и первичный контроль.

Методы обучения: Наглядный, проблемно-развивающий,частично-поисковый метод, метод контроля

Формы работы: фронтальный опрос, самостоятельная работа в  за компьютером,  работа по карточкам, работа в парах

Формировать УУД:

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Работать над осознанием ответственности за общее дело.

Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать умение  школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; высказывать своё предположение.

Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Развивать умение работать с разными видами информации.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты урока:

предметные – уметь решать уравнения  разного типа;

метапредметные – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные –Уметь осуществлять самооценку и адекватно понимать  причиныуспеха/неуспеха в учебной деятельности.Уметь проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельност

    План урока:

  1. Организационный момент.  Рефлексия.-1м
  2.  Чтение и обсуждение текста – 3мин
  3. Устная работа (6м).
  4.  Самостоятельное решение 12 мин.

Проверка знаний с помощью компьютера: тестовая работа

Проверка знаний с помощью карточек.(индивидуальная работа)

5.Домашняя работа:

Придумать и решить 3 уравнения 1 мин

Найти с помощью Интернета, кто   такой Аль Бируни.

Физкульт.минутка1-2 мин.

  1. Решение линейных уравнений 14мин
  2. Подведение итогов. Выставление оценок. (2 м)
  3. Рефлексия. (2 м)

Технологическая карта урока  математики

 5 класс Дата_19.10.2015

Тема:  «Уравнение»     Тип урока:  Закрепление знаний, первичный контроль.                                                                                                                       

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель:  Формировать умения решать  уравнения. Способствовать развитию математической  речи, памяти, внимания, мышления учащихся; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной, парной  работе, при работе за компьютером.

Планируемые  образовательные результаты

Уметь  проводить  простейшие умозаключения, обосновывая свои действия  ссылками  на определение и правила

Основные понятия

Уравнение. Компоненты уравнения. Корень уравнения. Решение  уравнения.

Ресурсы

Учебник, презентация , тесты, инд.карточки, памятки

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, парная, работа за компьютером.

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет  к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Цели:  анализировать  требования к ученику с позиции  учебной деятельности; создание условий для  внутренней потребности во включении в учебную деятельность, развития умения  устанавливать тематические рамки, уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Организует актуализацию требований  к ученику с позиции  учебной деятельности;

Создает  условия для  внутренней потребности  во включении в учебную деятельность.

Уточняет  тип урока и намечает  шаги учебной деятельности.

1.Заметка из истории(прочитать и сделать свои выводы об изучаемом материале.

 Как вы думаете, что самое ценное на Земле?

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный  Ал - Бируни:
«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Необходимость выполнять арифметические действия с числами диктует сама жизнь. Умениями вычислять люди овладели постепенно. Сначала научились выполнять арифметические действия с натуральными числами, а потом  появилась алгебра и геометрия.

Ребята, а вы знаете, когда люди начали решать уравнения? Кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно.

Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Уравнения умели решать в древности также китайские и индийские ученые. В музее изобразительных искусств в Москве хранится папирус, изготовленный из растений, на котором сделаны записи около 3500 тысяч лет назад. Вот одна из задач этого папируса: "Число и его половина составляет 9. найдите эти числа". Эту задачу мы с вами решим, когда изучим дроби. (х + 0,5х = 9).

Попробуйте найти самое главное в тексте. Определить тему и цель урока.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Скажите какую задачу  мы должны перед собой поставить сегодня на уроке

Сегодня мы продолжим работу по теме: « Уравнения».

Что такое уравнение?

Какое число называют корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

Читают, дают ответы  на вопросы

.

Уметь читать  текст, математические записи, уметь  устанавливать связь компонентов уравнения

Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Поиск и извлечение нужной информации из прочитанного.

2..Закрепление знаний с проговариванием 

Организует фиксирование индивидуального затруднения, обобщение актуализированных знаний

Раздает памятки

.

Устно решаем уравнения Слайд 4,5,6,7

Решают устно  уравнения, проговаривают правила

.

Уметь  устанавливать связь компонентов уравнения

Коммуникативные:  уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь структурировать свои знания). Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий.

3Этап самостоятельной работы с проверкой

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы  на  знание,   выявление места и причин затруднений, работа над ошибками.

Предлагает ученикам проверить свои работы и оценить( кто работал по карточкам)

Выполняют самостоятельно задание  в тетради, осуществляют взаимопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения и   исправляют ошибки.

Осуществляют самооценку.

Уметь самостоятельно  решать уравнения, используя компьютер

Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности  учебной деятельности

4.Физкут.минутка

5Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

Организует проблемно-поисковый метод.

Учитель предлагает решить уравнение другим способом.

Выбор эффективного способа уравнений

Найти ошибку

Выполняют  задание  в тетради и на доске, осуществляют взаимопроверку по эталону. Находят второй способ решения уравнения.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

6

Творческое задание, работа с техникой.

XI. Домашнее задание

  1. Придумать 3 уравнения и решить.
  2. Выяснить с помощью Интернет,  кто такой  Ал-Бируни.

7Закрепление новых знаний при решении задач с проговариванием во внешней речи.

 

Выделяют неизвестный компонент уравнения.

Комментируют решение.

6. Рефлексия учебной деятельности.

Организует  , рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.

Кто работал добросовестно? (поднимите свою правую руку)

Кто принимал участие в строительстве храма знаний? (поднимите левую руку)

 Кто работал так, как первый человек? (поднимите обе руки)

Для сильных

РЕЗЕРВ:№96 стр.19, №132 СТР.26, 228 СТР. 39

Для всего класса: № 376 стр 61 (парная работа)

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: умение осуществлять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Литература: 

  1. Используемая литература:
  2. 1.Виленкин Н.Я. Математика 5класс. Учебник для 5класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2015
  3. 2. А.П. Попова  Поурочные разработки по математике. 5 класс.- М.: ВАКО, 2014.
  4.          3.Мызникова  Наталия Владимировна, учитель математики МБОУ лицей №1г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б.А.  Котова
  5. .Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай.-М. Просвещение, 2013.

Используемое оборудование и наглядные пособия: мультимедийный проектор, 9 компьютеров, настроенная локальная сеть.

Список ЭОР

1.презентация «Решение уравнений»2. Презентация «Тесты»

3.физкультминутка http://www.youtube.com/watch?v=inG2QQzBo8U

4Савченко Е.М.:http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=9658 

3http://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/konspekt-uroka-vvedenie-v-algoritmicheskiy-yazyk-turbo-paskalhttp://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/konspekt-uroka-vvedenie-v-algoritmicheskiy-yazyk-turbo-paskal 

4 http://festival.1september.ru/articles/620963/

http://www.youtube.com/watch?v=inG2QQzBo8U 

Трофименко Татьяна Анатольевна,учитель математики МОУ СОШ №1 г.Острогожска Воронежской области Тестовая оболочка с единственным выбором верного ответа в PowerPoint.

5.Презентация Обвинцева Н.А. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»г. Шадринска Курганской области

Обвинцева Н.А.

Памятка1

Решение уравнений на сложение и вычитание

Что надо найти

Слагаемое

x + 9 = 15

Уменьшаемое

x − 14 = 2

Вычитаемое

5 − x = 3

Правило

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо от уменьшаемого отнять разность.

Пример решения

x + 9 = 15
x = 15 − 9
x = 6


Проверка

6 + 9 = 15
15 = 15

x − 14 = 2
x = 14 + 2
x = 16


Проверка

16 − 2 = 14
14 = 14

5 − x = 3
x = 5 − 3
x = 2


Проверка

5 − 2 = 3
3 = 3


Решение уравнений на умножение и деление

Что надо найти

Множитель

y · 4 = 12

Делимое

y : 7 = 2

Делитель

8 : y = 4

Правило

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.

Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

Пример решения

y · 4 = 12
y = 12 : 4
y = 3


Проверка

3 · 4 = 12
12 = 12

y : 7 = 2
y = 2 · 7
y = 14


Проверка

14 : 7 = 2
2 = 2

8 : y = 4
y = 8 : 4
y = 2


Проверка

8 : 2 = 4
4 = 4


                         

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физике в 10 классе. Тема урока "Уравнение состояния идеального газа"

На уроке выводится формула уравнения состояния идеального газа. Кроме того, рассматриваются важные следствия, вытекающие из этого уравнения. Урок сопровождается показом презентации....

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....

Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным».

Конспект урока для учащихся 6 класса...

Открытый урок по математике в 6 классе. Тема урока : «Уравнения»

Цели урока:Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся о содержании понятия «уравнение», «корень уравнения» и связать с ними понятие и способы решения уравнения,...

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...