ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССЕ
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему

Кирпичникова Татьяна Александровна


В работе представлены разнообразные технологии по оценочной деятельности в 5-6 классах по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В 5-6 КЛАССЕ

КИРПИЧНИКОВА Т.А., учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

школа №4 г. Полярные Зори

Новая система оценки ставит перед учителями ряд конкретных вопросов: Что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? Основные задачи технологии оценивания:

Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний.

Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

-Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

С этой целью в 5 классе применяю бездвоечный метод обучения в первой месяце, который позволяет успешно решать многие проблемы этого сложного периода, и безотметочный метод при отработке учебного материала, который обеспечивает комфортные условия пребывания ребенка в иной среде снимая эмоционально-стрессовые состояния.

В качестве инструментов оценивания могут применяться:

Портфолио – комплект документов, представляющих совокупность подтверждаемых индивидуальных учебных и внеучебных достижений обучающихся, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки;

Оценка – оценочная процедура, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.

Самооценка – одна из форм оценочных процедур личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Существуют три вида оценивания:

  • стартовая диагностика;
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
  • итоговое оценивание.

Необходимо обеспечить рефлексию и самоконтроль в процессе деятельности учащихся на уроке:

  • при проверке домашнего задания (самопроверка, взаимопроверка по критериям).
  • при изучении нового материала – ученик оценивает свое внимание, запоминание, полноту восприятия материала.
  • при рефлексии на конец урока – над чем поработать?

Для того чтобы оценка была наиболее действительной и способствовала успеху учеников, необходимо действовать дифференцированно. С этой целью применяю метод «Отсроченной отметки»: если ответ ученика окажется слабым, то целесообразно применить этот метод. Ученику предоставляю возможность улучшить качество своего учебного труда, у ученика возникает стремление овладеть лучше учебным материалом.

Процедура самооценки включает в себя:

1.Разработку учителем для каждого конкретного случая четких эталонов оценивания.

2.Создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов. Для получения текущих оценочных суждений при прохождении учебного материала составляю срезовые работы. Свою деятельность по выполнению работы учащиеся оценивают самостоятельно на уровне «справился», «не справился», «затрудняюсь». Результаты работы рассматриваю вместе с учениками как указание на необходимость внести коррективы в процесс обучения.

3.Обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащихся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты. В ходе выполнения заданий учащимся и учителю легко проследить на каком этапе допущена ошибка. Предлагаю учащимся выполнить задания самостоятельно. Затем ученик сверяет его с эталоном, записанным на обратной стороне доски. Для установления обратной связи на доске фиксируется число учащихся, справившихся с заданием. Затем подводим итоги: сколько человек справилось с заданием, в чем ошиблись не справившиеся. Переходим к следующему этапу – выполни аналогичное задание. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и концентрации внимания

4. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов. Для этого ввела зачетные работы в форме нарешивания заданий. Определяю промежуток времени для выполнения 20-25 заданий. Учащиеся в свободном режиме выполняют задания и сдают отчет о проделанной работе. Во время прорешивания ведем журнал, где учащиеся фиксируют количество выполненных заданий.

На уроках я предлагаю ребятам оценочные листы по каждой теме (таблица 1), с помощью которых они показывают уровень понимания материала. В конце четверти составляется сводная таблица по оценкам учащихся и формируется индивидуальное задание на каникулы, с учетом тех затруднений, которые были выявлены у ребенка при анализе оценочных листов.

Таблица 1

«Лист оценивания для учащихся 5 класса по теме «Проценты»

Ф.И.О. ученика (цы):  

Уровни усвоения

Образовательные

ресурсы

Критерии

Самооценка

ученика

Оценка учителя

Рекомендации учителя

Воспроизведение

Я могу назвать определение процента.

1 б

Понимание

Я понимаю смысл термина «проценты».

Могу пояснить, как обратить десятичную дробь в проценты;

Как перевести проценты в десятичную дробь.

2 б

Применение

Я могу определить задачи на проценты 3-х типов

находить проценты от какой-либо величины;

находить число, если известно несколько его процентов;

находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Анализ

Я умею решать задачи всех 3-х типов.

3 б

Синтез

Я могу предложить подходящую  схему для представления текста задачи.

3 б

Оценка

Я могу самостоятельно составить задачи для каждого типа. Доказать значимость данной темы.

3 б

Оценочный лист позволяет получить следующие сведения о классе:

  • Уровень качества знаний и уровень успеваемости по теме данного урока и предыдущей теме.
  • Уровень овладения учащимися общеучебными умениями и навыками: анализом, умением доказывать, делать выводы;
  • Уровень развития устной речи;
  • Уровень умения работать с информацией;
  • Уровень грамотности;
  • Уровень умения использовать полученные знания в практической жизни;
  • Уровень адекватности самооценки учащихся.

Применение Оценочного листа позволяет отследить по каждому ученику изменение его уровня знаний, умений и навыков при изучении различных тем в течение учебного года. Оценочный лист даёт возможность вести постоянный мониторинг результата образовательного процесса по каждому ученику и классу в целом. Также он позволяет оценить эффективность применяемых на уроках методов для обучения и воспитания конкретного ребёнка и класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочная деятельность на уроке математики

Применение различных видов контрольно-оценочной деятельности на уроках математики...

ПРОЕКТ «Контрольно – оценочная деятельность на уроках английского языка по теме:«Защита окружающей среды» 7 класс

Основные задачи модернизации российского образования – формирование УУД и создание единой системы контроля. Регулятивные УУД предполагают выработку умений:  ц...

Организация контрольно-оценочной деятельности на уроках изобразительного искусства.

В работе рассматриваются вопросы:В чём разница между оценкой и отметкой?Что такое "самооценка" школьника?Что является ядром учебной самостоятельности ребёнка?В чём заключается контрольно-оценочная дея...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках иностранного языка"

Предназначено в качестве пособия учителю  иностранного языка  при выставлении оценок....