Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике. Выступление на городском семинаре учителей математики.
учебно-методический материал по алгебре на тему

Бессонова Тамара Владимировна

В содержании дано значение и место интеллектуальных игр в обучении и воспитании учащихся, о возможности этих игр при подготовке к ЕГЭ, приведена технология  математической  игры "Домино".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Интеллектуальная игра "Домино"68 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальные игры как деятельностный подход в обучении математике.

Выступление на городском семинаре учителей математики.

29.01.2015

учитель МБОУ СОШ №2

Тамара Владимировна Бессонова

Работая в школе не один десяток лет, уже не раз оказывалась свидетельницей школьных реформ. А начиналось все с разговоров о том, что назрел кризис в образовании, что накопился целый букет различных проблем, требующих немедленного их решения, что необходимо реформирование самой системы образования, и о том, что эти реформы, наконец - то начались. Так может это вовсе и не проблемы, а естественный процесс преобразования образования? И, как любой процесс, он нескончаем. А нам педагогам следует принимать это как данность, и без излишней лихорадки просто самим стараться идти в ногу с теми переменами, которые диктует сама жизнь.

Какова основная цель образования в целом? Воспитать достойных граждан своей страны, или научить их уму-разуму? И, опять, на моем учительском веку, не единожды велись споры о том, что первично: обучение или воспитание. И чаша весов попеременно склонялась то в одну, то в другую сторону. Но, всем давно известно: от перемены мест слагаемых результат не изменится. И как ни крути, задача школы была, и будет заключаться в том, что уча, мы воспитываем, а воспитывая – учим. Что, по сути, изменилось в образовании за последние полсотни лет? Объем информационных знаний, приходящийся на душу населения, да набор универсальных учебных действий. А задача школы как тогда, так и теперь состоит в том, чтобы научить чему-то, и выстроить систему ценностей в соответствии с общепринятыми нормами морали, правда на сегодняшний день все чаще приходится перестраивать ту систему, которую большинство детей приобретает из вне, до того, как они попадают в общеобразовательные дошкольные и школьные учреждения, благодаря современному уровню и возможностям подачи информации. Стратегические цели образования практически не изменились, а вот тактика их достижения совершенствуется постоянно. Теоретики от педагогики очень умно и вдохновенно говорят о том, что без мотивации нельзя «напоить лошадь». И главной задачей педагога выдвигают то, как сделать так, что ребенку захотелось бы учиться.

Шиллер утверждал «Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном значении этого слова, и только тогда он является человеком, когда он играет». На мой взгляд, математические игры – технология, позволяющая, как никакая другая технология, развивать деятельностный подход в математике. Что такое интеллект?

Интеллект ( от латинского  познание, понимание, рассудок), способность мышления, рационального познания.

Что же способствует развития интеллекта? Так называемые интеллектуальные игры, которые способствуют деятельности, направленной  на познание и развитие мышления.

Игра – вид непродуктивной деятельности, смысл которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Хоть в словаре и сказано о непродуктивности игры, как вида деятельности, интеллектуальные игры ставят под сомнение это утверждение. Конечно, никакого практического результата такие игры, казалось бы не имеют, а всё-таки познавательный эффект таких игр высокий, так как дают много интересных и полезных знаний, нестандартных приёмов решения задач. Именно интеллектуальные игры превращают интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание, пробуждает интерес к предмету.

                       Значение интеллектуальных игр:

1.Дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение.

2.Способствуют вовлечению в активную деятельность школьника, помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе компетенции.

3.Развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению универсальных учебных действий.

4.Имеют важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Кажется, что с продвинутыми детьми работать легче, они замотивированы, заинтересованы и имеют большой запас знаний.

Но, феномен одарённости неоднозначен: он предполагает высокий уровень общего и интеллектуального развития, познавательных и специальных способностей и, вместе с тем, определённые, весьма серьёзные трудности в становлении собственного «я», самореализации социализации одаренного ребёнка.

Так одарённым детям зачастую трудно найти друзей, они испытывают проблемы в общении со сверстниками, уходят от решения социальных проблем, существуют проблемы в эмоциональном развитии, они не научены преодолевать неудачи, часто отстают в физическом развитии. Особо остро проявляется проблема волевых навыков саморегуляции, поскольку ситуация развития этих детей часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, интересной и лёгкой для них.

Ещё одной преградой является привычка к непрерывному накоплению и переработке знаний, прочному и буквальному их усвоению, но это не позволяет выйти за рамки верных, но стандартных решений в процессе профессиональной самореализации.

Многочисленные исследования показали, что дети с признаками одарённости нуждаются не столько целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащённой и индивидуализированной образовательной среды.

Многолетняя практика убедила меня в том, что интеллектуальная игра, как педагогическая технология, сочетая в органическом единстве образовательную, развивающую и воспитывающую функции обучения, является эффективным средством для активизации мыслительной деятельности учащихся. А в настоящее время в быстроменяющемся обществе с учетом резкого возрастания роли математики в развитии общества, математическая игра приобретает новую значимость для развития деятельности   учащихся. Для формирования универсальных учебных действий к математике наиболее эффективными в этом плане являются интеллектуальные игры, в частности, математические игры.

Несколько слов скажу о возможности интеллектуальных игр для подготовки учащихся к ЕГЭ.

Разница между работой учителя по подготовке всех учащихся к сдаче ЕГЭ и наиболее подготовленных к участию в математических интеллектуальных играх достаточно очевидна, однако анализ поведения школьников в ситуации сдачи ЕГЭ и решения задач на игре позволяет обнаружить существенные сходства.

Во-первых, в обоих случаях деятельность осуществляется при строгих временных ограничениях.

Во-вторых, обе ситуации не могут быть полностью предсказуемыми, поскольку задания и задачи охватывают огромный объём программного (непрограммного материала)

В-третьих, и на экзаменах, и на интеллектуальных играх учащийся пусть и неявно, но всё же соревнуется с другими школьниками.

 Вовремя экзамена и решения задач на игре учащиеся за ограниченное время мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы:

  • Сконцентрировать внимание
  • Построить доказательство
  • Выполнить графическую модель
  • Найти решение

Как следствие, в обоих ситуациях учащиеся находятся в сходных эмоциональных ситуациях: тревоги, растерянности, удовлетворённости или неудовлетворенности процессом решения, напряжения при ожидании оценки. Для достижения максимально возможного результата важно, чтобы школьник испытывал оптимальный уровень психоэмоционального напряжения, был готов к деятельности в ситуации стресса. Результат сдачи ЕГЭ и качество образования зависит не только и не столько от объёма учебного времени, сколько от мотивационной среды, созданной для способных детей.  Одной из наиболее приемлемых форм подготовки учащихся к актуализации математических знании в особых условиях являются интеллектуальные игры.

У каждого учителя в методической копилке есть набор математических игр. Их можно придумывать самой, а можно воспользоваться опытом коллег. Но все эти игры объединяет одно: они проводятся в рамках класса или школы и участвуют в них, если не весь класс, то большая его часть

В последние годы в нашей школе приобрели популярность математические игры, проводимые на открытом кубке Нижнего Новгорода при Высшей школе Экономики преподавателем Кузнецовым Дмитрием Юрьевичем - организатором олимпиадного движения в России, создателем Турнира Новых математических Игр. Турнир проводится с 2007 года и на базе Белорецкой компьютерной школы в республике Башкиртостан. Для реализации интеллектуального и мотивационного потенциала учащихся и для более серьёзной подготовки к турнирам, учащиеся 8-9 классов посещают школу информационных технологий и математики, руководитель Д.Ю.Кузнецов, доцент НИУ ВШЭ - Нижний Новгород. Заключительным этапом обучения в конце учебного года проходит турнир интеллектуальных игр на Открытом кубке Нижнего Новгорода по математике. Это «Математическая карусель», «Домино», «Пенальти» сконструированы для учащихся 6-11классов, проявляющих повышенный интерес к изучению математики. Особенностью этих игр являются нестандартный, олимпиадный характер задач, ответы в которых, как правило, необходимо давать в краткой форме. Такое представление условий задач и требуемых ответов позволяет осуществлять подготовку школьников и к олимпиадам и к ЕГЭ одновременно  

 Цель турнира – развитие у школьников математических способностей и дальнейшая поддержка их интереса к изучению математики посредством участия в интеллектуальных играх, происходит развитие детей в деятельности.  Но именно выездные математические игры, как никакая другая технология, позволяет формировать и развивать УУД в полной мере.

Конечно, участники турниров стремятся к победе, но главная цель не в этом. Дети получают стимул к развитию, возможность оценить достигнутое объективной внешней мерой и наметить ориентиры на будущее, завязать деловые и дружеские контакты с коллегами из других регионов и членами жюри. Один из организаторов олимпиадного движения, создатель Новых математических игр Дмитрий Юрьевич Кузнецов убежден в том, что человек будущего – это «олимпиадник». Именно ему, как никому другому, чаще всего приходится применять свои знания в нестандартных ситуациях, и он лучше других адаптирован к современным условиям.

Сегодня мы с вами попробуем освоить технологию игры «Домино» в деятельности - участии в этой игре.

Общие замечания.

Для участия школьники объединяются в команды из 4 человек (1-2 параллели) - такое число участников позволяет удобно рассадить в классе и обеспечивает каждому игроку условия для проявления активности. Одним из важных условий таких игр является применение мультимедийного проектора, который даёт возможность выводить текущие результаты команд на экран, добавляет игре динамичности, азарта, эмоций, сохраняет интригу до последних минут.

Игра «Домино». Каждая из 28 предложенных командам задач имеет свою «стоимость» по количеству очков на костях домин (например 0-1,2=5), что показывает уровень сложности. Команда распределяет эти задачи между игроками, каждый получает 7 задач, при этом у него есть условия всех задач

Если за первый час выясняется, что игроки не могут решать какие – то задачи, они объявляют об обмене задач, получая за это штраф

 По каждой задаче допускается 2 попытки ответа. При первой неудачной попытке теряется меньшее число из двух, указанных в «стоимости» задачи. При второй попытке теряется и второе число. Таким образом у игроков есть возможность распределять между собой задачи по сложности, корректировать свой набор из 7 задач, отвечать по каждой задаче с двух попыток.

Это способствует усилению групповой динамики, повышению индивидуальной ответственности игроков за командный результат.

Другой вариант игры «ДОМИНО» позволяет всем командам принимать участие одновременно с одним и тем же набором задач, каждая из которых представлена в одном экземпляре. В этом случае команда решает выбранную задачу совместными усилиями. Такой вариант игры предполагает, что команда должна вырабатывать стратегию при столкновении интересов своих и интересов других команд, грамотно выбирает порядок, в котором решает задачи. Например, может возникнуть ситуация, когда в конце игры команда не может получить задачу, так как  все не рассмотренные задачи находятся в руках противника. Информация о том, какие задачи и какими командами решены, получаемая в прямом «эфире» посредством мультимедийного проектора, позволяет команде по ходу игры корректировать свою стратегию.

Третий тип игры. Возможно также разделение, команды на две пары участников, каждая из которых решает свои задачи, а общий результат подводиться по сумме баллов обеих пар.

Математические игры отличаются эмоциональностью, вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а, следовательно, и к математике в целом; способствуют активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.

Эта Игра – универсальная: наполняя содержание разными задачами, её можно проводить для школьников любого возраста в учебной деятельности и во внеклассной работе с целью разбудить интерес к математике в младших классах, с целью подготовки к математическим олимпиадам и турнирам, обобщающие уроки- игры перед проведением зачётных мероприятий в старших классах, совместные с учителями интеллектуально-познавательные игры и др.

Можно корректировать правила Игры – время, штрафные санкции. На мультимедийном экране можно выделять (а можно и не выделять) правильно решённые задачи зелёным цветом, неправильно решённые задачи с первого раза – жёлтым, неправильно решённые со второго раза – красным цветом.

 Правила математической игры «Математическое домино»

1.В игре могут участвовать на один комплект задач до 16 команд. Игра идет в течении выбранного организаторами время, которое сообщается заранее.

2.Протокол игры ведется жюри с выводом на экран текущих результатов.

3.Каждая из   28 задач имеет свою стоимость  согласно распределению баллов  на доминошках  (0-0, 0-1, 0-2, ..., 4-6, 5-5, 5-6, 6-6).

4.Представитель каждой команды выбирает доминошку. На обороте каждой доминошки написана задача. На каждую задачу отводится два подхода (две попытки сдать ответ). Если участник предъявил правильный ответ на вопрос задачи в первом подходе, он получает за это количество баллов, равное сумме чисел на доминошке, а если во втором – равное наибольшему из этих чисел и выбирает следующую доминошку. Если ответ был дан оба раза неверный или неполный, то участник теряет количество баллов, равное наименьшему числу доминошки. Отказ от доминошки приравнивается к неверному ответу (в обеих попытках).

5.Отдельно оценивается доминошка 0 – 0. Сдать ответ на вопрос этой задачи можно только один раз. Если ответ верный, то участник получает 10 баллов, если нет – ничего не теряет.

6.Если команда не может решить задачу и не хочет давать по ней ответ, то она может ее «сбросить», т.е. сдать в жюри с получением штрафа как за нерешенную задачу.

7.Если команда ошибочно взяла задачу, которую решила ранее, то она наказывается штрафным баллом. Сдает эту задачу в жюри и берет новую.

  1.  Ответ и краткое решение принимается в четко записанном виде на отдельном листке, в котором команда также указывает свое название и цену задачи. При этом в жюри сдается и условие задачи.
  2. У стола жюри всегда находится только один игрок. Остальные команды ждут своей очереди.
  3. В случае шумного поведения команда наказывается штрафным баллом, который учитывается в окончательном итоге.
  4. Игра   для   команды прекращается либо по окончании отведенного времени, либо после того, как командой разобраны все 28 задач.
  5. Побеждает команда, набравшая   большее   количество баллов.
  6. По окончании игры все бланки ответов сохраняются на случай возникновения спорных ситуаций. Претензии по игре принимаются от капитанов команд сразу по окончании игры до объявления окончательных результатов.
  7. Игра для участников оканчивается, если истекло это время или не осталось ни одной задачи, которую они не решили. За 5 минут до истечения времени выдача новых доминошек прекращается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников"

Презентация  о системно-деятельностном-подходе  к уроку...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении с помощью межпредметной связи биологии и математики

Краткая аннотация работы.Авторы раскрывают значимость применения на уроках межпредметных связей как  важнейшего принципа обучения в школе при решении интегрированных, прикладных задач. Их использ...

Статья "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕГАТА», ПРОВОДИМАЯ ПО ЛИНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ "БАЙКАЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР«ЭВРИКА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ"

Математические регаты –  увлекательная  и динамичная   форма математических соревнований школьников города Улан-Удэ, которые проводятся по линии Республиканской общественной органи...

Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...

Программа семинара для учителей русского языка и литературы из регионов РФ 28.11. 2013 г. «Реализация метапредметного и деятельностного подходов к обучению рус языку и литературе посредством открытых образоват. технологий в условиях внедрения ФГОС

Мастер-классы:15.20–16.00 – Выступление учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ №37 , к.п.н. Гульянц С.М. «Информационно-сетевое сопровождение уроков литературы в условиях внедр...

Приказ МАОУ «Средняя школа №8» об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"

МАОУ «Средняя школа №8»  Приказ об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"...

Системно-деятельностный подход в обучении школьников с нарушениями интеллекта на уроках математики

В статье рассматриваются особенности построения урока для умственно отсталых школьников с точк зрения технологии деятельностного метода обучения, приводится фрагмент урока математики по теме "Сло...