Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
методическая разработка по математике по теме

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НОО

Лугвина Наталья Анатольевна,

учитель математики ГБОУ школа № 467

 

Принципиальным отличием современного подхода в обучении является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в жизни.

«Цель учителя: не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нём огонь познания», - говорил Сенека Луций Анней, римский писатель, философ.

Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

·       анализировать свои действия;

·       самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

·       отличаются мобильностью;

·       способны сотрудничать.

Перед учителем встают вопросы: для чего учить? чему учить? как учить?

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение, отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения на практике. 

   Чем же отличается традиционное обучение от развивающего?

Традиционное обучение

Развивающее обучение

1) базируется на принципе доступности;

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе уроков становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» эти слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

   Деятельностный подход к обучению предполагает:

·       наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

·       выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

·       выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

   Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

   Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения, нацеленная на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

  Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

·       - принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;

·       - принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

·       -принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);

·       - принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний);

·       - принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

·       - принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

·       - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

·       -  урок открытия нового знания;

·       -  урок рефлексии;

·       -  урок построения системы знаний;

·       -  урок развивающего контроля.

К современному уроку предъявляются следующие требования:

·       - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся;

·       - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

·       - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

·       - вывод делают сами учащиеся;

·       - максимум творчества и сотворчества;

·       - времясбережение и здоровьесбережение;

·       - умение демонстрировать методическое искусство учителя;

·       - планирование обратной связи;

·       - урок должен быть добрым.    

      Правильное использование системно-деятельностного подхода на уроках в школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает  учёбу в школе единым образовательным процессом.

 

 

Литература

1.Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- №4, 2011.

2. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы. - №10, 2012 г.

3.http://festival.1september.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"

Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном я...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС нового поколения

Выступление на педсовете «ФГОС: преемственность при переходе из начальной школы в основную» (декабрь 2015)...

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования...

Выступление на районном семинаре учителей информатики «Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»

Выступление на районном семинаре учителей информатики  «Продуктивные задания на уроках информатики для реализации деятельностного подхода»...